Кто такой невротик? Симптомы, лечение. Дети-невротики

Аутентичная и неконгруэнтная личность. определения

Аутентичная личность — это прекрасный, здоровый, сильный, творческий, добродетельный, нравственный, проницательный человек. Она обладает мужеством, что значит умеет действовать в ситуации неопределенности, не поддаваясь ни страху, ни отчаянию, поднимается после неудач и добивается победы. Аутентичная личность в полной мере использует свои таланты, способности, возможности.

Это человек с сильной волей, способный добиваться долгосрочных целей. Таким и должно быть человеку. Образно говоря, это не сверхчеловек, не супермен, накачанный техниками на тренингах, а обычный человек, у которого просто напросто ничего не ОТНЯТО. Или было отнято, но возвращено с помощью психотерапии. Что это значит? Что способности и одаренности не заглушены и не подавлены! Это цельная, зрелая личность.

Напротив, неконгруэнтная личность – это человек с неравномерным развитием. У него может не быть психических расстройств, особых проблем вроде фобий, невроза. Но развит он неравномерно – то есть или умный, но не умеющий добиваться успеха или умный, но со слаборазвитым эмоциональным интеллектом.

«В человеке все должно быть прекрасно», помните? Вот созданием со всех сторон прекрасной личности и занимается психотерапия. Кроме того, неконгруэнтная личность отличается низкими параметрами интегративности и пластичности. На практике это приводит к тому, что сильные стрессы, превышающие адаптационные возможности личности вызывают появление психопатологических симптомов: субдепрессия, апатия, невроз, психосоматические заболевания, зависимости.

Итак, давайте сравним пока еще неконгруэнтную личность и личность аутентичную, которой она станет после прохождения профессиональной психотерапии. Можно выделить по меньшей мере 17 отличий. Не расстраивайтесь, если вы узнаете себя в каких-либо признаках неконгруэнтной личности. На самом деле по-настоящему аутентичных личностей довольно мало, но это достижимая цель!

Кодекс невротика: как испортить себе жизнь

Невротики очень сильно зависят от мнения окружающих — от того, как они оценивают их поведение. Их желание нравиться другим людям приобретает настолько гипертрофированную форму, что они пытаются угодить абсолютно всем. Все это выражается в крайней несамостоятельности человека, в его неспособности принимать ответственные решения и брать на себя обязательства.

Иногда невротики пытаются скрыть особенности своего характера и впадают в другую крайность — начинают демонстрировать нарочито уверенное поведение и гиперактивность. Однако это также не улучшает им жизнь: они считают себя компетентными во всех вопросах, а это далеко от реальности. Из-за такой самоуверенности они зачастую допускают дурацкие ошибки, которые по итогу приводят к тому же непринятию себя, либо к злости на весь мир.

Психолог Аарон Бэк даже составил весьма забавный и, в то же время, очень точный “кодекс законченного невротика”. В него входит ряд установок и мыслей, которые крутятся в голове у каждого человека, столкнувшегося с подобными душевными проблемами:

● Я должен легко и с полным самообладанием преодолевать любые затруднения;● Я должен быть самым щедрым, тактичным, благородным, мужественным, самоотверженным и красивым;● Я должен быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем/ студентом, супругом;● Я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным.

● Я должен все понимать, знать и прогнозировать;● Я никогда не должен испытывать усталости и боли.● Я должен быть всегда на пике эффективности;● Я должен всегда держать себя в руках и управлять своими эмоциями;● Я должен быть способен моментально найти решение для любой проблемы;

Нехило, да? Ключевым словом в каждой из этих фраз является слово “должен” — именно оно в вербальном смысле опутывает невротика сетью самых различных обязательств и требований. Кто и когда их внушил — уже не важно, значимо лишь то, что теперь все пропускается невротиком через призму этих мыслей. И если вы хотите наполнить свою жизнь тревогой и страданием, достаточно внести в нее парочку подобных “я должен”.

Это вовсе не означает, что у человека не может быть никаких обязанностей. Однако, если внимательно приглядеться к каждому пункту из списка, то станет понятно, что не один из них невозможно воплотить в жизнь. Вы не можете всегда быть идеальным или все знать, а раз так, то подобная установка не способна принести ничего, кроме боли и унижения.

Можно ли как-то бороться с собственными невротическими мыслями? Конечно! Как правило, они привнесены в нашей сознание извне кем-то значимым. Для того чтобы такая установка перестала влиять на вашу жизнь, ее нужно, в первую очередь отследить, то есть осознать, что такая формула есть.

Затем попытайтесь вспомнить, кто и когда говорил вам нечто подобное: для этого нужно сфокусироваться на голосе в вашей голове, который произносит что-то созвучное невротической мысли, и понять, кому он принадлежит. Когда вы это осознаете, вам будет легче подвергнуть установку критическому рациональному анализу и трансформировать ее во что-то более реальное и положительное.

Невротические мысли способны существенно испортить жизнь, и если вы стали замечать на себе их влияние, то лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Помните, вы имеете право на счастье, но для этого нужно сделать к нему первый шаг.

Природа неврозов и психозов

Хотя экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза,
каждый невроз имеет экзистенциальный аспект. Неврозы
«коренятся в четырех совершенно различных слоях (или
«измерениях») человеческого бытия» (Frankl, 1986,
pp. 176-177) — физическом, психологическом, социальном и
экзистенциальном, или духовном.

Физиологические основы могут быть
конституциональными (включая невропатию и психопатию) и
обусловленными (например, шок после травматического переживания).
Обусловливающие основания являются, вероятнее всего, ускоряющими
факторами. Разные типы неврозов различаются с точки зрения
относительной важности каждого из этих четырех измерений.

Предлагаем ознакомиться  В стационаре и амбулаторно: как развивается паллиативная помощь в Москве

Ноогенные неврозы. Термин
ноэтический (noetic) относится к
духовному измерению. «Ноогенные неврозы возникают из
экзистенциальных проблем. Среди таких проблем фрустрация воли к
смыслу играет значительную роль» (Frankl, 1985a, р. 123).
Нарушение происходит не в духовном измерении как таковом, а
проявляется в психосоматике.

Коллективный невроз. Хотя XX век называли веком
тревоги, сомнительно, чтобы тревога была более распространена,
чем в другие времена. Начало XXI века мало чем отличается от XX,
хотя развитие компьютерных технологий снижают социальную
активность и адаптацию личности. Вместе с тем некоторые
особенности современного человека имеют «сходство с
неврозом» и могут быть определены как коллективный невроз.

«Прежде всего это беспорядочное отношение к жизни» без
долгосрочного планирования, что, по-видимому, связано с
неопределенностью жизни после Второй мировой войны и создания
атомной бомбы. «Вторым симптомом является фаталистическое
восприятие жизни. Оно в свою очередь также возникло в результате
последней войны» (Frankl, 1986, p. XXII).

Следующий симптом — это коллективное мышление. «Человек
предпочитает погрузиться в массы. В действительности он лишь
тонет в массах; он отказывается от себя как от свободной и
ответственной сущности» (Frankl, 1986, p. XXII).


Далее следует фанатизм. «Если коллективист игнорирует
собственную личность, фанатик игнорирует личность другого
человека… Имеет значение лишь его собственное мнение…»

Все эти четыре симптома берут свое начало из страха
ответственности и бегства от свободы (Frankl, 1986, pp.
XXII-XXIII). Для преодоления коллективных неврозов требуется
скорее психологическое просвещение и психогигиена, а не
психотерапия.

Неврозы. Ноогенные неврозы и коллективные
неврозы относятся к неврозам в широком значении термина. В более
узком смысле невроз затрагивает преимущественно психическое
измерение человека. «Невроз не является ноэтическим
(умственным) или духовным заболеванием, или же заболеванием
человека, касающимся лишь духовности.

Более того, это всегда
заболевание человека в его единстве и целостности» (Frankl,
1956, р. 125). Психологические комплексы, конфликты,
травматические переживания являются скорее проявлениями, чем
причинами невроза, который более тесно связан с дефектом развития
структуры личности.

Тревога есть общий фактор, хотя и не причина
невроза; вместе с тем она поддерживает невротический круг.
Базовым элементом является антиципаторная тревога, при которой
транзиторный симптом или минутная неудача в функционировании
могут оказаться в центре внимания. Возникает страх рецидива
симптома, подкрепляющий этот симптом, формируется невротический
круг, который включает предупреждающую тревогу. В клинической
психологии выделяют два основных типа неврозов: тревожный невроз
и обсессивный невроз.

Тревожный невроз включает в себя нарушение
функционирования вазомоторной системы, нарушение эндокринной
функции или конституциональный элемент. Травматические
переживания действуют как провоцирующие агенты за счет
фокусирования внимания на симптомах, однако за невротической
тревогой кроется экзистенциальная.

Эта экзистенциальная тревога
есть «страх смерти и одновременно страх жизни в целом»
(Frankl, 1986, р. 180). Это результат ощущения вины перед жизнью
из-за собственного нереализованного потенциала. Этот страх
сосредоточивается на конкретном органе тела или концентрируется
на конкретной символической ситуации в форме фобии.

Пациентка,
испытывающая страх открытых пространств, описывает свою тревогу
как «чувство парения в воздухе», что соответствующим
образом описывает и ее душевное состояние, выражением которого
служит невроз (Frankl, 1986, р. 180). С экзистенциальной точки
зрения невроз — это способ существования.

Обсессивный невроз, подобно всем другим
неврозам, включает конституциональный фактор предрасположенности
наряду с психогенным фактором. Однако имеется также
экзистенциальный фактор, отражающий выбор или решение человека
перейти к развернутому обсессивному неврозу. «Пациент не
несет ответственности за свои навязчивые идеи», но «он,
безусловно, ответствен за свое отношение к этим идеям»
(Frankl, 1986, р. 188).

Человек, страдающий обсессивным неврозом,
не способен переносить неопределенность, напряжение между тем,
что есть, и тем, что должно быть. Его мировоззрение
характеризуется «стопроцентностью», или поиском
абсолюта, стремлением к «абсолютной определенности в
познании и решении» (Frankl, 1986, р. 191).

В связи с
невозможностью для такого человека достичь в жизни всего
желаемого он концентрируется на конкретной области; но даже после
этого человек может преуспеть «лишь частично… и всегда
ценой своей естественности. Следовательно, все его стремления
нечеловечны» (Frankl, 1986, р. 193).

Мною вспоминается
клиентка из числа невротических личностей, которая имела вначале
грандиозные планы, в дальнейшем она их уменьшила, сама не
решавшись их реализовать. Для этого она пригласила
профессионального партнера, с которым она пыталась реализовать ту
малую часть грандиозных планов.


Человек пытается в своей жизни найти то, ради чего стоит жить.
Пока человек переживает конфликт совести, он не подвержен
коллективному неврозу: экзистенциальный невроз избавляет его от
коллективного невроза.

Невротическая личность не в состоянии определить, какая на данный
момент потребность является ведущей. По мысли Перлза, невротик
неспособен жить в настоящем, поскольку незавершённые гештальты
держат его в прошлом.

Понятие «дело всей жизни» может быть характерной чертой
невротической личности. Одна моя клиентка решила самостоятельно
создать детский дом. Это был 1996 год и тогда детские дома
семейного типа только начали появляться в нашей стране.
Аргументом для этого был ее рассказ о том, что ее дедушка или
прадедушка очень хотел создать детский дом в 1936 году.

Желания могут подавлять рассудок. Человек переходит в
регрессивное состояние в позицию ребенка.

Это еще обусловлено тем феноменом, что резко возрастает ощущение
недостатка по мере увеличения обеспеченности жизни. (Дружинин
В.Н., 2020)

Предлагаем ознакомиться  Психология неверности: когда мужчина начинает изменять?


Невротическая личность склонна к проявлению экзистенциальных
противоречий, которые постоянно приводят к нарушению его
внутреннего равновесия. Это состояние отличает его от животного,
живущего в «гармонии с природой» (Фромм Э.).

Экзистенциальную депривацию можно понимать как депривацию
экзистенциальных потребностей. К экзистенциальным относят
потребности, связанные с попыткой понять смысл существования
человека, разобраться в вопросах жизни и смерти, свободы и
ответственности, общения и одиночества, понять свое
предназначение, обрести свое «Я» и т. п.

Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как
аутентичная личность принимает состояние одиночества как
подлинность человеческого существования, как возможность
свободного становления и самореализации, как полноту
ответственности за себя.

При поиске смысла жизни человек пытается искать ответы на свои
вопросы не внутри себя, а вовне, там, где этого в принципе нет.

С позиции К. Хорни, представителя неофрейдизма и
экзистенциального психоанализа, невротическая личность
развивается как реакция на базовую тревогу. Столкновение личности
и общества не обязательно. Оно присутствует в том случае, когда
неблагоприятное окружение не удовлетворяет наши эмоциональные
потребности и вызывает страх и враждебность. По мнению К.

Хорни не отрицала значения детства для эмоционального развития,
однако, по ее мнению именно патогенные условия, а не фрустрация
либидозных желаний заставляет детей чувствовать себя неуверенно,
считать себя нелюбимыми и ненужными. При возникновении таких
условий у детей развивается базовая тревога, чувство
беспомощности в потенциально враждебном мире, от которого они
пытаются избавиться, развивая стратегию защиты: стремясь обрести
любовь, власть и уединение.

Хорни казалось, что эти защитные стратегии обречены на неудачу,
потому что создают порочные круги: средство, с помощью которого
человек хочет развеять тревогу, только усиливает ее. В частности,
неудовлетворенная потребность в любви делает эту потребность
ненасыщаемой, а требовательность и ревность, сопровождающие ее,
уменьшают вероятность того, что такой человек когда -либо будет к
кому-нибудь по настоящему привязан.

Люди, которых когда-то не
любили или не показывали им свою любовь, начинают ощущать себя
нелюбимыми и не замечают доказательств обратного. Дефицит любви
делает их зависимыми от других, однако они боятся этой самой
зависимости, которая может сделать их уязвимыми. Хорни проводит
параллель с человеком, который умирает от голода, но не
решающимся дотронуться до пищи из страха, что она может быть
отравлена.

В своей книге «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни в
1937 году писала: «Человек предрасположен к неврозу -это кажется
тот, кто в детстве остро пережил проблемы, обусловленные
культурой и кто в последствии оказался неспособен их разрешить
или разрешил только за счет своей личности ».

Кроме того, когда
неврозы родителей мешают им любить ребенка или хотя бы
«воспринимать его как самостоятельную личность», у него возникает
базовая тревога, мешающая ему «относиться к другим с
непосредственностью подлинных чувств», вынуждающая его развивать
защитные стратегии (Р. Фрейджер, 2002).

Хорни рассматривается кроме невротической потребности в любви
проблема погони за властью, престижем и обладанием, возникающая,
когда человек не надеется найти любовь. Одна моя клиентка не
отказывала во взаимности и интимности ни одному мужчине, который
проявлял к ней чувство любви. Она говорила, что не может отказать
во взаимности тому мужчине, кто проявляет к ней это чувство.
Однажды тяжело заболев и решив, что она умирает, решила обо всем
рассказать мужу. Муж ее вылечил и развелся.

Хорни представила следующую парадигму возникновения невроза:
расстройства в человеческих взаимоотношениях порождают базовую
тревогу, провоцирующую развитие защитных стратегий. Защитные
стратегии саморазрушительны и противоречат друг другу.

Таким образом, Карен Хорни считала, что невроз возникает
как защита от таких неблагоприятных социальных факторов, как
унижение, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь
родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение
родителей к ребёнку. Чтобы защититься, ребенок формирует три
основных способа защиты: «движение к людям», «против людей» и «от
людей».

Движение к людям преимущественно представляет собой
потребность в подчинении, в любви, в защите. Движение против
людей — это потребность в триумфе над людьми, в славе, в
признании, в успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с
жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в
независимости, свободе, в отдалении от людей.

У каждого невротика
есть все три типа, однако один из них преобладает, таким образом
можно условно классифицировать невротиков на «подчинённых»,
«агрессивных» и «обособленных». Карен Хорни уделяла много
внимания не только проблемам, порождаемым противоречиями между
этими тремя способами защиты, но и проблемам, порождаемым самими
защитными тенденциями.

Таким образом, на мой взгляд, у человека, переживающего
психотравмирующую ситуацию, могут быть:

  1. Включение адаптационных механизмов с восстановлением
    психической и физической функции организма в короткий период
    времени.
  2. Невротические реакции, которые могут длительное время
    создавать проблемы для человека.
  3. Психосоматические реакции, которые проявляются на основе
    определенных психологических характеристик личности, могут
    протекать в виде психосоматических расстройств или формирования
    психосоматических заболеваний.

В психокоррекции и психотерапии мы видим, что поведение
невротической личности может быть предсказано достаточно жестко;
это потому, что поведение такой личности — продукт
обусловленности стереотипами и влечениями. Но, хотя здоровая
личность «предсказуема» в том смысле, что ее поведение
целостно и совершаемые поступки зависят от характера, она всегда
демонстрирует новые аспекты в своем поведении (Мэй Р.).


Некоторые психоаналитики говорят о «множестве эго в одной
личности», не по отношению к невротичным личностям, а по
отношению к так называемым «нормальным личностям»( Мэй
Р.). На мой взгляд, «множественное эго» — точное
описание невротической личности.

Предлагаем ознакомиться  Джеймс Роллинс. Серия - "Орден сангвинистов" — 3 книги

Если невротик боится потерять собственный центр, отказывается
выходить за пределы себя и становится ригидным, замыкается в себе
и живет в ограниченном пространстве, оберегая себя от внешнего
влияния, то его рост и развитие блокируются. Это стереотип
невротического подавления и торможения, обычные невротические
проявления во времена Фрейда.

В наше время распространена
конформность, выражающаяся в податливости человека реальному или
воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его
поведения и установок в соответствии с первоначально не
разделявшейся им позицией большинства. В связи с этим наиболее
частыми невротическими реакциями оказываются такие, как,
например, рассеивание собственного «я» в процессе
объединения и отождествления с другими до тех пор, пока
собственное бытие не опустеет(Мэй Р.).

Невротическая личность и экзистенциальная
депривация

Человек, переживающий невротизацию постоянно, склонен к
экзистенциальной депривации в силу глубоких переживаний,
связанных с его личностью.

Экзистенциальная депривация — психическое состояние, при котором
люди испытывают недостаточное удовлетворение своих базовых
потребностей, связанных с попытками осознания смысла своего
существования, вопросов жизни и смерти, свободы и
ответственности, одиночества и своего места в Мире, обретение
своего подлинного «Я», и т. п. Другими словами — экзистенциальная
депривация — депривация экзистенциальных потребностей.

Живя в обществе, будучи хорошо интегрированным в него, человек
может одновременно переживать глубокую изоляцию, пропасть между
собой и миром. По своей природе люди склонны к экзистенциальной
депривации.

Известный американский экзистенциальный психотерапевт И. Ялом
пишет, что в той мере, в какой человек отвечает за собственную
жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство;
осознавать свое авторство — значит отказаться от веры, что есть
кто-то, кто охраняет тебя. Только человек чувствует космическое
безразличие Вселенной: если у животных, возможно, и есть какое-то
ощущение пастуха и приюта, то человек с его проклятием
самосознания неминуемо остается открыт экзистенции.

Невротическая личность и зависть

Преступление, начинающее историю человечества, порождено завистью
— убийство Авеля Каином. Невротик будет пытаться завуалировать
свою грубую зависть, выдавая ее за зависть обоснованную. Не видя
будущее, невротик не верит в то, что он может обладать тем, чего
он хочет. А сама зависть, как феномен, парализует индивида от
возможности делать что -либо важное и ответственное.

Экзистенциальные подходы в психокоррекции и психотерапии
невротических расстройств

Излечить от невроза, писал Р. Мэй, значит научить творить,
сделать человека артистом собственной жизни. Процесс терапии
заключается в соединении друг с другом трех измерений — желания,
воли и решения.

Бинсвангер Л. писал о том, что смысл экзистенциального анализа
усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя
свободным существом, способным к самодетерминации. (Тихонравов
Ю.В., 1998, стр 63) То, что люди вообще могут стать невротиками,
является знаком заброшенности экзистенции и ее возможного
падения, знаком ее конечности, ее трансцендентальной
ограниченности и несвободы (Тихонравов Ю.В., 1998, стр 82).

Цель логотерапии состоит в том, чтобы побудить человека
сознательно принять ответственность за себя. «В связи с этим
задача психотерапевта — выявить потенциал пациента, обнаружить
его латентные ценности» (Frankl, 1986, р. 8). Логотерапия
восполняет пробел в психотерапии; она «действует за
пределами эдипова комплекса и комплекса неполноценности».
Это «форма психотерапии, которая проникает за психическое
заболевание невротика к его духовной борьбе» (Frankl, 1986,
р. 11).

Таким образом, благодаря инсайтам, возникающим в процессе
психокоррекции и психотерапии, в результате спонтанного акта
выбора, человек может изменить всю свою жизнь.

В представленной статье мною проанализированы взгляды различных
представителей экзистенциальной психологии и психотерапии на
проблему невротической личности и невротических расстройств,
представлены собственные рассуждения и умозаключения, имеющие
отношение к данной проблеме.

Таким образом:

  • Кьеркегор анализировал не только тревогу, особенно его
    интересовали подавленность и отчаяние, которые являются
    результатом отстранения индивида от самого себя.
  • Р. Мэй писал о том, что тревога появляется из боязни пациента
    своих собственных сил и конфликтов, возникающих из этого страха.
  • Современный человек представляет собой «управляемого извне»
    общественного человека, у которого в принципе сформирован
    невротический стереотип.
  • Невротическая личность формируется на базе незрелой личности.
  • Признаком нормальности и свободы для личности есть
    возможность формирования собственной среды.
  • В. Франкл называл отчаяние по поводу отсутствия смысла жизни
    «экзистенциальным неврозом». Важно понять, что ты готов дать
    другим в этой жизни, чем то, что ты хочешь получить.
  • Невротик чаще всего полагает, что проблема кроется в нем
    самом.
  • По мнению Р. Мэя тревога появляется из боязни своих
    собственных сил и конфликтов, возникающих из страха.
  • Экзистенциальный невроз избавляет человека от коллективного
    невроза.
  • Невротическая личность не в состоянии определить, какая на
    данный текущий момент потребность является ведущей.
  • У невротиков принцип удовольствия преобладает над здравым
    смыслом.
  • У невротиков отмечается проявление невротической мотивации,
    при которой отмечается бегство от реальных проблем в свой
    иллюзорный мир, где нет адекватной оценки реальности и реальности
    поставленной перед собой задачи.
  • Невротическая личность одержима своей мечтой и действует
    очень не рационально.
  • Невротик оказывается в ситуации, когда добиться ничего
    невозможно, и бросить нельзя.
  • При поиске смысла жизни человек пытается искать ответы на
    свои вопросы не внутри себя, а вовне, там, где этого в принципе
    нет.
  • В результате спонтанного акта выбора, человек может изменить
    всю свою жизнь
Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector