Шпаргалки к экзаменам и зачётам

Тема 1.введение в психологию одаренности.

В
рамках гуманистических тенденций
образовательно-воспитательного процесса,
наконец, получила оценку и стала
востребованной проблема одаренности
как на уровне академической науки, так
и на уровне практики. Тем не менее,
современная система образования проблему
обучения и воспитания одаренных детей
решает фрагментарно, опираясь в основном
на инициативу отдельных энтузиастов
ученых и воспитателей.

Отсутствует
единая система выявления и отслеживания
одаренности, подготовки учителя к работе
с «нестандартным» ребенком, адаптированные
к личности учителя технологии работы
со способными детьми. Работники
образовательных учреждений испытывают
острый дефицит знаний о психологии
одаренных и талантливых детей.

Внимание
к феномену одаренности обнаружило
множество сопровождающих его проблем
и вопросов. Наиболее острые из них
сводятся к следующему.

  1. Одаренный
    ребенок – это аномальный ребенок. Он
    отличается от сверстников часто далеко
    не в лучшую сторону. Он нетипичен,
    нестандартен, неординарен, он есть
    «камень преткновения» для воспитателя,
    а потому, как объект воспитания он
    неудобен и неприятен.

  2. Система
    репродуктивных упражнений и формальных
    требований, пригодных для массовой
    школы, не способна положительно
    воздействовать на одаренных учащихся,
    напротив, она оказывает на них
    отрицательное влияние.

  3. На
    сегодняшнем этапе развития теории
    одаренности и практики воспитания
    возможно говорить не о развитии
    одаренности как таковой, а лишь о ее
    поддержке в рамках различных стратегий
    и технологий обучения и воспитания. К
    сожалению, сегодня школа не обеспечивает
    даже сохранения тех потенций, которые
    достигнуты ребенком вне ее стен.

  4. Работа
    с одаренными учащимися предполагает
    создание такой системы воспитания, где
    субъектами педагогического процесса
    выступают одаренные люди. Учитель может
    либо сам быть моделью поведения и
    мышления для своего одаренного ученика,
    либо быть посредником между одаренным
    взрослым и одаренным учеником.

  5. Воспитание
    и обучение одаренного ребенка в условиях
    школьного образования должно
    осуществляться на основе персонифицированных
    учебных программ, ориентированных на
    тип одаренности, а затем на индивидуальные
    особенности каждого ребенка и т.д.

Целью
данного учебного пособия является
расширение представлений практических
работников системы образования об
особенностях личности и проблемах
одаренного ребенка, представлению
некоторого практического материала по
выявлению одаренности и способам
практической работы с одаренными
учащимися.

Виды одаренности

Психолог В.И. Панов выделил следующие виды одаренности детей и их характеристики:

  1. Общая. Все способности развиты одинаково хорошо, индивид может добиться успеха во всем.
  2. Художественная. Бывает музыкальной, изобразительной, сценической. Встречаются смешанные типы, например, художественно-литературная.
  3. Практическая. Воспитанник отличается высокой осведомленностью в своих достоинствах и недостатках, умении использовать как слабости, так и сильные стороны. Этот вид часто остается незамеченным. Или его принимают за социальный тип, частью которого он и является.
  4. Общая интеллектуальная и академическая. Личности с таким типом способностей быстро овладевают понятиями, легко запоминают, анализируют, перерабатывают информацию. Это позволяет добиваться успеха во многих видах деятельности.
  5. Специальная. Выдающиеся знания, умения, навыки, способности в одной из сфер. Ученик легко решает проблемы, придумывает стратегии поведения в рамках конкретной деятельности.
  6. Творческая одаренность. Это нестандартное мышление, поведение, восприятие – вот что отличается школьника с таким типом развития способностей. Он выделяется из толпы, кто-то считает его странным, а кто-то называет неудачником. Это любознательные личности с выраженной познавательной активностью. Творчество может раскрыться в любой деятельности.
  7. Интеллектуальная одаренность. Это способность добиваться больших высот в обучении. Такие ученики легко и с интересом анализируют информацию, изучают и сравнивают факты. У них высокий уровень интеллекта.
  8. Академическая. С интересом и легкостью усваивают школьную программу. Из таких воспитанников получаются хорошие специалисты.
  9. Спортивная. Быстрые, ловкие, сильные, умелые – так можно охарактеризовать этих учеников. Их спортивные достижения выделяются на фоне показателей остальных воспитанников.
  10. Организаторская. По-другому ее называют лидерской или социальной. Этот вид помогает ладить с людьми, организовывать их для какого-то дела, помогать им. Такие индивиды в будущем могут найти себя в педагогике, психологии, социальной работе.

Для ученика с лидерскими способностями характерны следующие особенности:

  • высокий уровень интеллекта;
  • умение принимать решения;
  • ответственность;
  • высокая способность к адаптации;
  • умение работать с абстрактными понятиями;
  • уверенность;
  • терпимость;
  • альтруизм;
  • толерантность.

Кроме названных 10 видов психологи выделили еще один тип – скрытая одаренность. Ученик отличается от остальных, его деятельность своеобразна, но это не выделяется явно. Обычно такие личности одержимы каким-то одним делом, это похоже на фанатичное отношение к чему-либо.

Предлагаем ознакомиться  Как перестать ревновать парня

Психология рассматривает одаренность как отклонение в психическом развитии. Одаренность в психологии – это пример положительной девиации, то есть это отклонение от нормы, но в лучшую сторону. Однако оно скрывает риски и опасности, особенно при дисгармоничном развитии.

Одаренность как психолого-педагогическая проблема.

Понятию
«одаренный ребенок» первоначально
предшествовал целый ряд синонимических
понятий: чудо-ребенок, рано развившийся
ребенок, талантливый, сообразительный,
аномально умный и т.д. Все они подчеркивали
необычайный дар, доставшийся человеку
свыше. Отношение к этому явлению, как к
божественному предопределению,
укрепившееся со времен античности
зачастую мешает понять сущность проблемы
одаренности.

А между тем, в официальном
определении, принятым госкомитетом
образования США, прямо говорится, что
одаренные дети требуют помощи, которая
выходит за рамки обычного школьного
обучения. Реальная ситуация такова, что
одаренность, кроме яркого, божественного
дара, является фактором
риска
для развития ребенка.

Проблема
одаренности – это во многом проблема
взаимодействия личности и общества.
Ограничиваясь только лишь сферой
школьного образования (и не затрагивая
другие сферы общественной жизни), следует
отметить двойственность позиции школы
по отношению к одаренным. С одной стороны,
школа (учителя, администрация) и другие
руководящие работники системы образования
признают важность проблемы и соглашаются
или даже пытаются организовать какую-то
работу в этом направлении, однако, по
сути, она мало полезна одаренным детям.

В действительности люди, реализующие
образовательный процесс, тяготеют к
таким качествам «идеального» ученика
как дисциплинированность, усидчивость,
сообразительность и т.д., имеющими мало
общего с качествами одаренного ученика,
особенно, если это творческая одаренность.
К сожалению, массовая школа пока еще
ориентирована на «среднего» ученика.

  1. Дисциплинированный.

  2. Неровно
    успевающий.

  3. Организованный.

  4. Выбивающийся
    из общего темпа.

  5. Эрудированный.

  6. Странный
    в поведении, непонятный.

  7. Умеющий
    поддержать общее дело (коллективист).

  8. Выскакивающий
    на уроке с нелепыми замечаниями.

  9. Стабильно
    успевающий (всегда хорошо учится).

  10. Занятый
    своими делами (индивидуалист).

  11. Быстро,
    на лету схватывающий.

  12. Не
    умеющий общаться, конфликтный.

  13. Общающийся
    легко, приятный в общении.

  14. Иногда
    тугодум, не может понять очевидного.

  15. Ясно,
    понятно для всех выражающий свои мысли.

  16. Не
    всегда подчиняющийся большинству или
    официальному руководству.

Возможно
для многих учителей будет открытием
узнать, что «четные» качества чаще всего
характеризуют одаренность. Часто вместо
слова «одаренный» говорят «нестандартный»,
подразумевая одаренность нестандартным
восприятием, нешаблонным мышлением.
Такой ребенок неудобен, автоматически
вызывает неприязнь со стороны окружающих.

Предлагаем ознакомиться  Психолог, психиатр, психотерапевт: в чем разница?

Школа при этом в лучшем случае занимает
позицию негативного отношения к
одаренному ребенку, создавая ситуацию
социальной изоляции (риск
социальной изоляции),
что оставляет такому ребенку некоторый
шанс (развитие вопреки). Отрицательное
внимание лучше, чем его отсутствие. В
худшем случае, со стороны школы наблюдается
игнорирование проблемы.

Последнее в
большей степени способствует возникновению
эффекта «исчезающей одаренности» (риск
исчезновения одаренности).
По данным петербургских психологов на
уровне первого класса отслеживается
25% одаренных учащихся, а на уровне
девятого класса только 2-3% от общего
числа учеников попадают в группу
одаренных.

Среди
детей с общей или интеллектуальной
одаренностью выделяют категорию «высоко
одаренных», коэффициент умственного
развития которых (IQ)
160-200 баллов. Иногда к высоко одаренным
относят тех, чей IQ
169-179 баллов и к исключительно одаренным
тех, у кого он 180 и выше. Всю эту категорию,
как отмечает Н.С.

Лейтес, можно с грустью
обозначить как «исключительно» одаренных
и том смысле, что основная проблема этих
детей заключается в их «исключении»,
неприятии, социальной изоляции
сверстниками и довольно часто –
учителями. Именно из них впоследствии
формируется особая категория одаренных
учащихся – «недостиженцы» (риск
формирования личностных деформаций).

Ответы.

1-1.Экспериментирование.

1-2.
Успешность
в обучении по любимым предметам и
одновременно плохая успеваемость по
другим. Признак относится к академической
одаренности, остальные – к интеллектуальной.

1-3.
…признаки одаренности, обусловленные
совмещением во времени сензитивных
периодов разных возрастов.

1-4.
Кубообразная модель структуры интеллекта:
материал; операции; результаты.

Достоинства.
Выделение дивергентного мышления.
Выделение специфической способности
к творчеству. Разработка параметров и
тестов креативности.

Недостатки.
Операционализм. Невозможность выделить
ведущий фактор, регулирующий
интеллектуальную деятельность.
Тестирование по отдельным факторам –
нельзя оценить и понять творческое
мышление в целом. Невозможно количественно
выразить индивидуальные различия.
Дивергентность отождествляется с
креативностью. Не все факторы в модели
идентифицированы. Разработанные тесты
креативности не могут использоваться
для ее измерения.

2-1.
Вопросов;
активного говорения.

2-2.
Способность
одновременно следить за несколькими
рядами событий. Признак относится к
интеллектуальной одаренности, остальные
– к творческой.

2-3.
Музыкальная,
художественная, социальная, математическая,
шахматная.

2-4.
Структура одаренности – сочетание 3-х
подсистем: высокого уровня мотивации,
высокого интеллекта, высокой креативности.

Достоинства.
Комплексный подход к одаренности –
компромиссность модели. Сочетает две
тенденции – дифференциацию, разграничение
одаренности и выделение общей ее
структуры. Универсальность модели –
термин «одаренность» заменен на термин
«потенциал», что дает основания
использовать ее в работе со всеми детьми.
Модель объясняет проблемы личностного
характера.

Недостатки.
Универсальность модели – термин
«одаренность» заменен на термин
«потенциал», что «снимает» проблему
одаренности. Трудности измерения.

3-1.
Беглость.

3-2.
Дивергентность
– способность мыслить в разных
направлениях. Дивергирующие идеи не
всегда могут являться творческими,
креативными. Эффективность дивергентного
мышления обнаруживается при определенном
уровне умственных способностей и
личностной направленности. Может
выражаться в девиантном поведении.

3-3.
Теоретический, методический
(психометрический) и организационный.

3-4.
Неприязнь к школе, особенности игровых
интересов (им неинтересны игры
сверстников), отсутствие конформности,
погруженность в философские проблемы,
перфекционизм, сверхчувствительность,
страхи, сложная самооценка, особенности
саморегуляции (внутренний локус
контроля), особая система ценностей,
повышенная лень в областях, не связанных
с любимой деятельностью, потребность
во внимании взрослых, излишняя
конфликтность, инфантилизм, трудность
профориентации.

4-1.
Блокирует.

Предлагаем ознакомиться  Лайфхак: 10 способов понравиться мальчику

4-2.
Агрессия.
Остальные понятия отражают этапы
креативного процесса, агрессия к ним
не относится.

4-3.
Активность способного ребенка задана
извне, стимулируется социальной средой.

4-4.
Одаренность является фактором риска
для развития ребенка. Массовая школа
создает риск социальной изоляции, риск
исчезновения одаренности, риск
формирования особой категории одаренных
учащихся – «недостиженцев», и,
соответственно, риск формирования
социальных деформаций, а также – риск
дисбаланса психического развития и
т.д.

5-1.
«Высоко
одаренных».

5-2.
Хорошее моторное развитие. Остальные
понятия составляют структуру одаренности
по Дж. Рензулли.

5-3.
Неспособные, тупые, невнимательные и
т.д.

5-4.
Комплексный характер оценивания;
длительность идентификации; анализ
поведения ребенка в тех сферах
деятельности, которые максимально
соответствуют его интересам; использование
тренинговых методов для снятия
психологических барьеров; использование
экспертных оценок; опора на экологически
валидные методы психодиагностики.

6-1.
Неправомерно.

6-2.
Учебная деятельность. Данный вид
деятельности у одаренного ребенка
отсутствует в «чистом» виде, так как
является составной частью исследовательской
деятельности.

6-3.
Ненасыщаемую,
повышенную познавательную потребность
личности.

6-4.
1.Неравномерность возрастного развития
(часто познавательное развитие идет а
счет других сфер психики; отставание в
физическом развитии и т.д.).

2.Семья
(повышенное внимание к ребенку;
попустительство в отношении бытовых и
социальных навыков; особое внимание
родителей к школьному обучению и т.д.).

3.Взаимоотношения
со сверстниками (отвержение, изоляция
и т.д.). 4.Взаимоотношения с учителями
(может быть конфликтность; навешивание
«ярлыков» и т.д.).

Развитие одаренности

Принято выделять два типа одаренности: ранняя и поздняя. В первом случае таких детей называют вундеркиндами. Их одаренность заметна уже в 2–3 года. Они рисуют как художники мирового уровня, разговаривают на нескольких языках, пишут стихи, производят сложные вычисления. Иногда таких детей еще называют индиго. Раньше всего себя проявляет одаренность в искусстве, особенно в музыке. Позже всего – одаренность в науке (открытия). 

Известны случаи, когда одаренность проявилась в 16-18 лет. Согласно одной из теорий, в каждом одаренном ребенке словно записана программа, которая определяет, когда и какие способности проявят себя. Раньше «записанного» времени одаренность нельзя «вытащить». Однако многое зависит от условий воспитания. Если они будут неподходящими, то выдающиеся способности так и останутся нераскрытыми. 

Какие условия семейного воспитания способствуют развитию одаренности:

  • познавательная активность родителей;
  • совместная деятельность родителей и ребенка;
  • совместное решение, обсуждение проблем, выходящих за рамки быта;
  • содержание обучения и развитие ребенка имеет больший приоритет, нежели отметки по учебе;
  • близкие, доверительные, теплые отношения с ребенком;
  • предоставление самостоятельности и поощрение инициативы;
  • внимание к ребенку;
  • вся семья признает ценность образования.

Нельзя воспитать одаренного ребенка в условиях гиперопеки, авторитаризма, попустительского стиля воспитания. Демократический стиль воспитания – оптимальный вариант.

Условия школьного обучения для развития одаренности:

  • предоставление свободы;
  • ориентация школьной программы на ближайшую зону развития (чуть сложнее актуальных возможностей, чтобы ребенок хотел преодолевать трудности, сохранял мотивацию и интерес);
  • свобода в самовыражении, особенно в выражении мнения на уроках, оспаривании теорий и чьих-то взглядов.

Как в семье, так и в школе важно относиться к ребенку с уважением. Развитие и обучение одаренного ребенка всегда требует строго индивидуального подхода. За составлением индивидуальной программы сопровождения родители могут обратиться в ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум в школе или в детском саду. Или к штатному психологу. Одаренные дети должны обучаться в специальных центрах, школах с углубленным изучением отдельных предметов.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector