Классификация и содержание новейших теорий личности

Макросоциологические 
концепции личности.

В противоположность макросоциологическому 
взгляду «сверху вниз» микросоциология 
рассматривает проблематику личности
непосредственно в поле межличностного
взаимодействия. Поэтому и процесс 
«очеловечивания» (социализации),
и процедуры «встраивания» личности в
разнообразные общности и структуры здесь
рассматриваются преимущественно через
призму ролевых концепций.

Этот теоретический 
подход почти одновременно родился 
в исследованиях психолога Г.
Мида («Роль, я и общество», 1934) и социолога Р. Линтона
(«Исследование человека», 1936), о чем с
интересом размышляет И. Кон в своей книге
«Социология личности». Почему эти независимые
исследователи пришли к сходным выводам?

Когда люди жили в более 
простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то
роль. Репертуар их «социального театра»
(обусловленный функциональной структурой
общества) был ограничен, и по традиции
роли (занятия) и амплуа (позиции) наследовались
из поколения о поколение. Поэтому личина
(ролевая маска) срасталась с личностью
(социальным Я), что не приносило какого-то
дискомфорта – в рамках отведенной роди
человек мог оставаться «самим собой».

В современном обществе
с его высокой социальной мобильностью
существенно возросли возможности сменить амплуа, и стало просто необходимо менять
роли. Актеры по несколько раз за день
вынуждены перебегать с большой сцены
на малую и к тому же «подрабатывать» сразу
в нескольких «театрах». Тут немудрено
запутаться (и получить социальный невроз),
но и соблазнов становится больше: человек
сравнивает разные возможности, оценивает
правила игры и различные «школы», сложившиеся
в конкретных субкультурах (общностях
и организациях), прикидывает свои шансы
стать «примадонной» или «героем-любовником».

Возможно, он талантлив.
Но он — в этом Театре, который 
сохраняется благодаря традиции
и динамическому балансу межличностных отношений в завуалированной кратической
(властной) структуре.

Г. Мид рассматривает 
роли как систему предписаний 
в зависимости от статуса, поскольку
социальные функции личности различаются
или по горизонтали, или по иерархии (сын
– отец – сосед).

Статус — это положение человека
в контексте социальных отношений, связей.
Он может быть временным или устойчивым,
постоянным.

Р. Линтон рассматривает 
ролевой конфликт, связанный с 
маргинальным статусом личности. В микросоциологии
считается, что человек не может совместить роли, а играет «то за того,
то за другого» (мастер с рабочими — администратор,
а с администрацией — рабочий).

Линтона не интересует, как человек 
осваивает роль и как к ней 
относится. Мида, напротив, волнует 
именно механизм освоения роли. Он
вводит понятие ожидаемого поведения,
разделяя «я»: как Я и как «меня» (хотят
видеть другие).

Таким образом, он выявляет
конфликт, ибо я веду себя как 
Я или как «меня», оба состояния 
наличествуют. Чем более взрослым
становится человек, тем меньше в 
нем «я» как «меня» и больше «я» как Я и наоборот.
Инфантильность (неразвитость) личности
проявляется в комплиментарности поведения,
которое постоянно подстраивается под
систему наличных ожиданий.

Предлагаем ознакомиться  Как снять ломку наркозависимого в домашних условиях

Современный популярный
психолог Э. Эриксон хорошо описал это 
состояние «Я – меня». Он отмечает новую деталь:
значимый, авторитетный «другой» очень
важен для развития личностного ролевого
поведения. Вот почему молодежные кумиры
— факт не только культурной жизни, но
и социальный символ, иногда оказывающий
влияние на целое поколение.

Идентификацию с ролью 
или отстранение от нее изучали 
великие режиссеры, создавшие свои
школы «игры»: К. Станиславский, Б. Брехт
и др.

Э. Берн в знаменитом социально-психологическом 
бестселлере «Игры, в которые 
играют люди. Люди, которые играют в
игры» подробно рассмотрел, как люди воспринимают
роли, идентифицируются с ними и как они
строят свою судьбу в зависимости от избранной
роли. Один приспосабливает, строит свою
судьбу сам (я — герой, я — пророк), другой
приспосабливается (амебовидная личность).

Поскольку микросоциология 
«захвачена» изучением механизмов
социализации как процессов освоения
социальных функций и ролей, она постоянно
впитывает информацию в этой области,
в том числе из социальной антропологи
и психологии.

Такие известные исследователи, как М. Мид и Ч.Х. Кули, исследовавшие
малые традиционные культуры и первичные
социальные группы, выделяют три стадии
социализации как процесса освоения ролей:

1)  имитация — механическое 
повторение наблюдаемых действий;

2)  игра – переход из роли
в роль, отстранение от сыгранной роли;

3)   групповое членство – 
освоение своей роли,  но глазами 
группы, когда работает «меня» 
как механизм осознания ролевого 
соответствия игрока как бы 
извне.

Иногда взрослый человек 
«застревает» на какой-либо стадии, не
умеет отрешиться от роли или посмотреть
на свою игру со стороны.

3. Фрейд рассматривал 
личностный конфликт как борьбу 
внутренних потребностей человека и возможностей
осуществить их в социально приемлемой форме. Он изучал процесс
реализации инстинктов, отмечая, что какова
модель согласования инстинкта и воли,
такова и личность.

Швейцарский психолог Ж.
Пиаже сформулировал концепцию 
когнитивного (умственного) развития как 
цепь последовательных стадий социализации личности:

1)   до 2 лет — 
сенсомоторная – вещь есть, пока 
ребенок ее видит или чувствует;

2)  2—7 лет — преоперациональная 
— ребенок научается различать
вещь и символ вещи;

3)  7—11 лет – конкретно-операциональная 
– мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;

4)  после 12 лет — 
формально-операциональная — происходит 
формирование абстрактных понятий 
(добра и зла и т.п.).

В реальном микросоциологическом
исследовании часто заимствуются именно
психологические концепции. Социолог
не удовлетворяется тем, что человек выполняет
роль, он изучает, как человек приспосабливается
к роли, как осваивает ее. Макросоциология
личности не дает ответа на подобный вопрос.
Чтобы заполнить этот пробел, микросоциологи
обращаются к психологическим теориям,
используют тесты и социально-психологические
интерпретации,

Предлагаем ознакомиться  Мужчины не для брака – инфантильный мужчина

Так, дифференциально-психологические 
теории и психостатистика (родоначальник 
направления Г. Олпорт) позволяют 
на основе изучения множества индивидуальных
параметров, находить общее и даже социально типическое. Постепенно работа
с тысячами параметров и объединение их
в более общие «гнезда» привела к созданию
наборов тестов для выявления психо- и
социотипов личности.

В этом русле возникла
новая система знаний — соционика 
и появились более строгие способы формализации в изучении
установок и поведения людей.

Каузально генетический
подход в психологии помог социологам
найти объяснительную модель жизненной 
мотивации личности. Л. Маслоу сформулировал 
иерархически ступенчатое представление
о потребностях:

1) витальные (жизнеподдерживаюшие: 
в дыхании, питье, пище, тепле 
и т.п.);

2)  в принятии  (стремление 
получить признание и оценку 
группе);                                                                                         

3) в понимании и 
любви (необходимость быть любимым, понимать
другого, как себя);

4) в  саморазвитии,  
самосовершенствовании   и  
влиянии на других.                                                                                          

Изучал поведение и 
судьбы преуспевающих людей (Д. Рузвельта, Д. Карнеги
и др.), исследователь сделал вывод о том,
что преуспевающие достигают четвертого
уровня. Когда потребности определенного
уровня удовлетворены, они «отпадают»
(перестают быть актуальными и направлять
активность человека) и мотивируется переход
на следующий уровень потребностей. Эта
схема поступательного перехода к потребностям
более высокого уровня правдоподобно
объясняет поведение, хотя ее можно и критиковать.

Потребностно-мотивационные 
теории личности (основоположник

К. Левин) объясняют избирательность 
притяжения элементов среды в зависимости
от потребностей личности и ее мотиваций,
средств удовлетворения потребностей
через социальные установки — аттитюды.
Эта теория наиболее близка к социологическому
пониманию личности, поскольку рассматривает ее
как заряженную частицу, вступающую в
сложное избирательное взаимодействие
с другими. Они отвечает на вопрос, почему
люди придумывают роли и как получается,
что социальные игры разных людей оказываются
довольно типичны.

Концепции личности
в трудах известных психологов

В последнее время появилось 
много разных теорий, которые описывают 
личности. Можно сказать, что почти 
у каждого психолога есть своя
теория, которая либо полностью самостоятельна,
либо базируется на основе другой
«известной» теории.

Наиболее известные теории последнего
времени связаны с именами: К.К.
Платонова, Э. Берна, А.Н. Леонтьева. Смысл 
теории Платонова заключается в 
том, что личность состоит из отдельных 
компонент (направленность личности,
опыт, особенности психических процессов,
биопсихические свойства), которые в процессе
взаимодействия определят поведение человека.
Э.

Берна считает, что в человека параллельно
существуют несколько типов поведения
личности, каждая из которых активизируется
при определенных условиях. Леонтьев утверждает,
что личность человека зависит от «сплавах»
врожденных и приобретенных реакций, которые
проявляются в той или иной степени. Теории
этих ученых будут рассмотрены более конкретно
ниже.

Предлагаем ознакомиться  Как понять, что она влюблена в тебя – 12 признаков

Таким образом, анализируя новые
теории личности можно сказать, что некоторые
из них представляют собой продукт чистой
психологии (Платонов, Берн), а другие больше
относятся к сплаву генетика-психология
(Леонтьев).

Модель личности К.К. Платонова

В модели личности К.К. Платонова,
которая известна под названием динамической
функциональной структуры личности, выделяются
четыре процессуально-иерархические подструктуры
личности. При этом задается субординация
низших и высших подструктур. Основными
подструктурами личности являются 1) направленность
личности, 2) опыт, 3) особенности психических
процессов, 4) биопсихические свойства.

В свою очередь каждая из этих подструктур
состоит из ряда компонентов, которые
К.К. Платонов называет «подструктурами
подструктур». Направленность личности
включает в себя убеждения, мировоззрение,
идеалы, стремления, интересы, желания.
Опыт включает в себя привычки, умения,
навыки и знания.

На все подструктуры
личности, кроме того, накладываются 
способности и характер. Все подструктуры
различаются между собой по степени 
представленности в них социального и биологического, спецификой
их развития и формирования в процессе
жизнедеятельности, а также соотнесением
их с конкретным уровнем психологического
анализа. Иерархия основных подструктур
личности, а также их содержание представлены
в табл.1.

Таблица 1. Основные подструктуры личности и их
иерархия

(по К. К. Платонову)

Подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального 

и биологического

Специфические

виды

формирования

Необходимые уровни

психологического

анализа

Направленность личности

Убеждения, мировоззрение,

идеалы; стремления, интересы,
желания

Определяющую роль играет
социальное, биологического

почти нет

Воспитание

Социально-

психологический

Опыт

Привычки, умения, навыки,
знания

Значительно

больше социального

Обучение

Психолого-

педагогический

Особенности психических

процессов

Внимание, воля, чувства,
восприятие, мышление, ощущение, эмоции,
память

Чаще больше социального

Упражнение

Индивидуально-

психологический

Биопсихические свойства

Темперамент,

половые, возрастные,

фармакологически обусловленные
свойства

Социального

почти нет

Тренировка

Психофизиологический

Нейропсихологический

Теория Э. Берна

Согласно доктору Берну, его 
теория возникла, когда он наблюдая
изменения в поведении, центром 
его внимания стали стимулы, такие,
как: слова, жест, звук. Эти изменения включали
выражение лица, интонация голоса, структура
речи, телодвижения, мимика, поза и манеру
держать себя. Это происходило так, словно
внутри личности было несколько различных
людей.

Временами та или другая из этих
внутренних личностей, по-видимому, управляла
всей личностью пациента. Он заметил, что
эти различные внутренние “Я“ по-разному
взаимодействуют с другими людьми и что
эти взаимодействия (трансакции) могут
быть проанализированы. Доктор Берн понял,
что некоторые трансакции имеют скрытые
мотивы, и личность использует их как способ
манипулирования другими в психологических
играх и при вымогательствах.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector