Форма девиации требующая жестких запретно репрессивных мер – — ?

Что такое норма?

Социальная норма регулирует поведение людей в обществе, их взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.

Существует представление о нормальном поведении. Это исторически сложившейся вариант, он предполагает своего рода рамки дозволенного или обязательного поведения.

Нормы можно подразделить на две группы: официально установленные (например, нормы юридических законов, различных инструкций и т.п.) и фактически сложившиеся. К этим последним можно отнести традиции, нормы этикета, морали и проч.

Типология девиантного поведения

Наиболее известной
типологией девиантного поведения
является предложенная Р. Мертоном. По
его мнению, каждая культура имеет
провозглашенные цели и институциализированные
средства их достижения. Рассогласование
между ними ведет к аномии. Исходя из
этого, Р. Мертон строит возможную
типологию социального поведения, которая
представляет собой разнообразные
способы приспособления индивида к
условиям, существующим в обществе.

Способ

адаптации

Определяемая

цель

Институциализированное

поведение

  1. Подчинение,
    конформизм

  1. Инновация
    (обновление)

  1. Ритуализм

  1. Ретритизм (уход
    от жизни)

  1. Мятеж
    (революционность)

±

± (отказ замена)

Согласно данной
таблице, конформизм и ритуализм являются
обычными, нормативными формами поведения,
инновация — девиантностью, ретритизм
выглядит и как девиация, и как дезадаптация
личности, мятеж — как переходная реакция,
которая стремится установить новые
цели и средства их достижения.


В отечественной
литературе есть и другие достаточно
продук­тивные виды классификации
собственно девиантного поведения:

  1. отклонения по
    типу нарушения нормы:

а) отклонения,
связанные с нарушением правовых норм,
– это преступления и иные правонарушения;

б) отклонения в
сфере общественной морали. Сюда мы в
первую очередь относим пьянство и
алкоголизм, наркоманию, проституцию,
самоубийства, бродяжничество и
попрошайничество.

Это не идеальная
классификация, так как многие правонарушения
могут быть отнесены и к моральным
проступкам, например, хулиганство, а
проституция и наркомания являются также
и правонаруше­ниями;

  1. отклонения по
    целевой направленности:

а) отклонения
корыстной ориентации — корыстные
преступления, в определенной ситуации
— проституция;

б) отклонения
агрессивной ориентации — насилие как
средство для достижения какой-либо
цели: выгода, самоутверждение, ревность;
насилие как самоцель, например хулиганство;

в) отклонения
социально-пассивного типа — уход от
общественной жизни (пьянство и алкоголизм,
наркомания и, видимо, крайняя форма –
самоубийство).

Возрастные особенности

Девиация не диагностируется у детей младше 5 лет. Как правило, наиболее ярко она проявляется именно в школе, особенно — в подростковом возрасте.

Девиантное поведение 24

Введение.. 2

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.. 3

Заключение.. 3

Список литературы… 3

Сотрудник милиции по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, служба сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиям, в котором не существовало бы социального отклонения. Отклоняющееся поведение (девиантное) означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков и, самое главное, работников правоохранительных органов. Такое поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Цель работы: определить место девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантной поведение и рассмотреть технологию социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.

Актуальность моей работы связана с тем, что девиантное поведение в настоящее время является социальной проблемой и чтобы предотвратить эту глобальную проблему я предлагаю пути решения.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма

Важно!При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.

Отклоняющееся поведение у детей

Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.

Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.

В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).

Признаки

Характеристика девиантного поведения формируется психологами с помощью нескольких признаков. Диагностировать состояние человека можно с помощью простого наблюдения. Признаками поведенческих отклонений являются:

  1. Агрессия. Напористость, агрессивность, непримиримость позволяют человеку отстаивать позицию, не учитывая мнение окружающих. Другие люди избегают взаимодействия с девиантом, что позволяет быть незамеченным длительный период.
  2. Неуправляемость. Человек склонен к тотальному контролю, но от непрерывного напряжения не способен логически рассуждать и принимать решения. Девиант может путаться в рассуждениях, что приводит к появлению неуверенности в себе.
  3. Смена настроения. Девиантная личность характеризуется порывистыми скачками эмоционального фона, вызванными перенапряжением нервной системы, истощенностью ресурсов организма.
  4. Скрытность. Для достижения цели индивиду необходимо как можно дольше оставаться незамеченным окружающими. Скрытность рождает подозрительность и нежелание общаться, что приводит к эмоциональному вакууму и истощению.

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение — это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман — это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Причины возникновения

Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности. Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, личности,потребностей; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации, несоответствие коррекции действий индивидуальным потребностям.

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

В отдельную подгруппу выделяются психологические патологии. Они образуются на стыке 2-3 факторов и с трудом поддаются терапии.

Символическое взаимодействие

Данный подход объясняет, как люди определяют девиации в повседневных ситуациях. Теория маркировки утверждает, что отклонение и норма не являются результатом того, что мы делаем, это скорее реакция других людей. В рамках этой теории существует первичное и вторичное отклонение. Первичное отклонение относится к прохождению эпизодов девиантного поведения, в котором участвует большинство людей.

Чтобы продемонстрировать теорию маркировки, представьте себе двух 16-летних девочек. Обе — хорошие ученицы, спортсменки и никогда не сталкивались с нарушением закона. Допустим, обе девочки решили немного выпить спиртных напитков со своими друзьями в выходные или во время школьных перерывов. Это будет первичное отклонение.

Давайте предположим, что одну из девушек поймают. Ее ставят на учет в учебном заведении, выгоняют из спорта, направляют на консультацию по алкоголю, вызывают с родителями в школу и так далее. Девиантное действие совершили обе девочки, разница в том, что одну из них поймали, а второй повезло. Вторичное отклонение — это то же самое, что и первичное, только во втором случае плохое поведение не было замечено.Содержание

Социальное поведение

Социальное поведение — действия человека среди людей и относительно людей (Я и ты, Я и мы). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. «Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!» — это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей: поведение адекватное и нет, конфликтное и синтонное, правильное и ошибочное, девиантное и делинквентное… В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы).

Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция ответственность его не снимается, но снижается. «Это не я начал обзываться, он первый начал!».

Другое важное различение — это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение — самое распространенное, и оно же — источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют — к сожалению, часто так же неосозанно.

Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.

Роль — социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.

Хотя все поведение человека — социально, в некотором контексте оказывается уместным говорить об индивидуальном поведении: такое поведение происходит в парадигме «Я и предметы». Оно бывает целесообразным и нет, эффективным или нет (ошибочным, неадекватным), но не может быть конфликтным или девиантным.

Социальный конфликт

Подход социальных конфликтов связывает девиации с социальным неравенством. Какое поведение считается отклоняющимся от нормы, а какое нет, зависит того, какие категории людей удерживают власть в обществе. Почему некоторые вещи незаконны, а другие нет? Теоретик социального конфликта будет утверждать, что многие действия считаются девиантными, потому что у власти есть ресурсы, чтобы сделать эти действия девиантными.

У младших школьников

К девиациям младшего школьного возраста психологи относят:

  • неспособности к невербальному общению;
  • трудности установления межличностных контактов со сверстниками;
  • речевые нарушения;
  • задержка умственного, физического или психического развития;
  • патологическое враньё;
  • онанизм;
  • клептомания;
  • сосание пальцев и других предметов.

При своевременном выявлении признаков девиации у младших школьников лечение имеющихся заболеваний и коррекция психических расстройств обеспечивает благоприятные прогнозы.

У подростков

Для педагогов и родителей девиантные подростки становятся настоящей катастрофой. Ситуация обостряется наступлением полового созревания и возрастного кризиса. Отклонения могут иметь опасные последствия как для окружающих, так и для самого ребёнка.

К наиболее частым девиациям подросткового возраста психологи относят:

  • бесконтрольная агрессия и даже жестокость;
  • неуправляемость;
  • дромомания — регулярные сбегания и уходы из дома без предупреждений, когда подросток не приходит ночевать;
  • пиромания — склонность к поджогам;
  • слишком импульсивные реакции на происходящее;
  • анорексия, булимия и другие пищевые расстройства;
  • инфантилизм — ненормальные для подростка поступки, действия и капризы маленького ребёнка;
  • гипердинамия — чрезмерная двигательная расторможенность, патологическая неусидчивость;
  • приобщение к употреблению запрещённых веществ.

Часто подростки, склонные к девиации, становятся участниками экстремистских групп и неформальных сообществ. Особенно опасно вовлечение таких несовершеннолетних в преступную деятельность. Последствия могут быть самыми нежелательными: от тюремного заключения до суицида и наркомании.

Как показывает статистика, подростки-девианты при отсутствии необходимой помощи и поддержки со стороны отличаются неадекватными реакциями и после взросления. Поэтому именно в этом возрасте так важны коррекция и профилактика.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Заключение

Заключение

Предлагаем ознакомиться  Депрессия: признаки, виды, как лечить, что делать
Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector