Гендерные стереотипы и роли — их влияние на поведение, примеры

Введение диссертации2006 год, автореферат по социологии, чойропова, татьяна цыренжаповна

Актуальность темы исследовании. Тендерные исследования, как новое направление гуманитарного знания, активно развиваются в последнее десятилетие как в России, так и за рубежом,. Процессы, демократизации, в нынешней России- невозможно осуществить без гармонизации отношений между различными слоями общества, включая и отношения между полами -тендерные отношения. Возникла необходимость анализа тендерного сознания совремешшх россиян.

Тендерная методология позволяет по-новому анализировать социальные процессы и делать адекватные, аргументированные выводы. Тендерные отношения составляют один из важнейших аспектов социальной и культурной жизни общества. Социально-экономические преобразования современной России инициировали новые противоречия в тендерной сфере: усилилась тендерная асимметрия на рынка труда; произошла дезорганизация семьи как социального института; произошли значительные изменения в ценностно-нормативной системе общества, в ней трансформируются образы маскулинности, феминности; в реальной жизни воспроизводятся традиционные тендерные стереотипы, которые сталкиваются с новыми реалиями социума; происходит дискриминация как жеищигг, так и мужчин в различных сферах социальной жизни общества.

Тендерная стереотипизация создает дополнительные — социальные, культурные — тендерные различия, которые являются основой дифференциации социальных статусов и ролей мужчины и женщины в обществе. Некоторые тендерные стереотипы оказывают негативное воздействие как на мужчин, так и на женщин, препятствуя развитию свободной гармоничной личности, 01раничивая реализацию потенциальных возможностей индивида.

Тендерные стереотипы формируются в течение длительного развития общества, поэтому они не только отражают ментальные уровни носителей той или иной культуры, но и существенным образом влияют на современное массовое сознание. Несмотря на фактическое измените социальных ролей мужчин и женщин в семье и обществе, тендерные стереотипы демонстрируют свою устойчивость.

Характер тендерных стереотипов определяется социокультурными факторами. На содержаш!е тендерных стереотипов влияют этническая принадлежность, возраст, религиозные воззрения человека. Наиболее существенное влияние на содержание тендерных стереотипов оказывает религия. Она является тем социальным институтом, который сохраняет, воспроизводит традициошпле тендерные стереотспты.

Суть проблемы, которая поставлена в данном диссертационном исследовании, состоит в выяснении степени влияния религии на содержание тендерных стереотипов в современном социуме, факторов влияния тендерных стереотипов на представителей той или иной религиозной конфессии в контексте реальных изменении тендерных ролей в современном российском обществе.

Современные трактовки тендерного взаимодействия и сотрудничества в культурных традициях, детерминированных разными религиозными системами, разным миропониманием, является актуальным и интересным предметом для изучения. Россия — многонациональная страна, родина многих народов, культурная и религиозная традиция которых содержит важные компоненты идеологии тендерного сотрудничества, тендерного взаимопонимания. Этот российский опыт тендерных отношений в религиозной сфере уникален тем, что способствует стабилизации социума на всех уровнях.

В настоящее время следует отметить рост влияния церкви как социального института на процессы развития общества. С другой стороны, следует отметить рост интереса жителей России к религиозным институтам.

Вышешложешюе обусловливает актуальность разработки новых подходов к анализу тендерных стереотипов в различных религиозных конфессиях и поиска путей стабилизации социальных отношений в современных условиях.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению тендерных стереотипов как разновидности социальных стереотипов сформировался в последние десятилетия. В значительной степени это было связано с возникновением в научной мысли в 70 — 80-х гг, XX в. тендерных исследований. Становление понятия «тендер» в социологии и философии начинается со второй половины XX в.

Сам термин «тендер» ввел в научный оборот Р. Столлер в 1963 г. Он различал понятие «иола», которое являлось категорией биологической науки; понятие «тендера» (рода), предполагающего определенные психологические и культурные различия, нюансы; понятие «родовой сущности» — понимания принадлежности человека к тому, а не другому полу1.

Различные подходы к определению понятия «тендер» развиваются в традициях, идущих от теории психоанализа 3. Фрейда2, структурно-функционального анализа Т. Парсонса3, биологических и социобиологических концепций Л. Тайгера, Р. Фокса4, философских концепций феминизма С. де Бовуар5, С. Бем6, К. Макмиллан, А. Рич, Б. Фридан, 11. Блюстоун, С. Файерстоун и др.

Феминистская традиция выявила сложность и неоднозначность феномена «тендер», раскрыла сценарий, по которому осуществляется внедрение системы господства и подчинения, воспроизводящей тендерную асимметрию и дискриминацию. Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. / Под ред. Малышевой М. М. — М., 2002. С. 145.

2 Фрейд3 ,Основные принципы психоанализа (Пер. с нем.,англ.: АТГХомнк,Е.Б.Глушак].- М., 1998. С. 134-145.

3 Парсонс Т. О сгруктуре социального дейсгвия. — М., 2000.

4 Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. 1 Под ред. Малышевой М. М. — М„ 2002; С.-145; С. 205 — 206.

5 Бовуар С. де. Второй пол. — М., 1997;

6 Кем С, Л, Линзы тендера. — М., 2004,

7Жеребкина И. «Прочти мое желание.». Постмодернизм, психоанализ, феминизм. М., 2000. С. 156-158.

Все эти направления и теоретические концепции повлияли на возникновение тендерных теорий. Исследователи П. Бергер, Т. Лукман1, И. Гоффман, Д. Циммерман2 рассматривали тендер как результат социально-культурного конструирования реальности. Тендер в качестве стратификационной категории изучали Дж. Скотт, Т. де Лауретис3.

Тендерные исследования в отечественной науке проводились в Х1Х-ХХ вв. Классики российской социологической, философской, религиозно-философской мысли М. М. Ковалевский7, П. А. Сорокин8, В. А. Хомяков, В. С. Соловьев, В. М. Хвостов9 изучали проблемы взаимодействия мужчин и женщин в различных социальных сферах.

В настоящее время отечественные авторы O.A. Воронина10, Т.А. Клименкова11, В. Г. Ушакова12, Г.Г. Силласте13 и др. активно ведут междисциплинарные исследования с применением методологических основ тендерного подхода, в ключе тех наработок, которые существуют в мировой практике. Ö.B. Рябов14, Н, М. Лебедева15 и др. раскрывают философские, культурологические и антропологические аспекты «природы пола» человека.

1 Бергер П.-, Лукман Т, Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М., 1995.

2 Антология тендерной теории: Сб. науч. тр / Под ред Гаповой Е А — Минск, 2000 С. 37-39 Введение в телдериие исследования: Учебное пособие 1 Под ред. Жеребкипой И. — Харьков, 2001. С. 46

47.

1Ирнгарен Л., Этика полового различия. — М., 2004. С. 55. ‘•Кристева Ю„ Силы ужаса. — СПб., 2003. С. 79.

6 Деррвда Ж., Письмо и различие. — СПб., 2000. С. 105-106.

7 Ковалевский М. М. Социология. СПб., 1998.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1999.

9 Христианский взгляд на воспитание полов и современность. Хрестоматия, СПб, 1998,

10 Воронина О. А. Феминизм и тендерное равенство. — М ; 2004.

11 Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. — М., 1996.

12 Ушакова В. Г. 1 ендерная ситуация в Санкт-11етербурге и гендерная политика. // Материалы международной научной конференции «Тендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы». — Иваново, 2000.

13 Женщины в политике, политика для женщин: Второй Всерос. жен. кошр., 6 июня 1995 т. / Отв. ред. Силласте Г. Г. -М., 1996.

14 Рябов О. В. Национальная идентичность: гендерный аспект {на материале русской историософии). -Иваново, 2000.

15 Лебедева II. М. Введение »этническую и кросс-культур! 1ую психологию. М., 1999.

Проблема тендерной стрсотипизации так же оказалась в центре внимания многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных.

Термин «стереотип» первым ввел в научный оборот У. Липпман в 1922 г. Он рассматривал стереотип как эмпирическое представление о социальном объекте (так называемые «картинки в голове»)1.

Первые эмпирические исследования стереотипа были проведены американскими психологами Д. Катцем и П. Брейли в Принстонском университете2.

О. Кляйнберг высказал мнение о наличии в стереотипе «зерна истины», когда стереотипы могут иногда содержать не искаженную информацию. Эта точка зрения повлияла на дальнейшее развитие исследований социальных стереотипов в гуманитарных науках3.

Г. Тэджфел резюмировал главные выводы исследований в области социальных стереотипов, выделил функции социальных стереотипов4.

В отечественной научной мысли до конца 50-х годов XX в. термин «стереотип» не употреблялся, но проблема изучения шаблонов в поведении человека обсуждалась. Наиболее подробно это было рассмотрено нашим соотечественником П. А. Сорокттым. Не употребляя термин «стереотип», он практически описал его функционирование в социальной группе5.

Только в конце 50-х — в начале 60-х годов в отечественной науке появился ряд работ критического содержания, в которых изучались проблемы стереотипизации и стереотипов. В публикациях В. А. Ядова, Г. Кондратенко, П. Н. Шихирева, В. С. Агеева анализировались западные исследования по этой проблеме. Одно из первых определений понятия

1 Липпман У., Общественное мнение. — М., 2004. С. 78.

2 Шихирев П. П. Исследование стереотипов в американской социальной науке. // Вопросы философии. -1971.Лк5. С. 111.

3 Шихирев П. Н. Современная социальная психология. — М., 1999. С. 134.

4 См, указ. соч, С. 136, Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1999. стереотипа» было дало В. А. Ядовым в статье «Идеология как форма 1 духовной деятельности» .

С ростом накопленных знаний относительно понятия «стереотип» было выделено несколько аспектов изучения стереотипа. В частности, ТТ. Н. Шихирев выделяет четыре основных аспекта социальных стереотипов: когнитивный, аффективный, социально-психологический, социологический2.

Среди первых отечественных исследований одного из видов социальных стереотипов — тендерного стереотипа можно выделить работы В. С. Агеева, который впервые в отечественной науке обобщил и проанализировал основные подходы зарубежных исследователей к изучению тендерных стереотипов и выявил функции тендерных стереотипов в обществе -регулятивную, объяснительную и трансляционную .

В отличие от первых исследований тендерных стереотипов, посвященных в основном стереотипизации «феминного», в настоящее время проявляется интерес к проблеме конструирования маскулинности4.

Изучению тендерных стереотипов, связанных с полоролевыми предпочтениями на рынке труда, посвящены работы И. И. Юкиной, ТО. Бондаренко, Н. М. Римашевской5.

В ряде работ отечественных и зарубежных исследователей анализируется роль тендерных стереотипов в процессе поло-ролевой

6 7 социализации, например, труды М. МидИ. С. Кона и др.

Психо лингвистические аспекты тендерной стереотипизащш о 1 рассматриваются в работах Е. И. Горшко и А. В. Кирилиной . Данные

1 Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. — Л, 1961. С. 80.

2 Шихирев П, Н. Исследование стереотипов в американской социальной науке. // Вопросы философии. -1971. №5. С. 98

3 Лгссв В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. — 1996. Л1Л. С. 113-117.

4 Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы: Сб. науч. тр / Под ред. Семашко И. М.-М.,1001.

Предлагаем ознакомиться  Статусы про пустоту

5 Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. / Под ред. Малышевой М. М. — М., 2002. С. 134-143. С. 156-159. С. 171-175.

6 Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся обществе. — М., 2004.

7 Кон И. С., Социальная психология, — М, 1999, и

Тендер: Язык, культура, коммуникация. М., 1999. С. 57-62. исследователи занимаются не только изучением и сравнением понятий «маскулинности» и «феминности» в различных языковых картинах мира, но и выявлением корреляции между содержанием данных культурных котщептов и социокультурными характеристиками носителей культуры.

Другим направлением в шучении тендерных стереотипов являются кросскультурные исследования, авторы которых занимаются сравнительным анализом стереотипов тендерного поведения в различных культурах, к примеру, О. В. Митина, В. Ф. Петренко2.

Проблема воспроизводства тендерных стереотипов в современной российской культуре нашла отражение в работах И. С. Клециной’1, Г. В. Старовойтовой, Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной4.

На сегодняшний день существует недостаток литературных источгапсов, публикаций на тему влияния религиозных систем, мйровоззрешш на гендерньте отношения, тендерные стереотипы, тендерную социализацию, так-как исследованием данного предмета стали заниматься только с недавнего времени. Что касается проблемы религиозного опыта в целом, то ее в своих работах рассматривали У. Джемс, М. Томпсон, П. Бергер, Т. Лукман3, М. Вебер6, Э. Дюркгейм7 и др. Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты. — М., 1999.

2Митина О, В,, Петренко В, Ф. Кросс-культурные исследования стереотипов женского поведения (в России и США). // Вопросы психологии. — 2000. № 1 Клецина И. С. Тендерная социализация. Учебное пособие. — СПб., 1998.

4 Здравомыслова Н. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и тендерный подход в социологии. // Социологические исследования. 2000. №11.

3 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М., 1995. С. 123.

6 Вебер М. Избранное. Образ общества. — М.,-2001. С. 67.

7 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М;, 199! . С. 112-117.

Религиозная традиция является компонентом культурной традиции, поэтому изучение проблемы религиозной традиции необходимо рассматривать в соотношении с культурной традицией. Ученые, занимающиеся данной проблематикой: Э. С. Маркарян1, Ю. В. Бромлей, С. А. Арутюнов2 и др.

Различные аспекты изучения соотношения культуры и религии нашли свое отражение в работах ряда философов, религиоведов, социологов — В. И. Гараджи^, М. Т. Степанянц, Т. М. Михайлова4, В. Е. Семенова5, Е. А. Островской-мл.6 и др.

Влияние религиозной традиции, религиозного опыта и религиозных норм на тендерные отношения в обществе рассматриваются, в частности, следующими авторами в различных исследованиях:

— Феминистские исследовательницы, внесшие вклад в развитие

7 Я феминистической теологии: М. Дали, Дж. Пласков, Р. Шоп , Ю. Кристева, Л, Иригарей9, а также такие авторы, как И. Лайхт, К. Ракель, Ш. Риегер-Гертц10. В отечественной научной среде этой проблематикой занимается В. О. Суковатая11.

— Тендерные отношения и буддизм рассматриваются в работах К. Чатсумарп12, К. Л. Цомо13, И. Май Хапп14, Д. У. Поль15.

Маркарян Э.С.Теория культуры и современная наука. -М, 1983.

2 Религии и идентичное!ь и России: Сб. науч. труд. / От. ред. Степанянц М. Т. СПб., 2003. С. 104. С. 117.

3 Гараджа В, И, Социология религии. — М., 1996.

1 Шевченко М. Д. Религиозное сознание и духовная деятельность. — М., 2000. С. 13. С. 25.

5 Семёнов В.Е. Особенности российской полиментальности в контексте развития страны // Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб, изд-во СП5ГУ, 2002.

6 Островская Е. А. Тибето-буддийский социально-политический проект: история и современность. М, 2002.

7 Феминизм: Восток. Запад. Россия. -М., 1993. С. 23. С. 29. С. 31.

8 Кристева ТО Силы ужаса — СПб., 2003;

9 Иригарей Л. Этика полового различия. -М., 2001.

10 Woerterbuch der feministischen Theologie. / Red. When B. — Guetersluh. 2002. Суковатая В; О. Тендерный анализ религий и феминистическая теология: к постановке проблемы. //Введение в тендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. Жеребкиной И. — Харьков, 2001 . С. 12413?.

12 Kabilsingh, Ch. Thai women in Buddliism. — ßerkley,. 1991.

13 Karma L. T. Toechter des Buddha. Leben und Altag spiritueller Frauen im Buddhismus heute. — Muenchen, 1991.

14 My Hahn, I. Kinder, Kueche, Karma: die Frau im Buddhismus und Konfuzianismus; zwischen Matriarchat und patriarhaler Ideologie, — Bern, 1995,

15 Paul, D. Y. Die Frau im Buddhismus: das Bild des Weblichen in Geschichten und Legenden. Hamburg, 1981.

— Тендерная идеология в христианстве изучается в работах И. Лукатис1, А. Е. Иванова и нр.

— Православие и тендерная социализация, тендерные роли описываются в работах Н. Л. Пушкаревой, Т. В. Горичевои», а также в ряде исследований культурологов и богословов4.

В настоящее время в отечестветпюй науке отмечается усиление интереса к изучению тендерных стереотипов. Следует отметить, что влияние религиозных воззрений на тендерные стереотипы в современном обществе в целом остается слабо изученной проблемой.

Целью диссертационной работы является изучение тендерных стереотипов в православии и буддизме в современном российском обществе. Поставленная цель требует решения следующих задач:

— научный анализ понятия «тендер»;

— систематизация существующих в современном гуманитарном знании теоретических подходов к понятию «стереотип»;

— определение соотношения стереотипа с социальной установкой, традицией, стилем и другими социокультурными феноменами;

— изучение особенностей тендерных стереотипов как вида социальных стереотипов, определение их функций в культуре и социухме;

— определение степени влияния религиозных воззрений в различных конфессиях на тендерные стереотипы в современном российском обществе;

— выявление сходства и различия в содержании тендерных стереотипов в православии и буддизме.

Объектом диссертационного исследования являются тендерные установки верующих православной и буддийской религиозных конфессий в современной России.

1 Lukatis, Т. Religion und Geschlechteverhaeltnis. — Opladen, 2000.

1 Христианский взгляд на воспитание полов и современность. Хрестоматия. / Под ред. Иванова А. Е. -СПб., 1998.

3 Русская женщина и православие. Богословие. Философия. Культура. — СПб., 1996.

4 Православие: pro et contra. Осмысление роли православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и религии. / Под ред.Федорова В. Ф. — СПб., 2001. Православная семья в современном мире: Сб. стат. М., 2001. Протоиерей Д. Соколов. Назначение женщииы по учению слова Божия. М., 2000.

Предметом исследования выступают стереотипы в тендерных установках православных и буддистов в современном российском обществе.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются:

— социокультурный подход, основные идеи которого впервые были сформулированы П.А.Сорокиным, рассматривающим общество как социокультурную систему, как единство культуры, социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Структура социокультурного взаимодействия, по мнению П. Сорокина, имеет три аспекта: 1) личность как субъект взаимодействий; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица. Ни один из членов этой неразделяемой триады (личность, общество, культура) не может существовать без двух других1.

— концепция социального конструирования реальности П. Бергера, Т. Лукмана в рамках феноменологической социологии знания, согласно которой человеческие представления являются реальной силой конструирования социальной реальности, при этом человек его социальный мир взаимодействуют друг с другом2.

— системный подход, с помощью которого тендерные отношения в социальной сфере описываются как часть крупной системы взаимодействующих компонентов, выполняющих определенные социальные функции;

— тендерный подход, объясняющий логику создания отношений «власти-подчинения», организованных на основании культурно-символического определения пола;

— институциональный подход, позволяющий выделить достаточно устойчивые социальные процессы и отношения между тендерными

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М, 1999. С. 124-127.

2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М., 1995. группами, а также действие норм и предписаний, регулирующих определенные области деятельности.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Результаты экспертного опроса священнослужителей православных храмов и буддийских дацанов, проведенного в 2005 г. в двух городах: г. Улан-Удэ. Республика Бурятия и г. Санкт-Петербург. Северо-Западный Федеральный округ с целью изучения мнений, оценок по проблеме влияния религиозной доктршш на развитие современных тендерных отиошешш (всего опрошено 4 священнослужителя).

2. Результаты анкетного опроса, проведенного автором в г. Улан-Удэ, Республика Бурятия и в г. Санкт-Петербурге, Северо-Западный Федеральный округ в апреле 2006 года, 300 верующих православной и буддийской религиозных конфессий с целью выявления устойчивости традиционных тендерных стереотипов, их изменения под влиянием процессов, происходящих в современном российском обществе.

Б работе использованы общенаучные методы исследования -аналитический, структурно-функциональный, метод сравнительного анализа, а также методы социологических исследований (анкетный опрос, интервью, проективные методы — метод свободных ассоциаций, метод неоконченных предложений, семантический дифференциал).

Научная новизна диссертационного исследования: уточнено и расширено научное понятие «тендерного стереотипа»; определены компоненты тендерных стереотипов в православной и буддийской религиозных конфессиях. применен дифференцированный подход к изучению тендерных стереотипов представителей православной и буддийской религиозных конфессий; в процессе эмпирического исследования выделена структурная модель тендерных стереотипов верующих православной и А буддийской религиозных конфессий в современном российском обществе; обозначены тенденции гармонизации реальных и идеальных тендерных стереотипов верующими православной и буддийской конфессий; проведен сравнительный анализ тендерных стереотипов среди верующих православной и буддийской конфессий России.

Положения, выносимые на защиту:

Г) Тендерный стереотип представляет собой многоуровневый феномен, включающий в себя следующие компоненты: а) тендерные идеалы (социально разделяемые в рамках определенной общности или социальной группы представления о совершенных образах маскулинности и феминности); б) тендерные нормы (социально разделяемые в общности или группе представления об образцах поведения, обязательных или желательных для мужчин и женщин, о социальных статусах и ролях мужчин и женщин, приписанных им в рамках определенной тендерной системы).

2) Процессы модернизации в современном российском обществе оказали неравномерное влияние на трансформацию тендерных стереотипов представителей православной и буддийской конфессии. Модифицировались представления о социальных статусах, ролях мужчин и женщин. Дашгое изменение связано с трансформацией тендерных ролей в современном российском обществе.

3) Тендерные идеалы — это достаточно устойчивые, но исторически изменчивые социокультурные образы. Наиболее устойчивыми остаются представления о базовых характеристиках мужчин и женщин, поддерживаемых институтами религии.

4) При всем различии православной и буддийской доктрины, социальные концепции данных религий во многом схожи.

5) Несмотря на то, что православные и буддисты с готовностью следуют традиционным тендерным стереотипам, все же имеет место влияние модернизаций, произошедших в современном обществе, ориентации на эгалитарные тендерные принципы.

Предлагаем ознакомиться  Логопедический массаж при заикании статья

6) Следует отметить стремление верующих гармонизировать реальные тендерные отношения с идеальными тендерными ролями, предлагаемыми религиями, адаптировать имеющийся опыт к традиционным религиозным тендерным моделям.

Список научной литературычойропова, татьяна цыренжаповна, диссертация по теме «социология культуры, духовной жизни»

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М., 1990.

2. Агеев В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1996. №1.

3. Адам и Ева: Альманах тендерной истории. СПб.-М., 2003.

4. Азарова Е. А. Проблемы тендерных стереотипов в моральном сознании.-СПб., 2000.

5. Айвазова С. Г. Тендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

6. Алибекян Н. О. Тендерный срез истории России. -М., 2004.

7. Американская социологическая мысль. / Под ред. Добренькова В. И. -М., 1996.

8. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988.

9. Антология тендерной теории: Сб. науч. тр. / Под ред. Гаповой Е. А. -Минск, 2000.

10. Ю.Аристотель, Политика. М., 2002.

11. П.Бабаева А. В. Стереотипы поведения в истории культуры. // Дис. канд. культурол. наук. СПб., 1998.

12. Бабочкин А. М., Мантуров Д. В. Этнонациональные ценности и социализация молодежи Бурятии (по результатам опроса молодежи). -Улан-Удэ, 2000.

13. Баев П. А. Взаимодействие христианских объединений и социальных институтов (на примере Прибайкальского региона). // Автореф. дис. канд. социол. наук. Иркутск, 2002.

14. Барадийн Б. Б. Буддийские монастыри. // Ориент. 1992, Вып. 1.

15. Баранников В. П., Матронина Л. Ф. Динамика религиозности в информационном обществе. // Социс 2004, №9.

16. Басаева К. Д. Преобразования в семейно-брачных отношениях бурят. -Новосибирск, 1989.

17. Бем С.Л. Линзы тендера. -М., 2004.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

19. Берн Ш. Тендерная психология М., 2001.

20. Библия. Книги Священного писания, Ветхого и Нового Завета. -Волоколамск, 1992.

21. Бовуар С. де, Второй пол. -М., 1997.

22. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. Л., 1994.

23. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока: Сб. науч. труд. / Под ред. Абаева Н. В. Новосибирск, 1990.

24. Буддийский взгляд на мир: Сб. науч. стат. / Под ред. Островской Е. П. -СПб., 1994.

25. Булгаков С. Православие. М., 1991.

26. Ванина О. Н. Методы исследования стереотипа. М., 2002.

27. Васильева Т. Е., Галинская И. Л. Стереотипы в общественном сознании (социально-философские аспекты). -М., 1988.

28. Введение в буддизм: Сб. науч. труд. / Под ред. Рудого В. И. СПб., 1994.

29. Введение в тендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. Жеребкиной И. Харьков, 2001.

30. Вебер М. Избранное. Образ общества. -М., 2001.

31. Вейшшгер О. Пол и характер. М., 1991.

32. Величко А. М. Христианство и социальный идеал. М., 2000.

33. Велькер М. Христианство и плюрализм. -М., 2001.

34. Вирина А. В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. №3.

35. Волков 10. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. М., 2004.

36. Воронина О. А. Феминизм и тендерное равенство. М., 2004.

37. Ворошилова А. А. Религиозное сознание и способы его существования. Красноярск, 2002.

38. Гараджа В. И. Социология религии. М., 1996.

39. Гендер как интрига познания. /Под ред. Кирилиной А. В. М., 2000.

40. Гендер, власть, культура: социально-антропологический подход. /Под ред. Юрской-Смирновой Е. Р. Саратов, 2000.

41. Гендер: Язык, культура, коммуникация. М., 1999.

42. Гендерные отношения в современной России: Сб. науч. тр. / Под ред. Попковой Л. Н., Тартаковской И. Н. Самара, 2003.

43. Гендерные проблемы в общественных науках: Сб. науч. тр. / Под ред. Семашко И. М.-М., 2004.

44. Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем: Сб. науч. тр. / Под ред. Семашко И. М.-М., 2003.

45. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. / Под ред. Малышевой М. М. -М., 2002.

46. Геодакян В.А., Эволюционная логика дифференциации полов в филогенезе и онтогенезе. // Автореф. дис. докт. биол. наук. М., 1987.

47. Голод С. И. Семья и брак. СПб., 1998.

48. Гофман И., Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта.-М., 2004

49. Градскова Ю. В. «Обычная» советская женщина обзор описаний идентичности. -М., 1999.

50. Громыко М. М., Кузнецов С. В., Буганов А. В. Православие в русской народной культуре: направление исследований. // Этнографическое обозрение 1993. №3.

51. Гумилев Л. Н. Сочинения. Древний Тибет. -М., 1996.

52. Дандарон Б. Д. 99 писем о буд дизме и любви. СПб., 1995.

53. Дандарон Б. Д. Буддизм. СПб., 1996.

54. Дашибалова И. Н. Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят. // Автореф. дис. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2000.

55. Деррида Ж., Письмо и различие. СПб., 2000.

56. Диалог женщины. 1999. №9 (25).

57. Домострой. / Под ред. Сенина В. СПб., 1992.

58. Домохозяйство, семья и семейная политика. М., 1998.

59. Дондоков Б. Буддийский мир. -М., 1993.

60. Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.

61. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.

62. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. СПб., 1999.

63. Ефименко М. Н. Религия. Традиция. Общество: Опыт социально-философского анализа российского регионального развития. -Оренбург, 2001.

64. Ефимов В. Т. Этосология как учение о нравах и нравственности. М., 1992.

65. Женская и тендерная история. Сб. статей. / Под ред. Пушкаревой Н. Л. -М., 2003.

66. Женщина в культуре Востока: политика, искусство, публицистика. /Под ред. Виноградовой В. М. СПб., 1997.

67. Женщины в политике, политика для женщин: Второй Всерос. жен. конгр., 6 июня 1995 г. / Отв. ред. Силласте Г. Г. -М., 1996.

68. Женщина в российском обществе. // Российский научный журнал. -Иваново, 1996-2000.

69. Жешцина, тендер, культура. -М., 1999.

70. Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? //Под ред. Горшкова М. К. М., 2002.

71. Иванов Д. В. Современные теории общественных изменений. СПб., 2001.

72. Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. М., 1989.

73. Иригарей Л., Этика полового различия. М., 2004.

74. Категории буддийской культуры: Сб. стат. / Под ред. Островской Е. П. -СПб., 2000.

75. Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М., 1999.

76. Клецииа И. С. Тендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

77. Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. -М., 1996.

78. Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. М., 2002.

79. Колесов В. В. Домострой как памятник средневековой культуры. -СПб., 1994.

80. Компаративистика: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований / Под ред. Вербицкой Л. А. СПб., 2001.

81. КонИ. С., Социологическая психология. М., 1999.

82. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1994.

83. Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. -М., 1983.

84. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 -17 столетия. М., 1992.91 .Кристева Ю., Силы ужаса. СПб., 2003.

85. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М., 1999.

86. Липовецкий Ж. Третья женственность. Незыблемость и потрясение основ женственности. СПб., 2003.

87. Липпман У., Общественное мнение. М., 2004.

88. Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология. // Под ред. Белика А. А. М., 2001.

89. Мазур Б. Н. Консолидирующая функция православной идентичности в переходном социуме. Самара, 2003.

90. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

91. Макмшшан Л., Мир наших эмоций. М., 2004.

92. Манзанов Г. Е. Религиозные традиции в культуре бурятского народа. -Улан-Удэ, 2005.

93. Маркарян Э.С., Теория культуры и современная наука. М., 1983.

94. Маркс К., Избранные сочинения. М., 1987.

95. Меренков А. В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001.

96. Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся обществе. М., 2004.

97. Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросс-культурные исследования стереотипов женского поведения (в России и США). // Вопросы психологии. 2000. № 1.

98. Митрохин Н. А. Российская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.

99. Мифология и повседневность: Тендерный подход в антропологических дисциплинах: Сб. науч. стат. / Под ред. Богданова К. А.-СПб., 2001

100. Моор С. М. Женщина как объект тендерных исследований (социально-экономические аспекты). Тюмень, 2000.

101. Морохоева 3. П. Личность в культурах Востока и Запада. -Новосибирск, 1994.

102. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. -М., 1996.

103. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы: Сб. науч. тр. / Под ред. Семашко И. М. М., 2001.

104. Мчедлов М. П., Таврштов Ю. А., Шевченко А. Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия. // Социс. 2004, №9.

105. Новоселов М. А. Психологическая сила православия: Противоречия в природе человека и их разрешение в Вере Христовой. -М., 2003.

106. Нодаришвшш Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси, 1986.

107. Общество в тендерной перспективе. / Под ред. Луковицкой Е. Г. -Великий Новгород, 2002.

108. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М, 2000.

109. Островская Е. А. Институционализация религиозной модели общества. // Автореферат дис. докг. социол. наук. СПб., 2003.

110. Островская Е. А. Тибето-буддийский социально-политический проект: история и современность. М., 2002.

111. Ощепкова А. П., Этштейн М. 3. Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственной культуры личности. Томск, 1996.

112. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

113. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

114. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. -М., 1997.

115. Петренко В. Ф, Митина О. В. Психосемантический анализ этнических стереотипов? Лики толерантности и нетерпимости. М, 2000.

116. Пилипов В. Так ли был плох Домострой? М., 1991.

117. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Элиста, 1993.

118. Православие: pro et contra. Осмысление роли православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и религии. / Под ред.Федорова В. Ф. СПб., 2001.

Предлагаем ознакомиться  Как надо себя вести, чтобы тебя ценили и уважали в семье, на работе, в коллективе, школе, обществе: 10 золотых правил

119. Православная семья в современном мире: Сб. стат. М., 2001.

120. Практикум по тендерной психологии. // Под ред. Клециной И. К. -СПб, 2003.

121. Протоиерей Д. Соколов. Назначение женщины по учению слова Божия.-М, 2000.

122. Пушкарева Н. Л. Женская и тендерная история. М, 2003.

123. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М, 1989.

124. Пушкарева Н. Л. Положение женщин в семье и обществе Древней Руси (10-15 вв).-М, 1985.

125. Рассел Б. Брак и мораль. М, 2004.

126. Религия и идентичность в России: Сб. науч. труд. / Отв. ред. Степанянц М. Т. СПб, 2003.

127. Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России.-М.-СПб, 2002.

128. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. / Под ред. Гараджи В. И. -М, 1996.

129. Репина Л. П. Женщины И мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. М, 2002.

130. Репина Л. П. Межкультурное взаимодействие и его интерпретации. -М., 2004.

131. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е издание. -М.- СПб., 2002.

132. Рич Д. Счастливый брак. М., 2000.

133. Розанов В. В. Семейный вопрос в России. М., 2004.

134. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1991.

135. Русская женщина и православие. Богословие. Философия. Культура. СПб., 1996.

136. Рябов О. В. Женщина и женственность в философии серебряного века. Иваново, 1998.

137. Рябов О. В. Национальная идентичность: тендерный аспект (на материале русской историософии). Иваново, 2000.

138. Санкт-Петербург в зеркале социологии: Сб. науч. стат. / Под ред Козловского В. В. СПб., 2003.

139. Семёнов В.Е. Особенности российской полиментальности в контексте развития страны // Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб, изд-во СПбГУ, 2002.

140. Семья: книга для чтения. / Сост.: Андреева И. С., Гулыга А. В. -М., 1991.

141. Синелина Ю. Ю. Секуляризация в социальной истории России. -М., 2004.

142. Словарь тендерных терминов. / Под ред. Денисовой А. М. М., 2002.

143. Современная религиозная жизнь России. Опыт системного описания: Сб. науч. тр. / Под ред. Бурдо М., Филатов С. Б. М., 2003. -Т. 2.

144. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье: Сб. науч. тр. / Под ред. Жукова А. В. Чита, 2003.

145. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1999.

146. Социологичесюш словарь. M., 1999. ► 154. Социология тендерных отношений. / Под ред. Саралиевой 3. М.1. M., 2004.

147. Социология религии: классические подходы. М., 1994.

148. Социокультурный анализ тендерных отношений. // Под ред. Ярской-Смирновой Е. Р. Саратов, 1998.

149. Социально-культурные и этнические стереотипы: Сб. науч. тр. / Под ред. Гузенкова Т. С. М., 1998.

150. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. / Под ред. Каарийнена К. СПб., 2000.

151. Стефаненко T. JT. Этнопсихология. M., 1999.

152. Суханов И. В. Обычаи, традшщи и преемственность поколений. -М., 1976.

153. Теории общества: Фундаментальные проблемы. / Под ред. Филиппова А. Ф. -М., 1999.

154. Теория и методология тендерных исследований. / Под ред. Ворониной О. А.-М., 2001.

155. Тибетский буддизм: теория и практика: Сб. науч. тр. / Отв. Ред. Абаев Н. В. Новосибирск, 1995.

156. Томпсон М., Философия науки. М., 2003.

157. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. СПб., 2000.

158. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. СПб., 2000.

159. Трубецкой Е. Н. О христианском отношении к современным событиям (о русских нравах). // Новый мир. 1990. №7.

160. Учебник по тендерным исследованиям. / Под ред. Жеребкиной И. -Харьков, 2001.

161. Ушакова В. Г. Тендерная ситуация в Санкт-Петербурге и тендерная политика. // Материалы международной научной конференции «Тендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы». Иваново, 2000.

162. Ушакова В. Г. Феминистские и тендерные исследования в контексте нового женского общественно-политического движения. // Человек в изменяющемся обществе: Сбор. стат. К 60-летию проф. Виноградова В. Д. СПб., 1997.

163. Феминизм: Восток. Запад. Россия. M., 1993.

164. Феминизм и российская культура: Сб. науч. тр. СПб., 1995.

165. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. М., 1996.

166. Фестингер JI. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

167. Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность. // Социологические исследования. 2005. №6.

168. Философские вопросы буддизма: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Мантатов В. В.-Новосибирск, 1984.

169. Фрейд 3., Основные принципы психоанализа. Пер. с нем., англ.: А.П.Хомик, Е.Б.Глушак . -М., 1998.

170. Фрейд 3., Психология бессознательного. СПб., 2002.

171. Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998.

172. Хасанова Г. Б. Гендерология. Казань, 2002.

173. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

174. Христианская семья и брак. М., 1992.

175. Христианский взгляд на воспитание полов и современность. Хрестоматия. СПб., 1998.

176. Хрестоматия к курсу «Основы женских исследований». М., 2000.

177. Чумаков М. В. Введение в психологию религии. Курган, 1997.

178. Шевченко М. Д. Религиозное сознание и духовная деятельность. -М., 2000.

179. Шихирев П. Н. Исследование стереотипов в американской социальной науке. //Вопросы философии. -1971. №5.

180. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999.

181. Шо М. Страстное просветление: Женщине в тантрическом буддизме. -М, 2001.

182. Штомпка П, Социология. М, 2005.

183. Щербатский Ф. И. Философское учение буддизма. // Восток -Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М, 1989. Вып. 4.

184. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М, 1990.

185. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.

186. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб, 1997.

187. Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л, 1961.

188. Ядов В. А. К вопросу о теории стереотипизации в социологии. // Философские науки. -1960. №2.

189. Ядов В. А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М, 2003.

190. Язык. Культура. Этнос. / Под ред. Арутюнова С. А. М, 1994.

191. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы. Саратов, 2001.

192. Baudler, G. Gott und Frau, Die Geschichte von Gewalt, Sexualitaet und Religion. Muenchen, 1991.

193. Contemporary buddhist ethics. / Ed. by Keown, D. Richmond. 2000.

194. Die Frau in der Sicht der Antropologie und Theologie. / Hrgs. Von Pissarek-Hudelist, H. Duesseldorf, 1989.

195. Falk N. A, Gross R. M. Unspoken worlds. Women’s religious lives. -Toronto, 2001.

196. Gerl, H.-B. Die bekannte Unbekannte: Frauen-Bilder in der Kultur- und Geistesgeschichte. Veinz, 1988.

197. Kabilsingh, Ch. Thai women in Buddhism. Berkley, 1991.

198. Karma L. T. Toechter des Buddha. Leben und Altag spiritueller Frauen im Buddhismus heute. Muenchen, 1991.

199. Lukatis, I. Religion und Geschlechteverhaeltnis. Opladen, 2000.

200. My Hahn, I. Kinder, Kueche, Karma: die Frau im Buddhismus und Konfuzianismus; zwischen Matriarchat und patriarhaler Ideologie. Bern, 1995.

201. Paul, D. Y. Die Frau im Buddhismus: das Bild des Weblichen in Geschichten und Legenden. Hamburg, 1981.

202. Sorge, E. Religion und Frau: webliche Spiritualitaet im Christentum. -Stuttgart, 1988.

203. Woerterbuch der feministischen Theologie. / Red. When B. -Guetersloh. 2002.146

Заключение научной работыдиссертация на тему «гендерные стереотипы в православии и буддизме»

Выводы:

1. На первом месте у женщин-буддисток — семья и дети, у мужчин -карьерный рост.

2. Генедерные стереотипы маскулинности и феминности так же претерпели незначительные изменения. Характеристики мужественности остались в традиционном ключе, но женственность стала более самостоятельной, независимой, целеустремленной.

3. Традициошюе разделение труда по тендерному критерию существует во многих семьях до сих пор. Но это приводит к частым конфликтам в семье. Можно сделать вывод, что все процессы ведут к большему включению мужчин в семейную среду, в то время как женщины устремляются в публичную сферу. Большинство верующих- буддистов за эгалитарные отношения в государстве.

Заключение

1) Тендерный стереотип представляет собой многоуровневый феномен, включающий в себя три компонента:

1. тендерные идеалы (социально разделяемые в рамках определенной общности или социальной группы представления о совершенных образах маскулинности и феминности);

2. тендерные диспозиции (социально разделяемые членами общности или группы представления о социальных статусах и ролях мужчин и женщин, приписанных им в рамках определенной тендерной системы);

3. тендерные нормы (социально разделяемые в общности или группе представления об образцах поведения, обязательных или желательных для мужчин и женщин).

2) Процессы модернизации в современном российском обществе оказали неравномерное влияние на трансформацию тендерных стереотипов представителей православной и буддийской конфессии. Модифицировались представления о социальных статусах, ролях мужчин и женщин. Данное изменение связано с трансформацией тендерных ролей в современном российском обществе.

3) Тендерные идеалы — это достаточно устойчивые, но исторически изменчивые социокультурные образы. Наиболее устойчивыми остаются представления о базовых характеристиках мужчин и женщин, поддерживаемых институтами религии.

4) При всем различии православной и буддийской доктрины, социальные концепции данных религий во многом схожи.

5) Несмотря на то, что православные и буддисты с готовностью следуют традиционным тендерным стереотипам, все же имеет место влияние модернизаций, произошедших в современном обществе, ориентации на эгалитарные тендерные принципы.

В содержании тендерного стереотипа маскулшшости — фемшшости существует отличие в качествах мужественности по буддийскому канону от характеристик мужественности по православному канону. Присутствуют одна и та же характеристика «скромность», как у мужчин, так и у женщин. В православных канонах описывается образ мужчины более активный, более публичный, нежели в буддийских.

По результатам исследования было установлено, что тендерные стереотипы маскулинности — феминности изменились. В большей степени изменилось отношение к женщинам, в то время как отношение к мужчинам осталось прежним.

Верующие обеих конфессий на первое место ставят семью и детей, а не материальное благополучие.

Различия заключаются в том, что верующие-православные, как мужчины, так и женщины более склонны поддерживать эгалитарные отношения в обществе. В то время, как у верующих-буддистов, мужчины склонны к сохранению старых традиций, а женщины перешли на новый уровень взаимоотношений, приближенных к паритетному соотношению тендеров в социуме.

Эти тенденции могут быть учтены при разработке адекватных моделей социальной, семейной, тендерной политики в современном российском обществе.

133

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector