Мораль, моральные действия, нравственно-творческая ориентация, моральные и конвенциональные и персональные нормы

Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство

узоров
с образцами; указания отражают часть
необходимых

ориентиров;
вопросы и ответы формулируются расплывчато
и

позволяют
получить недостающую информацию лишь
отчас%

ти;
достигается частичное взаимопонимание.

Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в про%

цессе
активного диалога дети достигают
взаимопонимания и

обмениваются
необходимой и достаточной информацией
для

построения
узоров, в частности указывают номера
рядов и

столбцов
точек, через которые пролегает дорога;
в конце по

собственной
инициативе сравнивают результат
(нарисованную

дорогу)
с образцом.

134

Рис.
6

а
б в

æ
Ł æ º ßı Æ ßı Øæ ŁO

Æ
º Ø ª º Ø łOE ºß

Связь
универсальных учебных действий

с
учебными предметами

Формирование
универсальных учебных действий: личност%

ных,
познавательных, регулятивных и
коммуникативных — в

образовательном
процессе осуществляется в контексте
усвое%

ния
разных учебных предметов. Требования
к формированию

универсальных
учебных действий находят отражение в
плани%

руемых
результатах освоения программ учебных
предметов:

«Русский
язык», «Литературное чтение», «Математика»,

«Окружающий
мир», «Технология» — в отношении ценно%

стно%смыслового,
личностного, познавательного и комму%

никативного
развития учащихся. Каждый учебный
предмет

в
зависимости от его содержания и способов
организации

учебной
деятельности учащихся раскрывает
определенные

возможности
для формирования универсальных учебных

действий.

Проектирование
образовательно%воспитательной програм%

мы
начального образования должно быть
согласовано с

программой
развития универсальных учебных действий.
При

отборе
и структурировании содержания образования,
выборе

конкретных
методов и форм обучения должны учитываться

цели
формирования конкретных видов
универсальных учеб%

ных
действий. Успешность их развития решающим
образом

зависит
от способа построения содержания учебных
предме%

тов,
а именно от ориентации на сущностные
знания в опре%

деленных
предметных областях.

Формирование
универсальных учебных действий создает

возможность
соотносить учебные предметы с точки
зрения

приемов
познавательной деятельности, общих для
осущест%

вления
познания этих предметных областей.

Литературное
чтение. Требования к результатам изуче%

ния
этого предмета включают формирование
всех видов уни%

версальных
учебных действий: личностных, коммуникатив%

ных,
познавательных и регулятивных — с
приоритетом раз%

вития
ценностно%смысловой сферы и коммуникации.

Литературное
чтение — осмысленная, творческая
духовная

Предлагаем ознакомиться  Общие понятия морали, принципы, структура,

деятельность,
обеспечивает освоение идейно%нравственного

содержания
художественной литературы, развитие
эстети%

ческого
восприятия. Важнейшей функцией восприятия
худо%

жественной
литературы является трансляция
духовно%нрав%

135

ˆ¸
´ 6

ственного
опыта общества через коммуникацию
системы

социальных
личностных смыслов, раскрывающих
нравствен%

ное
значение поступков героев литературных
произведений.

В
начальной школе важным средством
организации пони%

мания
авторской позиции, отношения автора к
героям про%

изведения
и отображаемой действительности является
выра%

зительное
чтение.

Учебный
предмет «Литературное чтение» обеспечивает

формирование
следующих универсальных учебных
действий:

— смыслообразования
через прослеживание «судьбы ге%

роя»
(П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося
в системе

личностных
смыслов;

— самоопределения
и самопознания на основе сравнения

«Я»
с героями литературных произведений
посредством эмо%

ционально%действенной
идентификации;

— основ
гражданской идентичности путем знакомства
с

героическим
историческим прошлым России и переживания

гордости
и эмоциональной сопричастности подвигам
и дос%

тижениям
ее граждан;

— эстетических
ценностей и на их основе эстетических

критериев;

— действия
нравственно%этического оценивания
через вы%

явление
морального содержания и нравственного
значения

действий
персонажей;

— эмоционально%личностной
децентрации на основе

отождествления
себя с героями произведения, соотнесения
и

сопоставления
их позиций, взглядов и мнений;

— умения
понимать контекстную речь на основе
воссоз%

дания
картины событий и поступков персонажей;

— умения
произвольно и выразительно строить
контек%

стную
речь с учетом целей коммуникации,
особенностей слу%

шателя;

— умения
устанавливать логическую причинно%следствен%

ную
связь событий и действий героев
произведения;

— умения
строить план с выделением существенной
и до%

полнительной
информации.

Математика.
В начальной школе этот предмет являет%

ся
основой развития у учащихся познавательных
действий, в

первую
очередь логических, включая и
знаково%символичес%

кие,
а также таких, как планирование (цепочки
действий по

задачам),
систематизация и структурирование
знаний, пере%

вод
с одного языка на другой, моделирование,
дифференци%

ация
существенных и несущественных условий,
аксиоматика,

формирование
элементов системного мышления, выработка

вычислительных
навыков. Особое значение имеет математика

для
формирования общего приема решения
задач как универ%

сального
учебного действия.

Необходимо
отметить, что в современной учебной
литера%

Предлагаем ознакомиться  Курение подростков - Я Красотка

136

туре
для начальной школы содержатся варианты
заданий на

отработку
отдельных компонентов приема решения
задач.

Так,
есть задания на анализ текстов, в
частности требующих

применения
различных типов логического анализа
по работе

над
текстом задачи.

В
задачах с неполными условиями дети на
основе своего

житейского
опыта должны ввести недостающую
информацию.

Например:
«Сколько лап у трех жуков?»

Другой
вид логического анализа используется
в задачах,

где
требуются знания об арифметических
действиях, компо%

нентах
действий и их отношениях. Например: «На
рисунке

изображены
четыре одинаковые коробки с цветными
каран%

дашами.
Одна коробка раскрыта, и видно количество
находя%

щихся
в ней карандашей. Необходимо по рисунку
составить

задачу,
которая решается с помощью умножения».
Во многих

учебниках
математики имеются задания по переводу
вербаль%

но
заданного текста на язык графики и
обратные задания (по

рисункам
или схемам надо составить задачи или
примеры).

Примером
может послужить задание из учебника
«Мате%

матика»
для 1 класса авторов Г.В. Дорофеева и
Т.Н. Мира%

ковой
(рис. 7).

Формирование
моделирования как универсального учеб%

ного
действия осуществляется в рамках
практически всех

учебных
предметов начальной школы. Моделирование
вклю%

чает
в свой состав знаково%символические
действия: замеще%

ние,
кодирование, декодирование. С их освоения
и должно

начинаться
овладение моделированием. Кроме того,
учащий%

ся
должен осваивать системы социально
принятых знаков и

символов,
существующих в современной культуре и
необхо%

димых
как для обучения, так и для его социализации.
Преж%

де
чем овладеть этими системами, ребенок
должен принять

идею
означивания и понять ее на произвольно
созданной

символике.
В настоящее время учебники используют
про%

извольную
символику с разными функциональными
нагруз%

ками.

Практически
во всех учебниках для начальной школы,
на%

чиная
с 1 класса, вводится символика для
обозначения форм

работы
(выполни индивидуально, в парах,
коллективно); фор%

137

Рис.
7

мулировки
заданий (проведи линию, впиши цифры,
обведи,

раскрась
и т. п.); рисунки для выделения объектов
и отноше%

ний
между ними, иллюстрации понятий,
обозначения объек%

тов,
использование социально принятой
символики (стрелки,

Предлагаем ознакомиться  Кратковременная потеря памяти после стресса

схемы,
графы, таблицы).

Указанные
символы применяются в основном для
сокра%

щения
текста заданий и лучшего их понимания.
Задания на

формирование
деятельности кодирования (умение
обозначать

объекты
с помощью символов) очень редко
присутствуют в

учебниках.

Русский
язык. Этот предмет обеспечивает
формирование

познавательных,
коммуникативных и регулятивных действий.

Работа
с текстом открывает возможности для
формирования

логических
действий анализа, сравнения, установления
при%

чинно%следственных
связей. Ориентация в морфологической

и
синтаксической структуре языка и
усвоение правил строе%

ния
слова и предложения, графической формы
букв обеспе%

чивает
развитие знаково%символических действий
— замеще%

ния
(например, звука буквой), моделирования
(например,

состава
слова путем составления схемы) и
преобразования

модели
(видоизменения слова). В учебниках по
русскому язы%

ку
достаточно часто используется графическая
символика,

схемы
для проведения различного вида анализа
слов (выде%

ление
гласных, согласных, слогов) и текста
(выделение чле%

нов
предложения) (рис. 8).

Несмотря
на широкое использование в учебниках
по раз%

ным
предметам символики и отработки некоторых
компонен%

тов
моделирования, в целом его содержание
не раскрывается

и
не становится предметом специального
анализа и усвоения.

138

Рис.
8

Если
практически во все учебные предметы
основной и сред%

ней
(полной) школ включаются задания на
использование

моделирования
уже в сложных формах, то в учебниках для

начальной
школы основное содержание компонентов
учебно%

го
моделирования должно не просто вводиться,
а отрабаты%

ваться
через систему заданий (аналогично
заданиям вышеназ%

ванного
учебника «Математика»). Для полноценного
форми%

рования
этого действия должны широко вводиться
разные

формы
представления учебного содержания и
учебных задач

(символы,
графики, схемы, таблицы).

Для
отработки действия моделирования
необходима орга%

низация
деятельности учащихся. С учетом возраста
наиболее

эффективным
способом создания мотивации является
ис%

пользование
сказок и текстов, отражающих близкие
опыту

ребенка
реальные жизненные ситуации. Кроме
того, важно

включать
в описание задания ориентировку, которая
обес%

печит
ребенку его выполнение. И наконец,
предусмотреть

задания
с последовательным переходом от
материальных

(предметных)
форм к схемам и далее символам и знакам.

Развивающий
потенциал учебного предмета «Технология»

обоснован
следующими позициями:

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector