Как отвлечь ребенка от компьютерных игр: советы психолога

Компьютерная зависимость: что это

Если говорить простым языком, то компьютерная зависимость – это зависимость от игр, социальных сетей и различных видео.

Можно выделить три типа зависимости. Рассмотрим подробнее каждую:

  • Познавательная – заинтересованность в хакерстве, программировании, сфере телекоммуникации.
  • Игровая – заинтересованность компьютерными играми и играми в режиме онлайн.
  • Коммуникативная – интерес к сетевой коммуникации, виртуальному общению.

Как сделать так, чтобы ребенок меньше времени проводил перед экраном монитора?

Легко поставить условие: «за компьютером – не больше двух часов». Добиться его выполнения невозможно, если не предложить подростку альтернативы.

Такой альтернативой может стать занятие в кружке или секции, где ребенку будет интересно. Сегодня существуют кружки, где занимаются робототехникой, созданием моделей самолетов – они придутся по душе «технарям». Спортивные секции – отличный выбор для тех, кто хочет быть «героем» и побеждать.

Другой альтернативой может стать семейный досуг. Это может быть активный отдых: туризм, рыбалка, велопрогулки, походы на байдарках, лыжи. Это могут быть «творческие» вечера: посещение театра, выставки, фотоохота. Не отменяются пикники на природе, путешествия, посещение друзей и родственников.

Для небольшой группы подростков, которые включают компьютер, чтобы почитать, альтернативой может стать обычная книга. Какие-то книги они найдут в библиотеке, в которую вы их запишите, другие им придется покупать. Стоить это будет недешево, но здоровье ребенка стоит дороже.

Другими словами, отлучить от компьютера подростка можно, но для этого родителям придется предпринять определенные усилия, иной раз немалые. Прежде всего, отказаться от многочасового сидения за компьютером придется им самим.

Почему это вредно?

Чрезмерное увлечение компьютерными играми опасно искажением представлений подростка о реальности. Неоднократно в новостных программах показывали сюжеты о том, как «опьяненные» компьютерным дурманом дети убивали близких им людей.

Опасно увлечение играми на компьютере или приставке и формированием компьютерной зависимости. Игроман теряет связь с миром, не интересуется проблемами семьи, не общается с друзьями, забрасывает учебу, спорт, не хочет отрываться от игры даже для того, чтобы поесть. Все это негативно сказывается на его психическом и физическом здоровье.

Когда подросток много сидит за компьютером, у него формируется «клиповость» мышления, он становится неспособным решать задачи, требующие концентрации внимания. Научные исследования доказали, что подростки, работающие за компьютером более двух часов в сутки имеют в два раза больше проблем с концентрацией внимание, чем их ровесники, проводящие за ним меньше времени.

Подростков, страдающих близорукостью, с каждым годом становится больше. Отказываться связать это с созерцанием экрана было бы странным.

Предлагаем ознакомиться  маргинал — Викисловарь

Следует также отметить, что отказ от реального общения, учебы, занятий спортом – не менее печальные последствия игромании.

Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости

Заметили у ребенка признаки компьютерной зависимости?

Рекомендуем прибегнуть к таким простым, но действенным методам решения проблемы:

  • Установите пароль на компьютере, не сообщая его ребенку – вы сможете контролировать время, проведенное за компьютером. Этот метод действен, когда ребенок маленький и не нуждается в компьютере по учебным заданиям. В более взрослом возрасте он тоже полезен, если у подростка очевидная компьютерная зависимость. Если вы днем не дома, и не можете контролировать включение компьютера сами – меняйте пароли ежедневно, и отправляйте их в разрешенное время по смс.
  • Желательно, чтобы на компьютере действовала программа родительского контроля, особенно если ребенок проводит возле него много времени. Ограничьте доступ к определенным сайтам. Как это сделать? Используйте веб-сайт вроде Norton или настройки Windows.
  • Позволяйте ребенку проводить время за играми или пользоваться социальными сетями после выполнения всех прочих дел. Важно научить его правильной расстановке приоритетов. Пример: заведите контрольный перечень обязательных дел. К ним могут относиться уроки, порядок в комнате, помощь по дому и т.д. К концу дня проверьте, придерживался ли ребенок выполнения нужных дел. Задания проигнорированы – следует придумать легкое наказание или ограничение.
  • Организовывайте семейное времяпровождение. Настольные игры, совместная готовка, прогулка. Разнообразьте досуг ребенка до того, как он сядет за компьютер.
  • Создайте в доме зоны без ноутбуков и так далее. Пользование интернетом должно происходить в общих комнатах. Табу: сидение за компьютером в спальне, во время ужина, во время каких-либо совместных семейных мероприятий.
  • При возможности обеспечьте ребенка двумя компьютерами. Один – для отдыха, другой –для учебы. Это даст уверенность, что он вас не обманывает. На устройстве для учебы отключите социальные сети, игровые сайты и тому подобное. Переживаете, что ребенок будет использовать ноутбук, пока вы отсутствуете? Эта проблема решаема: заберите с собой зарядное устройство или аккумулятор от техники – отдадите при необходимости, когда возвратитесь домой.
  • При описанной зависимости важно ограничить использование устройства. Как это будет выглядеть? Заявите о лимите подобного времяпровождения. Если вашему ребенку более двух лет, то ему не следует более двух часов проводить перед монитором. До двухлетнего возраста это время должно быть и того меньше. Можно установить таймер, чтобы чаду было видно, сколько он еще может играть или проводить в социальных сетях. Первое время вы можете помочь ребенку контролировать время у монитора: предупреждайте его за 10-20 минут, что вскоре придется завершить игру или общение в социальной сети.
  • Проведите с сыном или дочерью беседу о виртуальной зависимости. Из разговора попробуйте понять, что его заставляет погружаться в мир игр, социальных сетей. Иногда такое времяпровождение становится для него «альтернативной реальностью», дающей ему уверенность в себе. Нередко это наблюдается в случаях, когда дети вынуждены терпеть издевательства со стороны окружающих. Тогда альтернативная реальность становится защитным панцирем, где ребенок может почувствовать себя не униженным. Если такие проблемы имеются, например, в школе, то не давайте ребенку бесполезных советов, которые он, наверняка, уже пытался реализовать. Если он не хочет ходить в эту школу, прислушайтесь к нему. Возможно, ему больше подойдет другое учебное заведение или даже домашнее обучение.
  • К разговору следует подходить со всей серьезностью, без агрессии и претензий – будьте внимательны, добры, вдумчивы. Постарайтесь понять ребенка. Поговорите с ним на темы, волнующие его. Расскажите о своих переживаниях, опасениях.
  • Придумайте альтернативу играм, социальным сетям. Увлеките ребенка делом, которое вызовет у него интерес. Попробуйте разные варианты – обязательно найдется подходящий.
  • О правилах следует договориться с другими родственниками. Вы должны придерживаться единой методики поощрений и наказаний.
Предлагаем ознакомиться  Социальные статусы и роли. Социальный статус человека

Как предупредить зависимость от компьютера

Гораздо проще предупредить зависимость, а не лечить ее. Покажите чаду, что вас беспокоит сложившаяся ситуация. Важно, чтобы он видел в вас не агрессора или противника, а родного близкого человека, которому тоже необходима забота.

Постарайтесь, чтобы игры были коллективными – с участием двоих, троих детей. Это позволит периодически отвлекаться на общение, не погружаясь в состояние «транса». Проявляйте интерес к тем играм, которые нравятся вашему ребенку. По возможности предлагайте развивающие варианты.

Правильное воспитание ребенка – основная мера предотвращения зависимости любого типа у детей. Если возникла конфликтная ситуация, выраженная с вашей стороны приказом о прекращении нахождения за монитором, то забудьте о торге. Внятно и четко заявите о своей позиции, дайте объяснение ей.

Не ограничивайте ребенка в его действии, методом запрета тех или иных игр. Лучше объяснить, по какой причине то или иное занятие нежелательно для него. При категорическом запрете того или иного вида развлечения без каких-либо объяснений повысит интерес ребенка к такому времяпровождению. Само существование запрета приведет к невозможности обсуждения проблемы между ребенком и родителями.

Всегда оговаривайте время провождения ребенка за монитором, и придерживайтесь этих договоренностей. Продолжительность стоит выбирать, основываясь на возрасте чада. До 5 лет вообще нежелательно, чтобы ребенок увлекался компьютерными играми – поощряйте его познание мира без электроники.

С 6-летнего возраста достаточно 15-20 минут такого досуга. Подростку 10-12 лет можно сидеть около двух часов за устройством, и с перерывами.

Категорический запрет на компьютерные игры непосредственно перед сном. Устройство не должно стоять в детской комнате. Как отмечалось, времяпровождение за компьютером должно проходить в общей комнате, чтобы видеть, для чего он применяется.

Приучайте ребенка к активным играм, спорту, физическому развитию. Это не должно быть в тягость – найдите то, что ему понравится. Компьютерные игры не должны подменять реальное общение с окружающими.

Если есть возможность, периодически общайтесь с ним пока он находится в Сети – это позволит ему не погружаться в игру, и вы будете понимать, чем он занят.

Вы должны быть в курсе его виртуальных контактов, говорите с ним о них. Важно, чтобы ребенок не оставлял «людям из интернета» свой домашний адрес, номер школы, телефона. Также запрещены встречи с новыми знакомыми из Сети без предварительного обсуждения со знакомыми. Доверительные отношения с ребенком впоследствии избавят от многих серьезных проблем.

Предлагаем ознакомиться  Можно ли совместить курение и бодибилдинг?

Как сделать компьютер полезным?

Однако отрицать тот факт, что компьютер может принести пользу, тоже не стоит. Он помогает быть в курсе происходящих событий, быстро находить интересующую информацию, общаться, осваивать полезные навыки.

Если с компьютерных игр родителям удастся переключить внимание подростка на изучение программ, например, графических редакторов, на создание собственных программ, сайтов, то работа за компьютером принесет ему больше пользы, чем вреда.

Направив свое чадо на познавательные сайты, форумы, родители тоже сделают для него доброе дело.

Чтение электронных книг о подростках, просмотр экранизации произведений мировой классики пустым времяпровождением тоже не назовешь.

Перенаправляя подростка в нужное русло, не стоит забывать, что все хорошо в меру. Заранее стоит договориться, что в течение суток он проводит «за компом» не более двух часов.

Опасность зависимости

Детская и подростковая компьютерная зависимость несет большую опасность. Чем она чревата: изолирование от общества, отсутствие необходимых социальных навыков, проблемы с психикой. Дети, склонные к компьютерной зависимости, нередко страдают нервными разладами: перенапряжением нервной системы, неврозами, сложностями в учебе, нехваткой побуждения.

У юного пользователя компьютера стираются грани, обозначающие предел дозволенного. Это касается и закона. Итог: некоторые подростки идут по «темной» дорожке. Детская, подростковая компьютерная зависимость порой приводит к различным заболеваниям: проблемы со зрением, желудочно-кишечным трактом. Наблюдается общее изнурение организма, очевидные психические расстройства.

Причины формирования зависимости от компьютера

  • Компьютерная зависимость часто формируется из-за отсутствия теплых отношений в семье. Пример: родители или иные ближайшие родственники не находят времени или желания на общение с ребенком, участие в его жизни, изучение его душевного состояния, мыслей, чувств. Эмоционально отдаленные родственники не понимают ребенка, не способны услышать его. Ситуация может обернуться компьютерной зависимостью, разными формами отклонения в поведении.
  • Вторая причина: отсутствие у ребенка (подростка) интересов, привязанностей, хобби, не имеющих отношения к компьютеру. Пример: подросток ничем особо не увлекается, плохо относится к чтению, прогулкам, домашним обязанностям, учебе. Единственное увлечение: просмотр телепередач. И вот, у него появляется компьютер. Постепенно ему открываются возможности виртуального мира: игры позволяют ему быть крутым гангстером, силачом, гонщиком. Он может знакомиться с людьми, выдавая себя за того, кем не является. Множество разнообразных возможностей провоцируют устойчивую компьютерную зависимость.
  • Неспособность ребенка налаживать контакты с социумом, дружественные связи. Пример: ребенок чрезмерно стеснителен, и не может побороть это качество. Причиной может быть наличие видимого физического недостатка, особенности внешности, отталкивающие сверстников от общения. Или же особенности характера, препятствующие установлению связей: жадность, злобность, агрессивность, мстительность, замкнутость.
  • Неудачливость ребенка в разных сферах: проблемы в общении со сверстниками, неуспеваемость в школе, конфликты в семье.

Многие дети в этом случае погружаются в виртуальный мир. Там их легче стать лидером, ответить обидчику, завоевать авторитет. Ребенок создает себе желаемый образ, не желая возвращаться к реальности. Склонность быстро впитывать информацию, общая подверженность влиянию извне.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector