Тренинг эмоциональной разгрузки для педагогов «Без маски» — Публикации — Педагогика 21 век

Введение

На протяжении XX века российское общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, которые заняли место государственной идеологии. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольное положение, в стране возникло, а затем было законодательно закреплено мировоззренческое разнообразие.

Свобода мнений, убеждений, взглядов способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, росту гражданской активности. Одновременно она же поставила многих людей и государство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содействовать личностному становлению человека и эффективному развитию страны в новых социальных условиях, сплачивающих граждан и общество в решении общенациональных задач.

Для миллионов людей актуальным стал поиск новой мировоззренческой, культурной, гражданской идентичности, обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества. Многие утратили жизненные ориентиры, не нашли себя в череде непрерывных социально-экономических преобразований, оказались потерянными для общества и государства потому, что само общество и государство вступили в процессы длительного реформирования.

Ставящиеся при этом цели и достигаемые результаты реформ оказываются не всегда значимыми или понятными для граждан. Соответственно, широкое распространение приобрело явление социальной пассивности. Многие молодые люди проявляют нежелание принимать участие в жизни общества и государства. Большая часть молодежи вовлекается в различные суррогатные формы групповой активности на основе маргинальных форм молодежной субкультуры, религиозных культов деструктивной асоциальной и антигуманной направленности и т.п.

Воспитании обучающихся

Игра социальна и тесно связана с трудом, учебой. – эти важнейшие положения научной теории детских игр дают нам возможность проанализировать вопрос о воспитательных возможностях военно-спортивной игры.

В военно-спортивных играх студентов в какой-то мере отражается воинский труд взрослых [7,36 с].

Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в военно-патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, — таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Предлагаем ознакомиться  Почему человек разговаривает во сне

Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что участники с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно [3,20 c]. Исследования показали, что основными мотивами, поражающими у учащихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие. Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться.

Гражданско-патриотическое воспитание в современной россии

Начиная с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, то есть педагогическая мысль на новом уровне вернулась к тезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте народовластия.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания.

История гражданско-патриотического воспитания

В официальной педагогике дореволюционной России господствующей являлась религиозно–монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на принципе нравственно – православного долженствования.

Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.

Понятие патриотизма и гражданственности

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Предлагаем ознакомиться  Как называется болезнь, при которой все забываешь

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служениюОтечеству.Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым.

Социальные общности и идея патриотизма

Не может быть такой национальности, одна лишь принадлежность к которой давала бы исключительное или монопольное право считать себя «истинным» патриотом. Тем не менее, любовь к Родине всегда имеет национальный характер, поскольку субъект патриотических чувств и взглядов всегда принадлежит к определенной расе, национальности, этносу. В этом смысле все, кто любит Родину, – националисты, поскольку полноценная любовь к своей Родине предполагает любовь к своему народу.

Национальная общность оказывает иногда решающее влияние на формирование патриотизма. Так, в России русский среди русских обычно чувствует себя «дома», а это – предпосылка естественного патриотического чувства. Тем не менее расовая или этническая общность редко бывает исключительным фундаментом патриотизма, несмотря на всю «естественность» такого отношения.

Национальный характер любви к Родине – необходимая, но не достаточная основа патриотизма. В современном мире едва ли найдется монорасовое, а тем более моноэтническое государство. «Национальное государство» – утопическая идея государственного формирования национальной общности; исторический опыт свидетельствует о том, что в действительности она никогда и нигде не была реализована.

Российская Федерация являет собой пример полирасового, многонационального, полиэтнического государства, где к тому же многие национальные и этнические группы исторически расселены отчасти смешанным образом, отчасти компактно. Национальный патриотизм, или патриотизм на национальной основе в ней очень распространен (особенно среди русских), однако он вряд ли может претендовать на то, чтобы быть единственной формой патриотизма.

Ядром всякой культурной общности является общность языка. Поэтому не удивительно, что языковая общность стимулирует развитие патриотического сознания. В определенных условиях, например, за пределами родного края или родной страны, общность языка оказывается главным фактором, который сплачивает представителей одного народа (даже если они принадлежат к разным этническим группам) в общность земляков или соотечественников.

Предлагаем ознакомиться  Причины девиантного поведения человека

Базис и корпус языковой общности образует народная масса, говорящая, читающая и пишущая на так называемом живом «разговорном», или «естественном» языке. У нее есть также надстройка в виде культурных элит, профессионально использующих язык образованных слоев населения – так называемый «литературный» язык – журналистика, публицистика, беллетристика, поэзия и т. д.

Список литературы:

Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 212 с.

Вырщиков, А.Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. – Волгоград: Авторское перо, 2005. – 269 с.

Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1996 г.

«Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи» методический сборник, М. 2005.

«Гражданское образование: ценности и приоритеты». Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

Заключение

Систематическое отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся — необходимое звено педагогического процесса, имеющее существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека, но главным средством воспитания является учение. Для студента учение — главная составляющая его жизнедеятельности. Поэтому, главным условием успешности гражданского воспитания молодежи является правильная организация процесса обучения, создание условий для нравственного становления, нормального развития, ощущения успеха.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.

Военно-спортивная игра является эффективным средством военно-патриотического воспитания молодежи. Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств, которые имеют большое значение для развития всех сторон личности человека.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector