Как не пропустить аутизм у ребенка?

M-chat тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм

Вопросы:

  1. Получает ли ребенок удовольствие от укачивания на коленях или руках?
  2. Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
  3. Нравится ли ребенку использовать предметы в качестве ступенек и взбираться по ним вверх?
  4. Нравится ли ребенку играть в прятки?
  5. Имитирует ли ребенок действия в процессе игры (делает вид, что разговаривает по телефону или укачивает куклу)?
  6. Использует ли ребенок указательный палец при необходимости в чем-либо?
  7. Пользуется ли он указательным пальцем, подчеркивая свой интерес к какому-нибудь действию, предмету или человеку?
  8. Используются ли игрушки ребенком по предназначению (катание машинки, одевание куклы, строительство крепостей из кубиков)?
  9. Акцентировал ли когда-либо ребенок внимание на интересующих его предметах, принося их и показывая родителям?
  10. Способен ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более одной-двух секунд?
  11. Проявлял ли малыш когда-либо признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (просил выключить пылесос, закрывал уши при громкой музыке)?
  12. Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
  13. Повторяет ли ребенок движения, интонацию и мимику за взрослыми?
  14. Откликается ли ребенок, когда его зовут по имени?
  15. При указании на какой-либо предмет или игрушку в комнате, посмотрит ли на нее ребенок?
  16. Умеет ли ребенок ходить?
  17. Если посмотрите на какой-либо предмет, повторит ли ребенок ваши действия?
  18. Замечали ли вы, чтобы ребенок совершал необычные действия пальцами около лица?
  19. Старается ли младенец привлечь внимание к себе и к своим действиям?
  20. Дает ли ребенок думать, что у него имеются проблемы со слухом?
  21. Понимает ли ребенок о чем говорят окружающие его люди?
  22. Замечали ли вы, чтобы малыш бесцельно бродил или делал что-либо автоматически, производя впечатление полного отсутствия?
  23. Встречая незнакомых людей, или сталкиваясь с непонятными явлениями, заглядывает ли ребенок в лицо родителей, чтобы наблюдать за их реакцией?

Алгоритм для подсчета результатов

Если вы ответили«Нет» на любой вопрос, кроме 2, 5 и 12 – это прямое указание на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.

Для вопросов 2, 5 и 12 на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра, указывает ответ«Да».

Предлагаем ознакомиться  Верные темы для разговора с девушкой: как заинтересовать, поддержать контакт, чтобы было весело и нескучно

Низкий риск: Общий результат – 0–2 балла.

Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока что не требуется.

Средний риск: Общий результат 3–7 баллов.

Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: общий результат 7–20 баллов.

Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.

Атипичная форма

Для атипичной формы аутизма характерно проявление в более позднем возрасте. Также возникает он и у взрослых, особенно при наличии умственной отсталости и других заболеваний, связанных с развитием. К признакам такой формы болезни относятся:

  • возникновение и развитие после трех лет;
  • серьезные отклонения в социальном взаимодействии между пациентом и окружающими его людьми;
  • ограниченное и стереотипное поведение, возникающее с определенной периодичностью.

Главные признаки для диагностики аутизма

Хотя симптоматика заболевания значительно изменяется в зависимости от формы аутизма, возраста ребенка и других факторов, существуют основные признаки болезни, присущие всем аутистам. При этом следует понимать, что наличие одного из симптомов недостаточно для постановки такого диагноза. В таких случаях для диагностики используется так называемая триада – три самых явных признаков, по которым можно определить наличие данного заболевания. Рассмотрим каждый из основных признаков более подробно.

Клинические проявления форм аутизма

У каждой формы аутизма также существуют свои определенные признаки и симптомы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.

Миф о поствакцинации

Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.

Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.

Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт.

Ограниченность интересов

Дети аутисты чаще всего проявляют интерес к какой-либо одной игрушке и он сохраняется на протяжении долгих лет. Игры таких детей однообразны, либо они не играют в принципе. Зачастую можно видеть как ребенок часами наблюдает за движением солнечного зайчика или несколько раз пересматривает один и тот же мультфильм.

Предлагаем ознакомиться  Симптомы болезни циклотимия, психология циклоидного типа — ЦМЗ «Альянс»

Дети, страдающие аутизмом, чаще всего не играют своими игрушками, а склонны в большей степени выстраивать их в определенном порядке и постоянно сортировать: по форме, размеру или цвету.

Интересы аутистов сводятся к постоянному пересчитыванию и сортировке предметов, а также выстраиванию их в определенном порядке. Иногда они увлекаются коллекционированием, конструированием. Любой из интересов, которые встречаются у аутистов, отличается отсутствием социальных взаимоотношений. Аутисты ведут замкнутый, нетипичный для их сверстников, образ жизни, и не допускают в свои игры никого, даже таких же больных детей, как и сами.

Часто их привлекает не сама игра, а определенные алгоритмы, в них происходящие. Для таких детей свойственно периодически включать и выключать кран, глядя на бегущую воду и совершать другие подобные действия.

Оценка риска

Как понять, есть ли показания для того, чтобы проводить диагностику, или развитие ребенка соответствует норме? На следующих страницах предлагаются два способа оценки риска наличия аутизма у детей. Сверившись с ними, вы можете самостоятельно принять решение о необходимости консультации со специалистом.

Если при заполнении опросника возникает подозрение на наличие аутизма, мы рекомендуем проведение более углубленной диагностики у специалиста. Вполне вероятно, что даже при отсутствии аутизма у ребенка могут быть другие проблемы развития, и он может нуждаться в помощи.

Если результат одного из опросников указывает на возможность аутизма и проблемы с развитием, а результат другого – нет, мы все равно рекомендуем вам посоветоваться со специалистом.

Признаки аутизма в подростковом возрасте

У большинства подростков-аутистов значительно изменяется поведение. Они приобретают новые умения, однако общение со сверстниками вызывает у них определенные трудности. Особенно тяжело для таких детей происходит половое созревание. Аутисты в подростковом возрасте наиболее подвержены депрессивным состояниям, развитию различных страхов, фобий и панических состояний. Также у них часто можно наблюдать эпилептические припадки.

Распространенность аутизма

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого

ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз  стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей.

Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Расшифровка теста

На каждый вопрос теста следует дать ответ «Да» или «Нет», а после сравнить полученные результаты с приведенными в расшифровке:

  1. Нет.
  2. Нет (критический пункт).
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Нет.
  6. Нет.
  7. Нет (критический пункт).
  8. Нет.
  9. Нет (критический пункт).
  10. Нет.
  11. Да.
  12. Нет.
  13. Нет (критический пункт).
  14. Нет (критический пункт).
  15. Нет (критический пункт).
  16. Нет.
  17. Нет.
  18. Да.
  19. Нет.
  20. Да
  21. Нет.
  22. Да.
  23. Нет.
Предлагаем ознакомиться  Как работает интуиция: теория «зеркальных нейронов» и функция интуиции Юнга

Если совпали ответы на три обычных пункта или два критических, то такого ребенка необходимо проконсультировать у специалиста.

Симптомы аутизма

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных  детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно.

Синдром аспергера

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм во многом схож с синдромом Каннера. Однако при такой форме заболевания отсутствуют нарушения в речевом развитии и высоко развиты когнитивные способности.

При такой форме мягкого аутизма у детей хорошо развиты мыслительные процессы, существует искаженное восприятие окружающей действительности и самого себя, наблюдается сложность в концентрации внимания. Другие психологические и физиологические симптомы данного заболевания выглядят следующим образом:

  • стереотипность поведения и ограниченность интересов;
  • импульсивное поведение;
  • привязанность к привычной окружающей среде;
  • нарушения в коммуникативных навыках;
  • отрешенность взгляда, или устремленность его в одну точку.

Стереотипии

Стереотипии, стимы или постоянно повторяющиеся действия характерны практически для всех детей, страдающих от данного заболевания. Проявляются они, как правило, в речи и в поведении. Наиболее часто встречающимися являются двигательные стереотипии, которые выглядят как: сжимание, разжимание пальцев в кулак, подергивание плечами, повторяющиеся повороты головы, раскачивание из стороны в сторону, бег по кругу и так далее.

Речевые стереотипии носят название эхолалия. При этом дети могут постоянно повторять одни и те же звуки, слоги, слова и даже отдельные фразы. Обычно, это словосочетания, услышанные от родителей или извлеченные из любимого мультфильма. Характерно также то, что дети говорят фразы абсолютно неосознанно и не вкладывая в них никакого смысла.

Можно также выделить стимы в одежде, еде, прогулках. Дети склонны к формированию определенных ритуалов: ходить по определенному маршруту, одной и той же дорогой, не наступать на трещины на асфальте, надевать одну и ту же одежду, поглощать одну и ту же пищу. Они склонны к выстукиванию определенного ритма, раскачиваниям на стуле под определенный такт, перелистыванию страниц в книге туда и обратно без особого интереса.

Почему именно возникают стереотипии при аутизме нет однозначного ответа. Некоторые считают, что постоянно повторяющиеся действия стимулируют нервную систему, другие, наоборот, предполагают что таким образом ребенок успокаивается. Наличие стимов при таком заболевании позволяет человеку отгородиться от внешнего мира.

Эмоциональные нарушения

К эмоциональным нарушениям при аутизме можно отнести внезапные вспышки агрессии, аутоагрессии, немотивированного гнева или страха. Чаще всего такие состояния возникают внезапно и не имеют под собой никаких очевидных причин. Такие дети подвержены гиперактивности, либо наоборот замкнуты, заторможены и растеряны.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector