Глава вторая. Мораль бескорыстных чувств

Нравственность заложена самим господом в наше естество, и мы интуитивно чувствуем, что дозволено, а что нет

Лев Белов, пастор христианской евангельской церкви «Свет миру» (Тутаев, Россия):

Нравственность – это система правил поведения в обществе. Не следует ее считать только христианской добродетелью, это понятие свойственно всем людям в не зависимости от народа или культуры. В любом обществе есть понятие, что есть хорошо, а что есть плохо для данного общества. Понятие нравственности само по себе достаточно просто – это жизнь по совести, по внутреннему убеждению, воспитанному на добродетели по отношению к ближнему.

Как правило, понятие нравственность – толкуют как жизнь в обществе по установленным правилам морали поведения в данном обществе. Я полагаю, что нравственность заложена самим Господом в наше естество, и мы интуитивно чувствуем, что дозволено, а что нет. Это хорошо просматривается на традициях различных народов с разных материков.

Нравственность – это один из источников формирования закона поведения – нравственного закона. Нравственный закон в свою очередь, часто закрепляется в норму права утверждаемую государством. Нравственность, таким образом, это, естественное право на достойное поведение, направленное по отношению к обществу и самому себе.

«естественный закон» сверхъестественен по своей сути

Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра, президент международного просветительского общества «Человек и христианское мировоззрение», декан Межвузовского факультета апологетики христианства, член редакционной коллегии журнала «Богословские размышления»:

Каких теоретических взглядов на этику ни придерживался бы человек, на практике все апеллируют к некоему объективному (то есть не зависящему от нашего знания о нем или отношения к нему) моральному кодексу. Без признания этого факта само рассуждение, что этично, а что нет, было бы бессмысленным. Этот факт – основа любых споров и дискуссий по вопросам нравственности, ведь всякий спор предполагает наличие неких критериев, по которым может быть определена степень правоты того или иного оппонента.

Предлагаем ознакомиться  вопрос. Проблема сознания в философии психоанализа

Человек покинувший эдем, даже своей примитивной нравственностью, обязан творцу

Евгений Панов, музыкант, писатель, помощник пастора в церкви «Новая Жизнь» (Усть-Каменогорск, Казахстан):

Кто-то провозгласил, что человек — мерило всего. Звучит, конечно же, громко. На деле же, «мерило» одного человека всегда отличается от шкалы и ценностей другого, а это неизбежно приводит к конфликтам. Поэтому, когда встречаются две, три, пять сторон, где у каждого правда своя, возникает необходимость одного нравственного стандарта, что наводит на мысль о существовании истины.

Откуда же этот источник нравственного ориентира?

Проиллюстрирую одной историей про остров, залитый после извержения вулкана слоем магмы. Ученые гадали, через какое же время на его поверхности появится растительность. Вскоре, к их удивлению, на чернеющей земле появились и первая зелень. Причём появившиеся цветы чётко очерчивали определённые контуры.

Так вот, человек покинувший Эдем, даже своей примитивной нравственностью, обязан Творцу. Из под слоя греховной магмы человека то и дело проблескивают очертания нравственности. «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14,15).

Человек, покинувший Эдем и живя без Бога, все равно запитан от Создателя свой внутренней совестью. Нравственные законы — это голос Творца. Поэтому справедливо Лестер Самралл назвал Господа — Его превосходительство Мораль.

Протодиакон Андрей Кураев – «Возможна ли духовность без морали и нравственности?»

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector