ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ВРЕМЕНИ

.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний

Искажение
воспринятых предметов явл-ся одной из
наиболее
интересных проблем, с которой сталкивается
следователь во время
проведения следственных действий, в
процессе оценки показа­ний
свидетелей. Так как значительное кол-во
информ-ии участни­ки уг.процесса
получают с помощью зрительного
анализатора, наибольшую
актуальность приобретают зрительные
иллюзии.

Причины
иллюзий носят как объективный, так и
субъективный ха­рактер. К объективным
предпосылкам появления иллюзий относятся:
отсутствие контрастности между предметом
и фоном, эффект иррадиа­ции,
приводящий к тому, что светлые предметы
выглядят большими по сравнению
с такими же по размеру темными предметами
и т.д.

Напри­мер,
белый квадрат на черном фоне кажется
большим, чем такой же квадрат,
но на белом фоне. Совершенно одинаковые
по диаметру
круги, обрамленные разными по диаметру
кружками, кажутся также
разными. Параллельные линии, пересеченные
линия­ми,
пересекающимися в центре, воспринимаются
непараллельными
т.п.

К
причинам субъективного характера,
способствующим появлению иллюзий,
следует отнести адаптацию анализаторов,
утомление рецепторного механизма и
т.п.Если
иллюзии возникают под влиянием реально
воздействующих сенсорных
раздражителей, но ошибочно расшифрованных
нашими ана­лизаторами, то это
галлюцинации — результат патологических
наруше­ний
перцептивных процессов, приводящих к
тому, что возникновение образов
не обусловлено в данный момент воздействием
каких бы то ни было
объектов на рецепторы.

.Восприятие пространства и времени

Восприятие
пространства. Вкл-ет
в себя как отраж-е формы, величины,
взаимного располож-я предметов, их
рельефа, так и
удаленности и направления, в кот-м они
расположены относ-но
др.друга. По нек-ым уг.делам, таким,
например, как дела
об автопроисшествиях, восприятие и
правильная оценка простран­ствен-х
координат движущихся объектов имеет
исключ-ьно важ­ное
знач-е.

Предлагаем ознакомиться  ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И КРИТЕРИИ ИХ ПРОДУКТИВНОСТИ

В
основе пространствен-го восприятия
лежит деятельность вестибулярн.,
глазодвигательного аппаратов, участие
бинокуляр­ного
зрительного восприятия, ощущения
мышечных усилий от све­дения
зрительных осей на фиксируемом предмете
и ощущения
от измен-я преломляющей способ-ти
хрусталика глаза
путем изменения его кривизны.

Т-же
актив­ную
роль в восприятии простр-ва в сочет-ии
со зрительным анализатором
играют слуховые, тактильные, кинестетические
ана­лизаторы. Существенно
облегчают восприятие простр-ва
доп.зрительные сигналы, т.е. система
пространственных координат, с пом-ью
кот-ой мы как бы расчленяем пространство
на его составн.эл-ты и затем оцениваем
их в отдельности.Т-же
больш.знач-е имеют: по­лож-е суб-та
относ-но воспринимаемого объекта, усл-я
восприятия,
воздействие посторонних раздражителей.

Рас­полож-е
свидетеля в плоскости оси движущегося
транспорта по срав­нению с положением
свидетеля перпендикулярно направлению
его дви­жения
при прочих равных условиях может привести
к большему иска­жению
пространственного восприятия движущегося
объекта.Восприятие
времени —
это отраж-е в сознании чел-ка после­доват-ти,
длительности, скоротечности явлений
действительнос­ти.

Этоориентировка человека в самом
времени. В основе восприятия
времени лежат ритмич-ие процессы
жизнедеят-ти организма.На
восприятие последоват-ти событий влияют
следующие факторы:
перцептивная
установка суб-та, выраж-ся в готовнос­ти
его к восприятию событий; объективная
упорядоченность событий, проявл-ся
в естественной организации стимулов;
упорядочен­ность
событий самим суб-ом с использ-ем
определен.после­д-ти событий, облад-х
какими-то значимыми для суб-­та
признаками.

Значительнвлияние
на восприятие продолж-ти какого-либо
события во времени т-же м.оказать степень
занятости суб-та в данный времен.интервал.
Время, заполненное активной дея­тельностью,
кажется протекающим намного быстрее.,Особую
роль в оценке времени играет мотивация.
Время, насыщен.

Деят-ью, направлен.на
удовлетвор-е личностно
значимых мотивов, восприним-ся более
коротким.Т-же меняется восприятие
продолж-ти времени в
зависи­мости
от возраста.
Для людей преклон.
возраста время течет быстрее, чем для
ребенка. Поэт.при
допросе свидетелей мы м.столкнуться с
расхожд-ми в их показаниях.

Предлагаем ознакомиться  14 способов, как защититься от негативной энергии

Нередко
восприятие време­ни
свидетелем, потерпевшим, обвиняемым
происходит в сост-ии эмо­циональн.,
психич. Напряжен-ти, что т-же оказ.иска­жающее
влияние на оценку продолж-ти события.(при
соверш-иипреступления
в состоянии аффекта. В таких
ситуациях можно использовать прием
оценки времени по методу воспроизведения-
обвин-му (потерпевшему, свиде­телю)
предлаг-ся воспроизвести те действия,
которыми он был занят в интересующий
период.

Одновременно проводится
хронометрирова­ние).При
расслед-ии преступ-ий, связан-х с примен-ем
оружия, возник.необход-ть оценить
интерва­лы му услышанными выстрелами.
Предлагая свидетелям дать вре­менную
оценку интервалов, возник.проблема с
существенными искажениями
в оценках их длительности.

В основе
таких искажений лежат
психологические закономерности
восприятия времени,т.к.короткие
интервалы, не превышающие 0,5 с, прак­тически
не воспринимаются. При интервалах в
0,5—1 с
границы
вы­стрелов
и интервал образуют единство. И лишь
при интервалах свыше 1
с преобладающим является восприятие
интервала.

Наряду с этими эм­пирически
установленными данными известно, что
короткие интервалы переоцениваются,
а длинные — недооцениваются. Интервал
кажется более
коротким, если первый выстрел был более
громким. И наоборот, он
кажется более длинным, если второй
выстрел слышался сильнее пер­вого.
Это явление связано с тем, что при
одинаковой длительности
громкий звук кажется более длительным.
Интервалы, ограниченные вы­сокими
звуками, кажутся более длинными, чем
интервалы, ограничен­ные низкими
звуками

. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.

Состояние ожидания
изменений (освобождения), нетерпение.
Повышен напряженность, м б резкие срывы
в поведении. М б безнадежность, обречение.
Состояние фрустрации, крах жизнен
планов, целей. Неверие в свои силы, в
нормальн жизнь. Угнетенное состояние
тоска по дому, близким, свободе. Накоплен
отрицат эмоций, кот выражаются в аффектах,
агрессивн действиях, чтобы снять внутрен
напряжение.

Одиночество в толпе, нельзя
уединиться. Высокий уровень тревожности.
Задачи: 1) психол диагностика личностн
особен осужден, выявление дефектов
социализации 2) разработка программ
индивид психол коррекции, ее реализация
3) осущ психотерапии, релаксации, снятие
психол барьеров 4) восстан соц связей
личности, формиров соц-положит микросреды,
жизнен перспектив.

Предлагаем ознакомиться  Как помириться с подругой

Психол подготовка
к жизни в новых условиях осущ ИУ за 6 мес
до выхода путем активизац положит
качеств личности (былые заслуги, положит
установки, правов чувства, уверенности
что оправдает доверие. Методы: 1) беседа
с освобождаемым 2) группов дискуссия 3)
анализ конкретн ситуации 4) ролев игры
5) психотехнич упражнения.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector