Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

Что влияет на процесс?

Уже давно доказано, что два самых главных фактора, которые оказывают свое влияние на интеллект дошкольника, это наследственность и внешняя среда. Если с первым все понятно — какие родители, такими будут и их дети, то ко второму пункту возникают вопросы. Стоит уточнить, что факторы внешней среды ребенок ощущает от самого момента зачатия (например, даже образ жизни, который вела мама, имеет значение) и до самой смерти. К ним относятся:

  • Условия жизни дошкольника: питание, общительность, достаточно ли он двигается.
  • Количество детей: в многодетных семьях, как правило, вырастают более общительные дети.
  • Обучение: доказано, что, если ребенка ничему не учить, у него заметно снизится IQ — уровень интеллекта.
  • От качеств личности родителей.
  • От характера самого ребенка.

Что влияет на интеллектуальное развитие детей?

Интеллект начинает формироваться у ребенка еще во внутриутробном возрасте, однако основные «стадии» развития интеллектуальных способностей приходятся на дошкольные и школьные годы жизни. Существует несколько факторов, от которых зависят способности ребенка:

Генетика и наследственность – кто-то «от природы» быстро считает, кто-то обожает математику буквально с рождения, а кто-то начинает петь раньше, чем говорить;

  • Регулярность занятий, развивающих коммуникативные и когнитивные навыки.
  • Образ жизни ребенка и его родителей;
  • Социальное положение семьи, доступность образования и уровень дохода;
  • Темперамент и характер: например, неусидчивому ребенку тяжелее усваивать материал;
  • Отношения с родителями и эмоциональная атмосфера в семье.

Кое-что из этого списка не оказывает существенного влияния на то, каким в итоге станет ребенок, а кое-что является ключевым фактором в процессе формирования и развития личности. Однако основной «инструмент» находится в руках родителей.

Что такое интеллект?

Определение имеет много интерпретаций, да и само понятие «интеллекта» достаточно расплывчато и широко. Интеллект – это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании, возможности разбираться в сложившихся ситуациях и решать возникшие проблемы. Интеллект проявляется в умении анализировать ощущения и сопоставлять факты, воображать и прогнозировать результаты, воспринимать и воспроизводить информацию, мыслить и даже мечтать. Иными словами, интеллект – это способность и возможность человека контролировать собственное поведение, достигать целей и быть личностью.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность мышления, любопытство, критичность и широта.

Предлагаем ознакомиться  Как успокоиться и перестать нервничать и переживать по пустякам

Развитие интеллекта является одним из ключевых факторов становления личности, залогом успешного взросления для ребенка и гарантией продуктивной деятельности для взрослого. Развитие интеллекта продолжается в течение всей человеческой жизни, однако самые активные его фазы приходятся на период детства и юности.

«поиски клада»

Нарисуйте на листе бумаги вместе с ребенком план вашей квартиры или дома. Объясните, что план — это своеобразная карта вашего жилища. Крестиком отметьте место, где будет спрятан клад (как вариант, можно использовать простую игрушку или какую-либо сладость). Предложите малышу найти сокровище. Такая игра научит его ориентироваться в пространстве.

«радость»

Предложите дошкольнику ответить на вопрос «а что такое радость?» Малыш должен начинать свой ответ с фразы «радость — это…» Такое упражнение научит формулировать свои мысли и поможет сосредоточиться на собственных эмоциях и ощущениях.

В современном мире раннее развитие ребенка в тренде, и это не может не радовать. Однако стоит помнить, что любое обучение должно проводиться в доброжелательной и ненавязчивой обстановке без принуждения.

Подобные уроки должны быть ежедневными, иначе смысла в них не будет вообще. Если родители будут поддерживать малыша и выбирать упражнения с учетом особенностей своего ребенка, то они очень скоро увидят результат.

Виды интеллекта ребенка

Интеллект охватывает не только мыслительные процессы. Это понятие означает способность человека применять полученные знания на практике для решения тех или иных бытовых задач.

Характеристики интеллектуальной системы ребенка: 

  • Разум;
  • Сознание;
  • Память;
  • Логика;
  • Способность прогнозировать события;
  • Управление предметами.

Мозговая деятельность маленького человека имеет различные направленности, которые формируют его личность. Разделяют следующие виды интеллекта ребенка:

  • Логический. Отвечает за решение задач, умение анализировать и делать верные, последовательные выводы.
  • Вербальный или лингвистический. Способствует развитию коммуникативных навыков, умению общаться с людьми и правильно выражать свои мысли.
  • Эмоциональный. Характеризует способность ребенка оценивать свои чувства, ощущения и выражать их.
  • Физический. Отвечает за двигательную активность, координацию движений и моторику малыша.
  • Социальный. Помогает адаптироваться ребенку в обществе, находить друзей.
  • Творческий. Помогает проявлять свои нестандартные способности посредством художественной, музыкальной, игровой деятельности.
  • Конструктивный. Определяет взаимоположение предметов в пространстве и способность ориентироваться в нем
  • Духовный. Основы данного вида интеллекта закладываются еще с детства. Это самопознание, отношение к миру, осознание себя частью его.

Задания для оценки интеллекта

Классикой является всем известный IQ тест, однако он показывает только стандартную меру интеллекта, не раскрывая всех способностей ребенка.

Тест Пиаже. Попробуйте повторить опыт швейцарского психолога: скатайте два абсолютно одинаковых шарика и попросите дошкольника сравнить их. Логично, что малыш, скорее всего, ответит, что они одинаковы.

Теперь расплющите один из них ладонью, превратив его в лепешку, и спросите, в каком из них больше теста. Если ребенок ответит, что теста больше в лепешке, это значит, что он опирается на очевидные факты, а если скажет, что количество теста одинаково — значит у него развито абстрактное мышление.

Игры для развития интеллекта у детей 5-7 лет

Успешная стимуляция мозговой деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит в форме игры.

Предлагаем ознакомиться  Упражнения, которые помогут развить воображение детям и взрослым

Игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников в возрасте 5-7 лет:

  • «Пуговицы». У двоих участвующих должно быть по одинаковому набору пуговиц и расчерченных на клетки листов. Один из игроков расставляет пуговицы в определенном порядке на бумаге, второй должен запомнить где и как они расположены. Затем поле накрывается, и игрок воссоздает порядок атрибутов поле.
  • «На стол! Под стол! Стучать!». Сначала взрослый произносит команды и следует им. Малыш должен слушать и выполнять. Когда он привыкнет, мама меняет команду, говоря «на стол», сама при этом прячет под него руки. Смысл в том, чтобы кроха не слепо повторял, а верно выполнял произнесенные команды.
  • «Зеркало». Играют двое. Один из детей совершает движения, например, машет руками, строит рожицы, приседает и т.д. Другой – повторяет за ним в течении одной минуты. Затем, можно поменяться местами.
  • «Бывает/не бывает». Необходимо назвать какую-либо ситуацию (самолет летит, яблоко соленое и т.д.) и бросить малышу мячик. «Бывает», — значит необходимо его ловить, и наоборот.

Развитие детей во многом зависит взрослых. Необходимо выявлять предрасположение к тому или иному виду деятельности своего чада и всесторонне его развивать.

Интеллектуальное развитие младших школьников

В младшем школьном возрасте для успешной адаптации ученика к школьной жизни необходимо осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому.

Существуют разные педагогические программы для вовлечения ребенка в процесс обучения и ненавязчивого усвоения новой информации. К таким приемам относятся:

  • Интеллектуальные игры. Это загадки, шарады, головоломки, ребусы, при решении которых школьник старается на максимум использовать свой умственный потенциал.
  • Наблюдение. С целью познания и объяснения происходящих в природе явлений можно вести дневник наблюдений. При этом расширяется кругозор и улучшается внимательность.
  • Дидактическая игра («Умники и умницы», «Знатоки»). Ей можно заняться как на уроках, так и вне класса. Сам процесс придумывания заданий способствуют развитию мышления, обоснованности суждений, умению доводить начатое дело до конца.
  • Медиапрезентации. Яркие слайды, картинки, используемые в компьютерных презентациях, помогают школьнику лучше усваивать материал, удерживать внимание в течении продолжительного времени, слушать и воображать.

Интеллектуальному развитию младших школьников способствует выполнение творческих заданий – поделки, аппликации, рисование, лепка.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть видеосюжет по теме:

Развитие интеллекта у детей.

Хотите, чтобы ваш ребенок был умнее всех в школе? Пророчите ему «светлое» будущее и ждете первых успехов? Тогда вам нужно задуматься о развитии его интеллекта, потому что без этого все мечты так и останутся просто мечтами. Сегодня мы поговорим о формировании интеллектуальных способностей и поделимся способами их развития – присоединяйтесь!

Способы развития интеллекта.

Мы рекомендуем родителям начинать обучение с первых 6-8 месяцев жизни ребенка. В течение двух-трех лет сказки, игры-«развивашки», музыка, рисование и лепка расширяют кругозор ребенка, а движение и физическая активность способствуют непрерывному познанию мира. Затем в дело вступают логические головоломки и легкие задачки – они формируют аналитическое мышление, учат рассуждать и делать выводы.

Не стоит пренебрегать умением общаться, развитием любознательности и совершенствованием речи – эти навыки особенно важны в школе.Родителям дошкольников мы советуем больше разговаривать с детьми, приобщать их к процессу обучения и развивать эмоциональный интеллект. Будущие первоклассники должны уметь принимать себя, уважать других, составлять собственную характеристику и обозначать сильные и слабые стороны характера.

Предлагаем ознакомиться  Демонстративное поведение детей старшего дошкольного возраста статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Стадии формирования

  1. Первый этап начинается, когда малышу исполняется два-три года. В этом возрасте очень важно, чтобы занятия проводились в доступной игровой форме: детям много читают, разговаривают, чтобы увеличить словарный запас, показывают предметы разной текстуры, чтобы ребенок понял, что не все вещи одинаковые на ощупь.
  2. Второй этап — три-четыре года, когда начинается период «я сам», и малыш все пытается делать самостоятельно. В этом возрасте важно, чтобы родители хвалили малыша за все его начинания, а также давали посильные поручения и со всей серьезностью относились к его действиям.
  3. И третий этап формирования интеллекта — дошкольный. В этом возрасте родителям рекомендуется проводить все занятия и воспитательные мероприятия в игровой форме. Таким образом, ребенок не будет терять интерес к той или иной деятельности, и тогда в будущем не придется его принуждать к учебе. Настольные, подвижные и даже компьютерные игры помогут дошкольнику овладеть каким-либо навыком просто и в ненавязчивой, приятной ему обстановке.

Упражнения для развития вербального интеллекта у детей

Вербальный интеллект помогает детям разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка.

Упражнения, развивающие вербальный интеллект:

  • Можно предложить малышу закончить последовательность: «корова» — «теленок», «овца» — «ягненок» и т.д.
  • Для развития вербального интеллекта перед ребенком выкладывают несколько карточек, к примеру, с животными, различными персонажами, предметами обихода. Необходимо придумать небольшой рассказ, задействуя нарисованных героев.
  • Детей постарше можно попросить подобрать третье слово с одинаковым смыслом с двумя словами, приведенными ниже:
    • «табу», «вето»;
    • «спор», «противостояние»;
    • «палка», «единица» и т.д.

Упражнения на развитие интеллекта ребенка

Для того, чтобы школьнику было легче усваивать новые знания, можно делать комплекс упражнений для активации мозговой деятельности. Специальная «гимнастика» способствует созданию новый нейронных связей, координирует работу левого и правого полушария не только у младших школьников, но у подростков.

Комплекс упражнений для развития мозговой деятельности:

  1. Журавль. Ребенку необходимо встать, выпрямить руки по швам, согнуть и поджать левую ногу. Одновременно нужно подняться на пальцах правой опорной ноги. Упражнение повторяется 3-5 раз в медленном темпе.
  2. Ленивые восьмерки. Необходимо вытянуть правую руку вперед, поднять вверх большой палец и нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку. Повторять по 4-5 раз в каждую сторону, меняя руки, затем скрепить их в замок и проделать то же самое.
  3. Рисование двумя руками. Необходимо взять карандаши в правую и левую руки, и попытаться перерисовать простой рисунок как можно симметрично.

Гимнастику следует выполнять под присмотром взрослых, в первом упражнении ребенку нужна подстраховка, т.к. в первый раз многие дети теряют равновесие. Также родители должны оценивать правильность и симметричность выполнения второго задания.

На мозговую гимнастику достаточно уделять 5-7 минут в день и при ежедневных повторениях, уже через месяц будет заметный положительный эффект.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector