Управленческий консалтинг: технологии, методы и этапы оказания услуги

Основания для заказа услуг по управленческому консалтингу

Чаще всего за помощью к специалистам по управленческому консалтингу руководители компаний обращаются в кризисных ситуациях, когда от дальнейшей стратегии развития зависит не только успешное будущее, но и существование компании в целом. По мнению самих консультантов, в услугах управленческого консалтинга больше всего нуждаются две категории компаний:

  1. Стабильные компании, проводящие реформирование. Это может быть расширение, смена вида деятельности или формы собственности, слияние с другой компанией. Чтобы перемены происходили без ущерба для фирмы, потребуется консультация специалистов. Например, услугами консультанта нередко пользуются фирмы, переходящие из статуса «семейных» в разряд средних и крупных, с количеством работников от 500 до 1000 человек.
  2. Крупные компании, собственники которых хотят получить объективную информацию о состоянии дел с целью перехода с текущего оперативного управления на управление стратегией. Задача консультанта — сделать этот процесс максимально прозрачным и безболезненным, полностью исключив возможность потери бизнеса.

Тем не менее, возможны и другие ситуации, когда управленческий консалтинг способен принести ощутимую пользу:

  • Необходимость автоматизации бизнес-процессов. Обычно в этой ситуации всегда проводится предварительное обследование предприятия и выявление необходимости реорганизации.
  • Поиск новых способов конкурентной борьбы путем построения новой маркетинговой политики.
  • Желание обеспечить надежность и безопасность развития компании и упрочение ее репутации в глазах партнеров и клиентов.

Результаты, которые фирма получает от управленческого консалтинга, можно разделить на несколько групп: прямые и косвенные, количественные и качественные. (см. табл. 1).

Таблица 1. Результаты управленческого консалтинга

РЕЗУЛЬТАТЫ

Прямые

Косвенные

Количественные

  • увеличение рентабельности предприятия;
  • ускорение производственного цикла;
  • увеличение финансового оборота.
  • возможность привлечения новых инвесторов;
  • появление новых акционеров и партнеров;
  • возможный рост акций компании.

Качественные

  • диагностика и решение внутренних проблем компании;
  • изменение методов и технологий работы различных подразделений;
  • внесение структурных изменений в основное производство;
  • освоение новых направлений и компетенций.
  • расширение деловых контактов;
  • повышение компетенции сотрудников;
  • установление доверительных взаимоотношений с потенциальными партнерами или органами власти.

В качестве примера можно привести ситуацию из практики компании КСК групп.

Молодая строительная компания, работающая над крупным проектом стоимостью 30 млн рублей, заказала услугу управленческого консалтинга. В ходе реализации этого проекта постоянно возникали проблемы, вызывавшие в итоге риск срыва сроков и получения крупного штрафа от заказчика. В процессе консалтинга было выявлено, что в компании отсутствует четко выстроенная организационная структура.

Были разделены операционная и контрольная функция, что позволило собственнику получить объективное мнение о состоянии дел и принять правильное управленческое решение. Также были выделены основные отделы компании и сформулированы зоны ответственности каждого из них. Для клиента был подготовлен поэтапный план внедрения всех изменений.

Предлагаем ознакомиться  Чрезмерное потоотделение всего тела: причины и лечение

Такое решение помогло реализовать важный для клиента проект, избежать штрафа по контракту в 2,4 млн рублей и предоставило компании возможность развиваться и наращивать объем работ. Стоимость внедрения проекта КСК групп составила 1 млн рублей, ROI (Return On Investment, «показатель окупаемости инвестиций») — 140%.

Классификация (типология) управленческого
консультирования

1. По результатам выделяют.

— Продуктовое консультирование.

— Обеспечивающее консультирование,
консультирование процесса.

2. По радикальности

— Революционное.

— Косметическое консультирование

— Обыденное консультирование

3. По целям

— Целевое

— многоцелевое

4. По видам решаемых задач

— Оперативное

— Стратегическое

5. По механизму реализации

— Объектное управленческое консультирование

— Полиобъектное консультирование

— Уникальное консультирование

— Стандартное консультирование

6. По результативности

— этапное

7. По месту применения

— Внутрифирменное

— Внешнее

8. По длительности воздействия на объект

— Краткосрочное

— Среднесрочное

— долгосрочное

9. По прикладным функциям

— Научно исследовательское консультирование

— Практическое консультирование

10. По степени воздействия

— Шоковое консультирование

— Ползучее

11. По количеству объектов

— Индивидуальное

— коллективное

12. По уровням и сферам управления

— Фирменное

— Отраслевое

— Муниципальное консультирование

— Государственное консультирование

13. По масштабам организации

— Микро-консультирование

— Макро-консультирование

14. По методам обучения

— Активное

— Рутинное

— Взаимообучающее

15. По видам управленческой деятельности

— Научно-техническое

— Социально-экономическое консультирование

Технологии управленческого консалтинга

В современном управленческом консультировании обычно выделяют три основных подхода:

  • Экспертный подход. Он заключается в изучении существующей структуры управления компанией, в выявлении ее особенностей и проблемных участков, в разработке экспертных рекомендаций и их внедрении в практику. При этом мнение эксперта практически не обсуждается, он самостоятельно принимает все решения, а обязанностью клиента является только обеспечение необходимых условий для работы консультанта. Экспертное консультирование может осуществляться в нескольких формах — совет (рекомендация), вопрос клиента — ответ консультанта, письменный отчет (проект, аналитическая записка), экспресс-анализ, углубленный анализ. При этом эффективность экспертного консультирования напрямую зависит от уровня компетенции самого эксперта, его профессионализма и понимания клиентом предложенных рекомендаций в сочетании с готовностью и возможностью их выполнить. Экспертный подход целесообразно применять в тех случаях, когда проблема не связана с конкретными обстоятельствами в компании клиента, нет необходимости в глубокой диагностике. Клиенту в этом случае необходима помощь эксперта, предлагающего готовое стандартное решение или получение знаний по стандартным процедурам, нормам и нормативам.

На заметкуНе существует экспертов, объективных и компетентных на все 100%. Каждый из специалистов внесет в заключение свой персональный опыт, отношение к клиенту, свое понимание задачи и видение ситуации.

  • Проектный подход. Этот подход отличается целевой направленностью и представляет собой создание и развитие конкретных проектов в той или иной сфере деятельности фирмы. Он позволяет сосредоточить все ресурсы на решении задач в одном направлении, осуществлять целевой консалтинг, планировать желаемые результаты и обеспечивать их достижение. Этапы проектного консалтинга:
    • составление задания на проект;
    • поэтапная подготовка проекта с участием специалистов клиента и поэтапная сдача;
    • предоставление консультаций, необходимых для реализации проекта;
    • участие консультанта в реализации проекта в той степени, в которой определил клиент.

    Использование проектного подхода целесообразно в тех случаях, когда для реализации ставится задача, которая по своему масштабу представляет именно проект — инвестиционный, маркетинговый, производственный, при этом в фирме либо отсутствует опыт его реализации, либо при привлечении собственных сил необходимо оптимизировать его выполнение, снизить риски. Проектный консалтинг относится к управленческому только в том случае, когда содержит управленческую составляющую.

  • Процессный подход не предполагает готового решения проблемы. Консультант в этом случае помогает клиенту разработать собственный способ устранения проблемы, используя различные методики. Процессный метод требует активного участия клиента, а само консультирование рассматривается как процесс, состоящий из определенных действий, с использованием определенных технологий, инструментов и методов. Консультирование максимально учитывает специфику компании и направлено на проведение системных изменений в ней. Во время процессного консультирования используются методы, направленные на максимальное взаимодействие с клиентом: организационная диагностика и организационная интервенция. Диагностика направлена на сбор информации о состоянии компании путем наблюдения за деятельностью изнутри, проведения индивидуальных и групповых опросов, изучения документов. Результатом диагностики служит отчет. Организационные интервенции связаны с воздействием на компанию, с целью внесения в ее деятельность необходимых изменений и закрепления их. Важнейшее условие эффективного процессного консультирования — готовность участвующих в нем людей активно взаимодействовать с консультантом, анализируя проблемы и вырабатывая решения.

В некоторых случаях управленческий консалтинг для достижения нужного результата требует сочетания всех трех подходов.

Цели, задачи, принципы управленческого
консультирования

Основной целью управленческого консультирования
является улучшение качества управления, повышение эффективности деятельности
фирмы-клиента и увеличение производительности труда ее персонала.

Основные задачи:

1. На исправление ситуации.

2. На усовершенствование.

3. Задачи на инновации.

4. Комбинированный тип.

Этапы оказания услуги

Процесс управленческого консалтинга включает в себя несколько стадий (см. табл. 2). Самым первым шагом к реализации консалтингового проекта является осознание клиентом наличия у него проблемы, которую он хотел бы решить с помощью консультантов.

Таблица 2. Стадии и этапы процесса консультирования

Стадии и этапы

Процедуры

  1. Предпроектная стадия

Подготовка

  1. Первый контакт с клиентом;
  2. Предварительная диагностика проблемы;
  3. Планирование задания;
  4. Предложение клиенту;
  5. Заключение контракта.
  1. Контрактная стадия
  1. Диагностика
  1. Выявление необходимых фактов, получение информации;
  2. Анализ и синтез;
  3. Отчет по диагностике.
  1. Планирование действий
  1. Выработка решений;
  2. Оценка вариантов;
  3. Предложения по осуществлению изменений;
  4. Планирование действий по реализации.
  1. Внедрение
  1. Оказание помощи по внедрению предложений;
  2. Корректировка;
  3. Обучение персонала.
  1. Постпроектная стадия

Завершение

  1. Оценка результата;
  2. Итоговый отчет;
  3. Расчет по контракту.

Реализация проекта в рамках управленческого консалтинга может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев — в зависимости от размера компании и сложности поставленной задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Консалтинг обеспечивает прямое повышение эффективности
деятельности компании-клиента за счет методологий, бизнес — моделей и
технологий, которыми обладают консультанты. Во-вторых, консалтинг является
своеобразным «двигателем прогресса», так как способствует развитию бизнес -среды
на основе сравнения компаний между собой.

Говорить
об отсутствии рынка консалтинговых услуг в нашем регионе — мягко говоря,
неправильно. Есть и индивидуалы и фирмы, зарабатывающие деньги (и немалые) на
ниве консультационных услуг. Но попытки контактов, с целью формирования
профессиональной среды, носят разрозненный характер. Люди предпочитают «уходить
в тень».

Поскольку
что такое консалтинг, наши управленцы представляют смутно, спрос на услуги
консультантов неквалифицированный. Проблема консультант — клиентских
взаимоотношений — неспособность руководителя предприятия сформулировать задачу.
То есть, ясно, что проблема есть. Снизился спрос на продукцию, нужно
«нормализовать» налогообложение, отсутствуют средства на развитие и т. д.

Но
все это лишь следствия причины, о которой руководитель вообще может не
подозревать, ибо смотрит на проблему однобоко, пользуясь тем запасом знаний и
навыков, которыми он располагает. Еще одна особенность нашей информационной
культуры. Наши управленцы — зачастую прекрасные специалисты-технологи, но имеют
смутное представление о собственно управленческих дисциплинах.

Учитывая
свой, уникальный, путь развития, наша страна в данной ситуации не может
ссылаться и руководствоваться мировым опытом. Строить какие-либо прогнозы очень
сложно.

И
именно из вчерашних кризисов, именно из вчерашних потрясений и вырастают
проблемы, которыми «кормятся» сегодняшние консультанты. Именно то, что было
«недорешено» вчера, сегодня становится проблемой номер один и требует
неотложного решения. Вот тут-то и выходит на сцену консультант.

И
задачи, решаемые сегодня отечественными консультантами, вполне подходят под
определение «послекризисных» в большинстве своем. Реструктуризация,
реорганизация, реинжиниринг, внедрение, устранение и т. д. и т. п.

И
очень приятно, что в последнее время эта тенденция пошла на убыль, что дела
налаживаются и все чаще к консультантам обращаются с просьбами поиска,
создания, открытия и тому подобного креатива.

И
вот именно в таком весьма непростом положении находится сегодня такая
интересная и кипучая отрасль, как управленческое консультирование.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector