Самопознание начинается с того, что

^ трудности самопознания

Но сколь важно самопознание, столько же и трудно его достижение. Препятствий этому великое множество /христ.: Солярский. 1892, с.90/.

Во-первых, самолюбие, по которому человек обыкновенно считает себя гораздо лучше, умнее, добродетельнее, чем есть на самом деле, скрывая или уменьшая свои недостатки и своим заслугам и преимуществам придавая более высокую значимость. При этом у человека формируются так называемая психологическая защита, которая и служит поддерживанию подобной неадекватной самооценки.

Во-вторых, привязанность к некоторым своим слабостям и порокам, из-за которой, не желая отказаться от них, боимся заглянуть в самих себя и спросить: таковы ли мы на самом деле, какими должны быть? А если и замечаем иногда какие слабости, стараемся извинять их, оправдывать.

В-третьих, легкомыслие и рассеянность, по которым люди слишком много думают о временных своих занятиях, слишком заботятся о земных благах, слишком преданы жизненным удовольствиям, живут с желанием непрестанных развлечений, не помышляя о самих себе. Этому, к сожалению, способствует и современный образ жизни – особенно в крупных городах.

В-четвертых, негативную роль могут сыграть удачные внешние обстоятельства, по которым человек, благоденствуя, охотно думает о себе гораздо больше, считая себя умнее и лучше, чем есть на самом деле. Это довольно распространенная ситуация и по отношению к христианству: пока человеку неплохо, он мало задумывается о религиозных вопросах и далек от христианства, и, наоборот, когда у него появляются серьезные проблемы, тогда он вспоминает о существовании Бога.

В-пятых, притворство и лесть наших ближних, которые неправдой хотят сохранить наше к ним благорасположение. Это важнейшая проблема так называемых малых референтных групп, к которым можно отнести семью, класс (для школьников), курс (для студентов), рабочий коллектив (для взрослых).

В-шестых, сказываются предрассудки и заблуждения общества, по которым о добродетелях и пороках часто судят несправедливо: иную добродетель лишают всякой цены, а иной порок чуть ли не считают и пороком. Причем со временем эта «терпимость» общества к порокам становится все шире и глубже, так что, фактически, общество и государство уже не просто закрывают глаза на некоторые пороки, а активно их всем навязывают. Это есть проблема больших социальных групп: классов, наций, народов (и связанных с ними политических и государственных структур).

Самонаблюдение

Это самый первый шаг к самопознанию. Наблюдаете за своими мыслями, поступками и реакциями непредвзятым взглядом стороннего наблюдателя – только так можно получить объективную оценку. Осознанно, в течение дня, задавайте себе вопросы:

  • Что я делаю в данную минуту?
  • О чем сейчас думаю?
  • Какие ощущения вызывают во мне эти мысли и действия?
Предлагаем ознакомиться  Авдеев П.С. Роли и функции лидера

Благодаря постоянному самонаблюдению вы научитесь контролировать свое мышление и перестанете реагировать машинально, неосознанно. Это верный признак того, что вы готовы ко второму этапу.

Самоанализ

Вторым этапом будет анализ своих наблюдений. Вы начинаете видеть причинно-следственные связи событий, как недавних, так и в далеком прошлом.

Для самоанализа лучше взять конкретную ситуацию и разобрать ее на мельчайшие детали. В конце анализа у вас должны быть ответы, почему это произошло и для чего?

В процессе «ковыряния в проблеме» могут вылезти очень неприятные факты о вашей личности, что вызовет массу негативных эмоций. Самоанализ – это рациональный и спокойный разбор собственных поступков и реакций, и эмоциям здесь не место.

Сравнение

Сравнение – это то, чем любят заниматься люди. Сравнивают себя с другими, оперируя категориями «лучший-худший», и почти всегда не в свою пользу. А если и в свою, то тоже ничего хорошего – чувство превосходства ничуть не лучше неприятия себя.

Если вы сравниваете себя с другими, то делайте это не с целью «загнобить» себя или, наоборот, возвыситься. Чужой успех должен вдохновлять, а не повергать в уныние, равно как и чья-то неудача – не повод для злорадства, а возможность сделать для себя полезный вывод. Не копируйте чужой путь, вдохновляйтесь и идите своим.

А вообще, в вопросе сравнения руководствуйтесь одним простым принципом: сравнивая себя с кем-то, вы предаете свою уникальность. И если уж сравнивать, то только себя нынешнего с собой вчерашним.

Самопринятие

Самопринятие – это принимать себя таким, какой есть. Путем самоанализа и самонаблюдения вы уже выявили свои слабые стороны, теперь пришла пора сформировать свое отношение к ним. Не смириться со своими недостатками, а принять себя несмотря на них. Хотите исправить недостатки – исправляйте, но не пытайтесь их скрыть – бесполезное это дело, ведущее только к еще большим разочарованиям.

Самопознание – это самый короткий путь к любви к себе, о которой так много говорят, но которую немногие действительно испытывают. Это удивительные люди, добившиеся успехов в самопознании и способные любить себя и окружающих безусловно, просто так, за факт самого существования!

Зачем это нужно?

Если совсем в двух словах, то затем, чтобы помочь себе понять, зачем я живу? Человек может посвятить всю жизнь какому-то делу, а к старости, когда только и осталось выпить поднесенный заботливой рукой стакан воды, приходит понимание, что жизнь прошла впустую. С горечью он осознает, что его интересовали совсем ненужные вещи, и многое он делал только потому, что все так делали.

Предлагаем ознакомиться  Стресс — что это, виды, причины, симптомы, 7 научных теорий

Если детализировать ответ, то самопознание – это самоактуализация, самосовершенствование и личностный рост. Человек, который понимает самого себя, способен ощутить всю полноту жизни и реализовать свой потенциал.

У него не будет возникать вопросов относительно правильности своих слов или поступков, его не мучают внутренние конфликты и противоречия, он в гармонии с самим собой. Его отношение к неудачам точно такое же, как и к успехам – он благодарен за любые уроки жизни и способен делать правильные выводы.

Мир самопознания для школьников

«Мир самопознания» для учеников общеобразовательных школ – это название тематического курса, изучаемого в пятом классе. В соответствии с планами уроков по теме школьники проходят погружение в новый мир самопознания, изучают цели, задачи процесса, мотивируются к самоизучению.

В поурочные планы по самопознанию на данном этапе входят упражнения на расслабление, чтение стихов Н. Заболоцкого, Б. Пастернака, прослушивание музыкальных композиций А. Вивальди, активные обсуждения историй и притчей, в которых сказочные персонажи пытаются осознать себя, свое место в жизни, выйти за рамки предначертанных своими предубеждениями заблуждений и реализовать свои возможности.

Цель преподавателя при изучении темы «Мир самопознания» состоит в разъяснении ценности процесса изучения себя как личности, развитие способности к рефлексии, мотивация учеников к овладению инструментами самопознания.

Самопознание 1 класс

Самопознание в 1 классе, у детей 7-8 лет, не является ведущим процессом деятельности. Однако начало школьного обучения – подходящий этап для развития навыков, являющихся базовыми способами самопознания: самонаблюдения, самооценки.

Появление в жизни первоклассника новых значимых взрослых, изменение круга общения и ведущей деятельности приводит к неизбежным конфликтам внутри себя, поискам нового места в социальных кругах. В этих вопросах детям призван помогать курс самопознания за 1 класс.

Самопознание 10 класс

Анализ, сравнение образов Я-реального и Я-идеального, являющиеся предпосылками для профориентации ученика, формированию Я-концепции – основные цели курса предмета самопознание в 10 классе. К темам добавляются актуальные на данном возрастном этапе межличностные отношения полов, углубленное изучение семейных ролей как способов самореализации, а также аспекты личностных качеств, необходимых для профессиональной самореализации.

Самопознание 11 класс


Курс «Самопознание» за 11 класс является завершающим для изучения данного предмета в школе. К окончанию курса ученики должны владеть знаниями по темам, умениями, навыками самонаблюдения, самоанализа, овладеть понятиями и способами самопознания, знать свои сильные и слабые стороны.

Самопознание 3 класс

В курс предмета «Самопознание» за 3 класс входят адаптированные для данного возраста темы, позволяющие углублять мотивированность учеников к изучению себя и знакомство с понятием социального самопознания. 3 класс, возраст 9-10 лет характеризуется становлением интеллектуальной составляющей когнитивных процессов, коррекцией самооценки, формированием собственного мнения, что отражается в выборе тем для курса, знакомящих учеников не только со значимостью каждого отдельного индивидуума, но и с общечеловеческими ценностями.

Предлагаем ознакомиться  Что такое инфантильность: 3 главных признака

Самопознание 4 класс

Образовательный курс «Самопознание» 4 класс позволяет ученикам получить базовые знания, умения и навыки процесса самопознания: самонаблюдение, способы самооценки и ее сопоставления с социальной ролью ученика, друга, ребенка в семье.


Основные понятия, усвоенные в предыдущие годы, закрепляются и расширяются на тематических занятиях по предмету «Самопознание» в 4 классе.

Самопознание и развитие

Самопознание и развитие личности – базис гуманитарного направления психологии. Осознание себя как личности с уникальными характеристиками позволяет понимать и реализовывать те потребности, которые важны именно для данного индивидуума.

Удовлетворение потребностей в социальном признании, самореализации невозможно без понимания наиболее ценных для субъекта способов самовыражения. Обеспечение посредством самопознания развития поля вероятностей актуализации возможностей, путей самовыражения позволяет находить индивидуальный смысл жизни.

Самопознание: план тренинга


При проведении тренингов по самопознанию в план включаются четыре основных этапа и, при необходимости, несколько вспомогательных.

Первый этап состоит из психологической подготовки к началу работы, расслабления, возможно применение медитативных техник, упражнения на психогигиену. Цель данного этапа – снятие напряжение, нежелательного эмоционального фона, фокусировка внимания на задачах по самопознанию. План занятия при этом составляется заранее.

На втором этапе клиент выбирает или формулирует травмирующую ситуацию, оценивает результаты предыдущей деятельности на основе дневника наблюдений, концентрируется на новом направлении или аспекте процесса, описывая и анализируя его при помощи тренера.

На третьем этапе проводится анализ ситуации, чувства, выбранной задачи, выбираются методы работы с нею.

Четвертый этап – заключительный момент тренинга, позволяющий закрепить новые цели, обеспечить клиенту выполнение правил самонаблюдения без перехода процесса интроспекции в «самокопание», подведение итогов, закрепление эмоционального состояния.

Способы самопознания

Если вы твердо решили встать на путь самопознания, то нужно быть готовым к тому, что в процессе можете узнать о себе совсем неожиданные и весьма неприятные вещи.

Характеристики самопознания

Кроме того, самопознание – это сильная потребность, которую может испытывать только человек. Это процесс выявления потенциальных и реальных возможностей, личностных и интеллектуальных качеств, черт характера и взаимоотношений человека с окружающими. Другими словами, самопознание – это способность оценивать себя, честно смотреть на себя и относиться к себе как к когнитивному объекту.

Большинство психологов выделяют следующие основные черты самопознания:

  • Самопознание – это психическая составляющая и основа здорового человека.
  • Самопознание помогает поддерживать гармонию с внешним миром внутри себя.
  • Самопознание – это путь личностного роста и самореализации.

Все эти характеристики взаимосвязаны и помогают получить целостную общую картину зрелого и здорового человека.

Более того, самопознание помогает разрешать конфликты и осознавать мотивацию поступков человека. Досконально зная себя, человек учится контролировать собственную жизнь. Только через познание себя человек становится гармонично развитой личностью, находит счастье и делится им с другими людьми.

Многие ученые сходятся во мнении, что первоначальное самопознание – это инстинктивный процесс, а сознательное восприятие – результат жизненного опыта.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector