Псевдобульбарная дизартрия: характеристика, причины и симптомы, коррекция у логопеда в Москве

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация — представлены ниже.

Бульбарная

Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.

Бульбарная дизартрия

Из-за атонии мышц ребенок испытывает трудности с сосанием, глотанием, пережевыванием пищи и прочие расстройства. Такое нарушение развития речи у детей сопровождается дисфонией, афонией и назализацией голоса. Произносимые звуки невнятны. Словарный запас у ребенка слишком упрощен. К тому же при бульбарной форме патологии практически отсутствует мимика.

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия: отличия

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия имеют много общих симптомов. Однако две формы недуга имеют и принципиальное отличие: при бульбарной дизартрии поражаются периферические нейроны, а при псевдобульбарной – центральные.

К основным симптомам псевдобульбарной дизартрии можно отнести:

  • Уменьшение двигательной активности ребенка.
  • Значительное ухудшение памяти, малыш не может сконцентрировать свое внимание на чем-то одном.
  • Проблемы с артикуляций и произношением звуков речи. Однако парез мышц в этом случае не развивается (в отличие от бульбарной формы недуга).
  • Мышцы возле рта и на подбородке время от времени непроизвольно сокращаются.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Диагностика псевдобульбарной дизартрии включает не только определение степени нарушения речевой функции, но и исследование основного заболевания. Для установления обширности патологии головного мозга проводится неврологический осмотр, лабораторные и инструментальные методы исследования. Осмотр неврологом подразумевает сбор жалоб, анамнеза, осмотр, проведение проб и тестов, проверка рефлексов.

Предпочтительными методами визуализации считаются магниторезонансная томография, при противопоказаниях к ней – компьютерная томография. Благодаря этим диагностическим методам определяется локализация и характер поражающих процессов (новообразование, воспаление, дегенерация, травма, ишемия, гематома и т.д.). Метаболизм тканей головного мозга можно оценивать с помощью позитронно-эмиссионной компьютерной томографии.

Люмбальная пункция при псевдобульбарной дизартрии проводится в случае подозрения на инфекционную этиологию для установления возбудителя, проведения дальнейшей диагностики и подбора медикаментов для лечения.


Чтобы оценить церебральный кровоток при псевдобульбарной дизартрии в случае хронического недостатка кровообращения необходимо проводить магниторезонансное и/или дуплексное исследование церебральных сосудов, УЗДГ.

Речевую функцию при псевдобульбарной дизартрии оценивает логопед. Его задача — не только исследовать состояние мышц и органов, но и диагностировать устные речевые дефекты, дефекты памяти и письма. У детей, к сожалению, псевдобульбарная дизартрия характеризуется патологией внутренней речи. Часто у них диагностируют задержку речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.

Данная патология требует тщательной диагностики, лечения и соответственной квалификации специалистов. Поэтому при выборе медицинского учреждения нужно быть максимально дотошным и выбор должен пасть на больницу, в которой есть все необходимое оборудование и высококвалифицированные врачи, такую как Юсуповская больница.

Предлагаем ознакомиться  Как познакомиться с парнем на улице: ТОП-10 лучших способов

Другие формы дизартрии

Кроме бульбарной и псевдобульбарной дизартрии медики выделяют еще несколько форм патологии.

Подкорковая. Голосовой аппарат и мимические мышцы больного непроизвольно сокращаются. Речь становится более медленной и тягучей, при эмоциональной перегрузке может вообще пропадать. Если не лечить такое заболевание, ребенок может постепенно потерять слух.

Мозжечковая. Встречается очень редко. У больного речь становится скандированной, он часто непроизвольно выкрикивает отдельные слова или фразы.

Классификация дизартрии

Форма этого заболевания зависит от локализации поражений нервной системы. Неврологи разработали разные типы и формы классификации, в которой различают шесть форм:

  • Вялая дизартрия. Этот тип обусловлен периферическим парезом, может быть паралич артикуляционных мышц. Это происходит при нарушении работы языкоглоточного, подъязычного, блуждающего нервов и их ядер. Часто наблюдается затруднённое глотание.
  • Спастическая. Данная форма происходит по причине двустороннего центрального пареза, а также параличом мышц.
  • Односторонняя верхнемотонейронная. Просчиходит по схожим причинам.
  • Атактическая. Проявляется при поражениях мозжечка либо проводящих путей этой части головного мозга. При этом типе дизартрии наблюдается растянутая речь, нарушенная модуляция. Во время разговора, дети с таким диагнозом, могут менять громкость речи без видимых на то причин.
  • Гиперкинетическая. Одна из разновидностей экстрапирамидной дизартрии. Она возникает при нарушениях в подкорковых узлах и существующих здесь нервных связей. В данном случае, речь ребенка невнятная, нарушена интонация, мелодичность, темп речи.
  • Гипокинетическая. Это один из видов экстрапирамидной дизартрии. Ее причинами являются поражения в подкорковых узлов. Зачастую это наблюдается при паркинсонизме и характерна медленной речью без выражения.
  • Смешанная. Такой тип случается после травмирования ЦНС, многоочаговости ее поражений.

Логопедический массаж при дизартрии

Массаж при дизартрии помогает повысить мышечный тонус органов звукообразования. В лечении заболевания чаще используют активизирующий и расслабляющий массаж. Активизирующий используют при вялости артикуляционный структур (парезы, вялые параличи), бульбарной форме патологии. Расслабляющий массаж используют при повышенном мышечном тонусе (спастические параличи), псевдобульбарной дизартрии. Среди используемых приемов:

  1. Разминание скуловых областей
    – большим и указательным пальцами разминают лицо от нижней челюсти к уху, от скуловой области к нижнему веку.
  2. Вибрация лица
    – располагают пальцы рук между скуловой костью и нижней челюстью и выполняют мягкие вибрационные движения.
  3. Разглаживание мышц под глазами
    – от спинки носа к основанию, далее – к скуловым костям, нижним векам и вискам.

Можно ли полностью вылечить дизартрию?

Пациентов часто интересует вопрос: можно ли вылечить дизартрию? Первоначальной задачей специалистов является точное установление типа заболевания. Если нарушение связано с поражением речедвигательного анализатора, лечение проводят с использованием медикаментозных средств. Хорошо поддаются лечению псевдобульбарная и мозжечковая формы патологии. Эффективность проводимой терапии частично зависит от времени ее начала и возраста пациента.

Особенности лечения

Лечение бульбарной дизартрии обязательно должно быть комплексным. Только правильный подход к решению проблемы позволит полностью от нее избавиться. Не нужно думать, что достаточно ребенку принять несколько таблеток или сделать укол, и симптомы недуга бесследно исчезнут. Будьте готовы к тому, что маленькому пациенту понадобится длительное и сложное лечение в течение нескольких месяцев.

Чем меньше ребенок, тем проще вылечить у него дизартрию. Иногда бывает достаточно простого посещения специальных занятий с логопедом и незначительной коррекции речи.

Комплексная терапия бульбарной дизартрии включает:

  • Медикаментозное лечение. Врачи, как правило, назначают больному прием ноотропных препаратов, которые значительно стимулируют умственную деятельность и работу головного мозга. К таким медикаментам можно отнести – Пирацетам, Луцетам и пр.
  • Прием таблеток для уменьшения слюноотделения. Это значительно облегчит состояние ребенка, ведь при бульбарной дизартрии у маленького пациента выделяется до 1 л. слюны в сутки.
  • Если патология развивается из-за опухоли или гнойника, проблему нужно срочно устранить.
  • Дополнительный прием витаминов и микроэлементов для укрепления организма и восстановления функций пораженного болезнью организма.
  • При необходимости проводится искусственная вентиляция легких, предназначенная для лечения нарушения дыхательной функции.
  • Уроки с логопедом.
  • Физиотерапия, иглоукалывание, лечебная физкультура.

Если больной будет использовать одновременно все методы терапии, недуг очень быстро отступит.

Предлагаем ознакомиться  Нервный срыв: симптомы, признаки, лечение и последствия срывов

Подкорковая дизартрия

Для этого патологического состояния характерно поражение того участка мозга, который отвечает за формирование речи. Подкорковая дизартрия у детей сопровождается невнятной речью. Тембр и сила голоса нарушены. У детей, у которых диагностирована данная форма заболевания, зачастую отмечается гиперкинез – патологическое движение мышц лица. Иногда такая проблема сопровождается непроизвольными гортанными выкриками.

Причины псевдобульбарной дизартрии

Поскольку псевдобульбарная дизартрия, это только симптом поражения проводящей системы, то причин ее очень много. Определенные этиологические факторы нарушают проводящие пути, которые соединяют двигательную кору головного мозга с ядрами девятой, десятой и двенадцатой парами черепно-мозговых нервов, находящиеся в продолговатом мозге.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при следующих патологических состояниях:

  • Травматические поражения головного мозга. Нарушения кровоснабжения путей и ядер языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и как следствие — их компрессия, повреждение, возникают при ушибах и сотрясениях головного мозга. При этом могут формироваться гематомы внутри мозгового вещества, разрываются связи между клетками, нарушается структура мозга. Эта причина превалирует у пациентов молодого возраста и детей.
  • Инфекционные поражения головного мозга. Как специфические, так и неспецифические инфекции центральной нервной системы вызывают изменения воспалительного характера и могут затрагивать как собственно ядра, так и участки прохождения путей, что и приводит к возникновению псевдобульбарной дизартрии.
  • Сосудистые катастрофы головного мозга. Двусторонние ишемические инсульты обширные характеризуются мгновенным развитием дизартрии. При длительных заболеваниях, которые приводят к кислородному голоданию мозга, такие как атеросклероз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, расстройство речи развиваются постепенно, параллельно с прогрессированием основного заболевания.
  • Патология внутриутробного развития и родов. Кислородное голодание, инфекции, патологические роды, родильный травматизм могут стать причиной развития псевдобульбарной дизартрии. Может нарушаться строение, функция, связи между структурами и как следствие – развитие дизартрии.
  • Дегенеративные заболевания центральной нервной системы. Гибель моторных волокон, их дегенерация, приводят к быстрому или постепенному развитию дизартрии из-за нарушения связи между корой и ядрами бульбарных нервов.

Большинство вышеперечисленных причин – общие для бульбарной и псевдобульбарной дизартрии, их различием является — нарушением каких структур вызывается каждая. При псевдобульбарной дизартрии нарушается корковая связь с бульбарными ядрами, при бульбарной дизартрии – поражаются собственно бульбарные нервы.

Прогноз и профилактика

Возможность восстановления речевой функции определяется характером причинной патологии. На фоне успешной этиопатогенетической терапии ранняя логопедическая коррекция способствует полному устранению речевого дефекта. У детей с ДЦП прогноз зависит от тяжести нарушений, регулярности и последовательности проводимой логопедической и нейропсихологической работы.

Прогноз, профилактические мероприятия

Восстановление речевой функции у больных с псевдобульбарной дизартрией зависит от выраженности симптоматики, а также от причин, вызвавших патологию. Когда лечение основного заболевания проведено успешно, то и логопедическая коррекция даст хороший эффект. Если у ребенка детский церебральный паралич, то прогноз зависит от тяжести повреждения мозговых структур, квалификации невролога и логопеда.

Профилактика дизартрии включает планирование беременности, исключение контакта с инфекционными больными во время вынашивания плода, предупреждение травм в родах за счет качественного оказания пособия при родоразрешении. Беременным пациенткам рекомендуется сразу вылечивать инфекционные и хронические заболевания.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:

  • родовая травма;
  • энцефалит;
  • интоксикация и многое другое.

Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.

Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.

Симптомы стертой дизартрии

Дизартрия стертая это последствие поражения головного мозга. Произношение слабо нарушено, речевая патология заметна близким ребенка далеко не сразу. Выделяется следующая симптоматика при стертой форме дизартрии:

  1. Плохое произношение звуков в слове и фразе.
  2. Речь невнятна, невыразительна, размыта, смазана.
  3. Звуки заменяются и искажены.
  4. Нет навыков самообслуживания.
  5. Нарушена крупная моторика.
  6. Рот всегда открыт, так как мышцы челюсть вялые.
Предлагаем ознакомиться  Арт-терапия для детей: лечим искусством

Если у родителей есть предположение о наличии такого заболевания, необходимо проконсультироваться у невропатолога. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста хорошо поддается коррекции.

Спастический вариант

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется следующими симптомами:

  • гиперкинезия гортани (чрезмерное напряжение дыхательных мышц);
  • тонус мягкого нёба нарушен;
  • парез языка (спастический);
  • состояние напряжённости губной мышцы.

В связи с такими особенностями речь пациента становится монотонной, артикуляционная поза удерживается с трудом.

Может наблюдаться артикуляции без единого звука. Часто в речевой мускулатуре длительное время отсутствует покой, происходят спазмы губы, появляется напряжённая улыбка. При данной форме заболевания имеют место проблемы с глотанием, сосанием.

Разобрать речь пациента сложно. Слова произносятся часто на вдохе и, таким образом, речь звучит от спазма до спазма. Голос слабый, иссякающий. Темп речи может быть и быстрый, но постоянного ритма нет.

Способы коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией

Страдающих дизартрией детей часто называют неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения, стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие задачи:

  • занятия благоприятно сказываются на общем интеллектуальном развитии малыша;
  • некоторые проблемы школьного обучения можно избежать, развивая навыки письма, изобразительные действия.

Сначала занятия носят пассивный характер – в младенческом периоде жизни кисти рук осторожно поглаживаются, пальчики массируются, сгибаются и разгибаются, соприкасаются друг с другом. По мере роста ребенка упражнения усложняются.

Степени дизартрии

Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:

  • Первая– имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
  • Вторая– речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
  • Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
  • Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.

При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.

  • Первая степень – совершенная анартрия. Явление, при котором ребенок не проявляет голосовых реакций.
  • При второй степени наблюдается голосовая вокализация некоторых звуков, зачастую гласных.
  • При третьей степени есть простейшие возможности произносить слога.

Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии. При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарущенное произношение звуков.

Стертая дизартрия

Данный термин появился в научной литературе совсем недавно. Специализируется на этой проблеме профессор Архипова: стертая дизартрия, по ее мнению, может диагностироваться только в 5-тилетнем возрасте. Все проявляемые при этом симптомы сгруппированы следующим образом:

  1. Общая моторика – малышу сложно имитировать движения. Даже выполнить какое-то упражнение – это большая проблема, поэтому ребенок не может повторить элементарное упражнение на уроке физкультуры. К тому же малыш быстро утомляется, у него снижена активность.
  2. Мелкая моторика – наблюдаются трудности в самообслуживании. Застигнуть пуговицы, завязать шнурки – все это для малыша сверхсложная задача. К тому же ребенок не может рисовать и играть с мелкими игрушками.
  3. Нарушения в артикуляционном аппарате – наблюдается сильное мышечное напряжение. При этом язык и губы остаются малоактивными. К тому же может проявляться гиперсаливация – чрезмерное выделение слюны.

Стертая дизартрия у детей проявляется и трудностями в звукопроизношении. Основное отличие такого заболевания в том, что у ребенка возникают трудности в произношении шипящих и свистящих звуков. Чаще если у малыша диагностирована стертая форма дизартрии, его артикуляционный аппарат не способен разграничивать звуки по смежному способу образования. В целом у ребенка происходит ассимиляция звуковых структур, и речь сильно упрощается.

Заключение

Псевдобульбарная дизартрия у ребенка затрудняет общее и речевое развитие, поэтому нужно своевременно обращаться к врачам и логопеду при выявлении даже незначительной задержки или дефектов речевой функции. Своевременная помощь больным с нарушением речи позволяет восстановить речевую функцию, адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе. Игнорировать патологию нельзя, так как это чревато осложнениями (нарушением развития, отсутствием адаптации в обществе).

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector