Как разрешить конфликты с сотрудниками — инструкция для руководителя

Что такое конфликт?

Первое, что важно понимать — конфликты очень полезны, их не стоит бояться. Если в коллективе есть конфликт, значит он «живой», людям не безразлична их деятельность, и они, скорее всего, заинтересованы в сохранении своего места, в этом случае есть шанс создать эффективную команду. К тому же конфликт является отличным каналом для выхода накопившегося негатива внутри каждого из сотрудников.

Вообще, первым этапом на пути к минимизации конфликтов является осознанный набор персонала. Руководителю стоит задуматься о том, каких сотрудников он хочет видеть рядом с собой. Обычно характер человека и его склонности в поведении можно выявить на собеседовании с помощью всяких тестов и кейсов. Так же, важно на собеседовании понять поддерживает ли сотрудник цели, ценности, миссию и привычный процесс работы компании, так сказать на одной ли он волне с ней.

Так же важно с самого начала детально ознакомить сотрудника с должностными обязанностями. Любая абстракция на предприятии может привести к конфликту. Чем больше ясности в работе, тем меньше его вероятность.

Внутренние

Связаны с психоэмоциональным состоянием конкретного сотрудника, неудовлетворенного своим текущим положением. Психологи утверждают, что причиной внутреннего дисбаланса могут стать:

  • получение противоречивых заданий;
  • загруженность или недостаток обязанностей;
  • недооцененность;
  • потеря цели;
  • задержки на работе, не предусматривающие доплату, поощрение;
  • сложные задания с ограниченным сроком на выполнение.

К внутреннему дисбалансу склонны люди, отличающиеся низкой самооценкой, отсутствием амбициозности.

Виды конфликтов

Эксперты в сфере психологии, рекрутинга выделяют разные способы классификации разногласий. Мы расскажем о видах, более характерных для рабочих групп.

Второе: преодоление барьеров

Их, на мой взгляд, два вида: коммуникативные и восприятия.В коммуникативные барьеры попадает: непонимание целей смежных отделов или целей сотрудников из этих отделов, в связи с этим домысливание несуществующих фактов об их деятельности. Люди не имеют привычки уточнять и выяснять, чем заняты их коллеги, какие проблемы и задачи решают, какие есть сложности, чем они могут быть полезны.

Под барьерами восприятия подразумевается не умение слушать и слышать. В основной своей части на это влияют психологические особенности коллег, например, темперамент и мышление. Есть люди, ориентированные на дело, им важно «быстро и по делу», а есть люди, ориентированные на отношения, им важно поговорить и создать теплую атмосферу, две этих категории разговаривают на «разных языках».

Предлагаем ознакомиться  Нервный дерматит: фото, симптомы и лечение кожных заболеваний на нервной почве

Если эти особенности не учитывать, получается, что основные потребности каждого останутся проигнорированными. Так же учитываются социальные различия, образование сотрудников, различия в словарном запасе и лексиконе, разный уровень знаний о предмете обсуждения.Коммуникативные барьеры, в основном, решаются благодаря руководителю.

Его задача разъяснить каждому кто и чем занимается, четко обозначить обязанности, зоны ответственности и т.п., внедрить возможности коллективного общения (планерки, собрания, обратная связь, индивидуальные встречи, корпоративные мероприятия), воодушевить коллектив на выполнение общей цели и достижение единого результата, под конец — материальная мотивация сотрудников для достижения цели.

Как избегать конфликтов на работе? тщательно подбирать сферу деятельности и анализировать коллектив

Конфликты – это часть жизни, и они сопровождают человека все время. А размышления о работе и профессиональных интересах не помешают даже в нежном возрасте. Когда же человек оказывается перед выбором, идти или не идти в коллектив, то нужно спросить себя, о трех вещах:

  • Нравится ли работа?
  • Коллеги оставляют приятное впечатление?
  • Начальник суров, но справедлив?

Главное, чтобы ответ на первый вопрос был положительным. В реалиях современного общества редко случается, что работу по-настоящему можно выбирать.

Кардинальный ответ на вопрос, как избегать конфликтов на работе, такой: не трудится, не сливаться с коллективом! Но это утопия. Человеку, чтобы жить, надо работать. В противном случае он умрет с голоду на улице.

Разновидности по действию

Рассматривая разновидности конфликтов по действию, необходимо выделить следующие группы:

  • конструктивные, влекущие за собой разрешение ситуации, установление взаимопонимания. Принятое решение тут же воплощается в жизнь, оно устраивает всех участников;
  • деструктивные, влекущие за собой полное непонимание, отсутствие плодотворного диалога.

Деструктивные ссоры чаще всего завершаются непринятием позиции оппонента, взаимной антипатией. Они разрушают коллектив, снижают трудоспособность.

Предлагаем ознакомиться  Психология неверности: когда мужчина начинает изменять?

Создание благоприятной атмосферы

Всем должно быть комфортно – от оператора уборочной машины до ТОП-менеджера. Обеспечьте персонал доступными благами, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач:

  • индивидуальные рабочие места, где предусмотрены системы для хранения документов, личных вещей. Рассмотрите возможность установки настольных перегородок, создающих ощущение уединенности;
  • достаточное количество оргтехники, канцелярских принадлежностей;
  • обустройство автономного пищеблока. Если такой возможности нет, то стоит заключить договор на доставку горячих обедов в офис.

Уделяйте внимание организации мероприятий, приуроченных к государственным праздникам, датам, значимым для интернет-магазина. Меры по улучшению зависят от политики интернет-магазина, материальных возможностей, особенностей трудового коллектива. Вы должны сделать все возможное для того, чтобы персонал сосредоточился на выполнении своих непосредственных обязанностей, а не на решении бытовых вопросов.

Структурные

К структурным относятся 4 метода:

  • разъяснение. Необходимо точно сформулировать требования, выдвигаемые как к сотруднику, так и к качеству выполняемой работы. Емкая формулировка позволит предупредить внутренние противоречия, снижение качественных показателей, неудовлетворенность других членов коллектива;
  • четкая координация. Применяется распределение обязанностей, строжайшая иерархия. Последнее слово в вопросах, касающихся работы, остается за руководителем;
  • правильная организация. Служащих сплачивает одна комплексная цель, для ее достижения необходимо отдать все силы, таланты. В итоге коллектив работает слажено, объединенный благой миссией;
  • система вознаграждений. Денежные, иные виды вознаграждений – популярный инструмент воздействия. Сотрудники стремятся внести свой вклад, необходимый для достижения цели, зная, что на финише их ожидает премия. Эффективность показывает лишь при систематическом применении.

Третье: нейтрализация конфликтов

Если первый этап был пропущен, коллектив уже есть, барьеры хоть и проработаны, но возник конфликт, то для начала нужно понять, есть ли желание и мотивация со стороны сотрудников разрешить конфликт, есть ли цель, ради чего эти отношения нужны — эта прерогатива остается за руководителем, он показывает своей команде важность и эффективность позитивного взаимодействия.

Его задача объединить и воодушевить их общей целью и результатом.Так же во внимание стоит принять индивидуальные особенности личностей, понимание и принятие этих особенностей каждым членом коллектива и знание «эффективных подходов» к своему коллеге, подчиненному, к руководителю является качественной основой для того, чтобы конфликт сдвинулся с мертвой точки в сторону разрешения.

Предлагаем ознакомиться  Нарциссизм и нарциссические расстройства

Есть вещи, которые важны и для руководителей и для подчиненных. Это умение выхода из конфликта, так называемые «пути примирения»:

— Принятие ответственности: извинения, выражение сожаления по поводу поведения в прошлом, принятие личной ответственности за часть проблемы.- Поиск решения: уступки по спорному вопросу, предложение компромисса, поиск взаимовыгодных решений.- Принятие позиции собеседника: выражение понимания проблем другого, признание законности точки зрения другого, выражение добрых чувств, просьба о честной обратной связи.- Объяснение собственных мотивов: раскрытие собственных потребностей, мыслей, чувств, мотивов.

Обязанность руководителя при конфликте:

— Вызвать подчиненных на личную беседу и постараться объективно оценить причину конфликта, услышать и принять ко вниманию точку зрения каждой из конфликтующих сторон.- Можно попробовать организовать диалог между конфликтующими сторонами при участии руководителя, где в цивилизованной форме  высказать все претензии.

— Если конфликт нейтрализуется с трудом, можно разграничить зоны ответственности, цели, ресурсы, обязанности и т.п. конфликтующих.- Обязательно дать возможность выплеска эмоций. Это возможно сделать прямым путем, а можно использовать более креативные методы: устроить корпоративный формат соревнований (пэйнтбол, боулинг, квесты и т.д.)- Обладать чувством юмора и уметь любой конфликт «отзеркалить» в позитивном ключе, с долей иронии и мудрости.

В любом случае, стоит помнить, что мы все люди и у нас есть человеческие желания, специфические особенности характера и амбиции. Принимая это во внимание, мы делаем прорыв к позитивным отношениям, даже если основное противоречие не решилось. Люди склонны сердится — это нормальная защитная реакция их психики.

Подводим итоги

Руководитель обязан предупреждать разногласия, иначе будет происходить постепенная дестабилизация рабочих процессов. Успешно разрешить ситуацию можно только при условии устранения всех ее структурных компонентов.

Постоянно наблюдайте за персоналом, прибегните к услугам психолога-консультанта, избегайте чрезмерной жесткости в общении, не принимайте чью-то сторону в случае открытой конфликтной ситуации. Используя вышеперечисленные методики, вы сможете разрешить любой спор, сохранив свой авторитет, спокойствие в коллективе!

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector