Сущность и назначение человека

Антропогенез
(происхождение человека) и социогенез
(происхождение общества) как единый
процесс.

Что следует закладывать в основание
системы взглядов, определяющих положение
человека в мире — антропоцентризм или
социоцентризм? Иначе говоря, чьи
приоритеты изначальны: человека или
общества? Что должно быть на первом
месте: индивидуализм или коллективизм?

Схема диалектического взаимодействия,
взаимополагания, взаимообусловленности
общества и личности появляется в «Тезисах
о Фейербахе» К.Маркса. Третий из этих
тезисов гласит: «Материалистическое
учение о том, что люди суть продукты
обстоятельств и воспитания, что,
следовательно, изменившиеся люди суть
продукты иных обстоятельств и измененного
воспитания, это — учение забывает, что
обстоятельства изменяются именно людьми
и что воспитатель сам должен быть
воспитан…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т.3. С.2.). Казалось бы, человек поставлен
здесь на первое место.

Впоследствии К.Маркс неоднократно
выражал свою приверженность этому
взгляду на человека и общество. Но, как
ни странно это звучит в свете вышесказанного,
во всех своих главных работах К.Маркс
фактически вставал на позиции
последовательного социологизма,
рассматривая людей именно и только в
качестве «продуктов обстоятельств
и воспитания».

В.И.Ленин не создал целостного учения
о человеке, но анализ его произведений
показывает, что при всей фрагментарности
и незавершенности своих воззрений, он
стоит на позиции социоцентризма, как и
К.Маркс. В среде отечественных обществоведов
широко распространено мнение, что
подлинно диалектический взгляд на
соотношение общества и личности, на
роль личности в истории наиболее тонко
и полно выражен Г.В.

Плехановым в его
известнейшей работе «К вопросу о роли
личности в истории». Но и это не совсем
так. Плеханов балансирует на грани
антропо- и социоцентризмом и в конце
концов соскальзывает на более простые
и устойчивые социоцентрические позиции.
Но кто же прав в споре антропо- и
социоцентризма?

Авторы исследования «Теория познания»
делают, на наш взгляд, единственно верный
вывод: «В споре антропо- и социоцентризма
нет и не может быть победителя на манер
спортивных соревнований. Антиномия не
имеет окончательного разрешения в той
плоскости, в какой оно отыскивается уже
несколько столетий.

Но в чем же тогда причины устойчивого
господства социоцентризма в России?
Ответ, который, казалось бы, лежит на
поверхности (это следствие господства
тоталитаризма) оказывается далеко не
полным. Дело в том, что в российском
мировосприятии сильны традиции, которые
веками складывались в коллективистском
сознании крестьянской общины.

Идеология, формируемая этими институтами,
состоит из утверждения безусловного
приоритета общего перед частным,
коллективного перед личным. Любая
сторона жизнедеятельности человека,
включая экономическую, политическую,
национальную, духовную регулируется
этой идеологией, всякий раз приобретая
соответствующее воплощение.

Подавление личного коллективным,
частного общественным вездесуще и
универсально, оно проникает во все сферы
общественной жизни. Например, с позиций
социоцентризма проблема прав личности,
включая и ее естественные права на
жизнь, свободу и независимость, снимается
автоматически, так как названных прав
вообще быть не может: ибо, согласно этому
воззрению, правами наделяет человека
общество, а какие-то естественные,
присущие человеку от рождения права —
полный абсурд.

«Общественная природа», «общественная
сущность» человека всячески выпячиваются
и трактуются с позиций доведенного до
абсурда коллективизма. Личность в данной
системе миропонимания рассматривается
как величина малая, а потому незначимая,
как «винтик», которому при поломке
или неисправности всегда может быть
найдена замена.

Важность смысла жизни

Человек осознает себя в этом мире, свою конечность, рано или поздно каждый человек начинает задумываться о смысле своей жизни, о том, зачем он здесь, для чего он живет. Так, Ф. Ницше считал человека единственным «животным», кто нуждается в осмыслении собственной жизни. Человек — единственный, кто обладает сознанием и самосознанием.

Предлагаем ознакомиться  С 7 до 12 лет. Детский обморок

И за это человек расплачивается постоянным поиском смысла жизни. Без смысла существования не может развиваться не только человек, но и общество. Без обретения смысла жизни человек не ощущает всю полноту бытия, испытывает страх, неустроенность, враждебность мира по отношению к нему, нестабильность, неуверенность. Обретение смысла жизни позволяет человеку обрести спокойствие и уверенность в своих силах.

Какое из
предлагаемых определений, с вашей точки
зрения, наиболее полно характеризует
человека?

а) человек — мера всех вещей (Протагор);

б) человек — существо разумное, мыслящее
(Декарт);

в) человек — есть животное, производящее
орудия (Франклин);

г) сущность человека … есть совокупность
общественных отношений (Маркс);

д) библейское представление о человеке
как образе и подобии бога.


Я думая, что ответ А.

О человеке как
мере всех вещей.

«Человек
есть мера всех вещей» — трудно
представить глубину этой максимы
Протагора и вытекающего из нее чувства
нравственой ответственности человека
за происходящее. Каков человек, такова
и его мера, и чем меньше в человеке
человеческого, тем меньше мера. Если
дробное, «усеченное», перевернутое
сознание становится мерой, то и все
переворачивается, становится дробным,
усеченным, — мир теряет устойчивость.
Т.е. если мера не соответствует истинному
человеку, то из созидательной
становится разрушительной.

И чем
больше человеческого в человеке, тем
более его мера соответствует мере вещей,
движению сущего к Благу. Древние мудрецы
Китая называли такого человека Триединым
между Небом и Землей, призванным
осуществить небесный замысел /на
языке нашей традиции — Божий Промысел/.
Естественно, не каждый человек способен
выполнить эту задачу, а лишь тот, кто
достиг совершенства, т.е. привел свою
вторичную природу в соответствие с
первичной /син/.

Значит, есть
в человеке нечто сокрытое, истинно-сущее,
то, что возвышает его над другими, когда
он умаляет себя. В падшем мире человек
находит чему покориться — господину,
политике, экономике, технике — боясь
остаться наедине с собой, ищет опору
вовне. Но это не значит, что он не может
вернуться к себе истинному, о чем
свидетельствуют религиозные и
философские учения, если научится не
принимать ложное, видимое за истинно-сущее.

С этого даосский мудрец Лаоцзы начинает
свой Даодэцзин /Книга о Пути-Дао и
духовной энергии-Дэ/: «Явленное Дао
не есть истинное Дао», т.е. видимый,
данный в опыте мир есть лишь частное
выражение мира невидимого, где все уже
существует в непроявленном виде и время
от времени дает о себе знать, определяя
ход человеческой жизни.

Сущность
и назначение человека.

Что такое человек? Вопрос, на который
не так просто ответить, как это кажется
на первый взгляд. Известный русский
философ А.А.Богданов писал: «Для
обывателя «человек» — это вовсе не
загадка, не «проклятый вопрос», а
просто живой факт его обывательского
опыта: «человек» — это он сам и другие
обыватели, и все, кто обладает достаточным
сходством с ними…

Для философа-метафизика
«человек» — великая загадка… — это
существо, одаренное разумом, «нравственною
свободою», «стремлением к абсолютному»
и тому подобными возвышенными
свойствами…». Философское осмысление
человека связано с определенными
трудностями. Размышляя о человеке,
исследователь ограничен и уровнем
естественно-научных знаний своего
времени, и условиями исторической или
житейской ситуации, и собственными
политическими пристрастиями.

Все
перечисленное так или иначе влияет на
философское толкование человека. Поэтому
современная социальная философия,
изучая проблемы человека, интересуется
не только собственно проблемами человека,
но и другой вечно актуальной проблемой,
которую В.С.Барулин назвал «сопряженностью
человека и философии».

Предлагаем ознакомиться  Кто такой надменный человек и как бороться с этой чертой характера

Сопряженность человека и философии —
это выражение существа философской
культуры. Философская культура является
формой самопознания человека, его
мировоззренчески ценностной ориентации
в мире. Поэтому человек всегда находится
в основании философской ориентации, он
выступает и как ее естественно-гуманитарная
предпосылка и столь же естественная
цель, сверхзадача философии.

Иначе
говоря, как уже отмечалось выше, человек
является и субъектом, и объектом
философского познания. Какими бы
конкретными вопросами ни занималась
философия на том или ином этапе своего
развития, ее всегда пронизывает реальная
человеческая жизнь и устремленность к
решению насущных человеческих проблем.
Эта связь философии с человеком, его
потребностями и интересами постоянна
и непреходяща.

Взаимосвязь философии и человека, как
и социально-философская проблема в
целом, исторически изменялась и
развивалась. При этом в истории философии
можно выделить два параметра эволюции
философии:

1) Степень понимания проблемы человека
в качестве методологически исходного
принципа философствования. Иначе говоря,
насколько философ осознает, что именно
человек — центр, критерий и высшая цель
всего философствования, насколько этот
принцип важен.

2) Степень философского осмысления
самого человека, его бытия, его смысла
существования, его интересов и целей.
Другими словами, насколько человек
превратился в отдельный и специальный
предмет философской рефлексии, с какой
теоретической глубиной, с какой степенью
привлечения всех средств философского
анализа он рассматривается.


Таким образом, проблема человека всегда
стояла в центре философских исследований:
какими бы проблемами философия ни
занималась, человек всегда был для нее
проблемой наиважнейшей. Современный
немецкий ученый Э.Кассирер выделил в
истории изучения человека четыре
исторические периода:

1) изучение человека метафизикой
(античность).

2) изучение человека теологией
(средневековье),

3) изучение человека математикой и
механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Первые представления о человеке возникают
задолго до появления философии — в
мифологическом и религиозном сознании.
При этом в верованиях древних людей
человек, как специфический объект
рассмотрения, еще не выделяется из
окружающего его природного мира, а
представляет собой лишь «младшего
родственника» природных объектов.

Первыми философскими взглядами на
проблему человека можно считать выводы,
сложившиеся в древневосточной философии.
Однако при этом не следует забывать,
что в Древнем Египте философское
мировоззрение еще не отделилось от
обыденного знания, в Древней Индии
философия срослась с религиозным
мировоззрением, а в Древнем Китае она
была нерасторжима с нравственной формой
общественного сознания.

Важнейшей особенностью древневосточной
философии была характерная для нее
«стертость» личностного начала,
его «безликость» и подчиненность
всеобщему. Здесь универсальное «Я»
превалирует над индивидуальным «Я».
Если для древних латинян характерно
выражение «я и ты» («ego et tu»), то
в Индии и Китае предпочитали говорить
«мы», ибо каждое «я» мыслилось
как продолжение иного «я».

Древневосточное мировоззрение пыталось
отождествить и объединить человека и
природные процессы. Каждый человек
ценился не сам по себе, а лишь в силу
того, что он есть часть этого единства.
Целью и смыслом жизни выступало достижение
высшей мудрости, соединенное с истиной
Величайшего. «Как зеркало, очищенное
от пыли, сияет ярко, так и телесное
(существо), узрев истинную (природу)
атмана, становится единым, достигает
цели и избавляется от печали»
(Древнеиндийская философия. М.,1972.
С.250.).

Слияние с вечностью, в той или иной форме
характерное для всей древневосточной
философии, не предполагает активности
в реализации личностного начала.
Уподобление вечному и неизменному
абсолюту предполагает статичность,
безоговорочное следование традиции и
ориентацию человека на почтительное и
бережное отношение к внешнему миру, как
природному, так и социальному.

Античная философия сформировала основные
западно — европейские подходы к выделению
человека в качестве отдельной и
специальной философской проблемы.
Западная философия берет начало в
Древней Греции и Древнем Риме. Уже в
ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.)
была предпринята первая попытка
определить место человека в мире.

Предлагаем ознакомиться  Слишком большое самомнение.

Согласно взглядам Протагора (5 в. до
н.э.), человек от природы наг, разут,
раздет и безоружен. Он может поддержать
себя только благодаря прометеевскому
огню, искусной мудрости, дарованной
Афиной, и переданному Зевсом общественному
устройству, основанному на стыдливости
и справедливости. Эти качества человека
развиваются благодаря постоянному
стремлению преодолеть нужду (Ксенофан)
и достигнуть изобилия (Демокрит).

И еще одна важная черта античной
философии. Сформулировав принцип
разумного миропонимания, она пришла к
открытию человека как самостоятельной
ценности и признала за ним право на
активность и инициативу. Это дало
возможность, говоря словами А.Ф.Лосева,
«развернуть свое внутреннее
самочувствие, углубиться в свою
собственную личность и сделать для себя
второстепенными все вопросы объективного
миропорядка» (Лосев А.Ф. История
античной эстетики: Ранний эллинизм.
М.,1979. С.12.), что наглядно демонстрируют
софисты, эпикурейцы, но прежде всего —
Сократ.

Сократа по праву считают основоположником
не только западноевропейской философии
человека, но и основоположником этики.
Его прежде всего интересовал внутренний
мир человека, его душа и добродетели.
Сократу принадлежит вывод о том, что
«добродетель есть знание», поэтому
человеку нужно познать сущность добра
и справедливости и тогда он не будет
совершать дурных поступков.

Великому ученику Сократа Платону
принадлежит идея о том, что человек есть
не просто единство души и тела, но что
именно душа — та субстанция, которая
делает человека человеком. От качества
души зависит общая характеристика
человека. По его мнению, существует
«иерархия душ», на первом месте в
которой стоит душа философа, на последнем
— душа тирана.

Что касается связанного с именем Платона
определения человека, как двуногого
животного без перьев, то оно, скорее
всего, Платону не принадлежит, а только
приписано ему последующей молвой.

Следующий шаг в философском постижении
человека сделал Аристотель. У него этика
и политика образуют единый комплекс
«философии о человеческом»,
занимающейся изучением практической
деятельности и поведения человека.
Важнейшее достижение Аристотеля в
философском понимании человека связано
с обоснованием его социальных
характеристик.

Западноевропейское средневековье
отмечено сильнейшим воздействием
христианского мировидения на все стороны
жизни людей, тем более — на жизнь духовную,
которая была неотделима от религиозного
мировоззрения. Теоцентризм являлся
основной характерной особенностью
философии эпохи средневековья, а
философия находилась на положении
«служанки богословия» и обосновывала
идею греховной сущности человека.

Один из крупнейших представителей
раннехристианской теологии Августин
Блаженный утверждал: «Не тем человек
сделался похожим на дьявола, что имеет
плоть, которую дьявол не имеет, а тем,
что живет сам по себе, то есть по человеку.
Ибо дьявол захотел жить сам по себе,
когда не устоял во истине…

Итак, когда
человек живет по человеку, а не по богу,
он подобен дьяволу» (Антология мировой
философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969. С.600.). Из
этой посылки с неизбежностью следовал
только один вывод. Нельзя допустить,
чтобы человек жил «по человеку».
Это неизбежно погубит его, ибо отдаст
во власть дьяволу.

В обыденном сознании средневековый
период развития европейского общества
нередко воспринимается как временя
мракобесия, крепостной зависимости
крестьянства, костров инквизиции и т.п.
В определенной мере это действительно
так. Но нельзя не учитывать и то
обстоятельство, что религиозно-философский
взгляд на человека задает довольно
высокий уровень оценки его сущности,
жизнедеятельности, назначения в мире.

Это не безбрежный, непонятный, а потому
нередко устрашающий космос античности,
а Бог, понимаемый как носитель глубоких
нравственных истин, эталон созидания
и добродетели. Поэтому в средневековой
философии проблема человека была
поставлена по-новому, более широко. Она
включила в поле своего внимания духовность
и осмысленность человеческой жизни, а
также ее возвышенность над эмпирической
повседневностью.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector