Деловое общение — Студопедия

Особенности

Деловое общение отличается от всех остальных видов коммуникаций тем, что обладает:

  1. Регламентированностью. Основы делового общения составляют установленные правила по ограничению коммуникаций. Определяются они видом взаимодействия, его задачами и целями, степенью официальности, а также культурными и национальными традициями. При этом бизнес-этикет, как основа современного делового общения, служит главным инструментом для организации процесса деловых связей.
  2. Строгим соблюдением всеми участниками коммуникации своего ролевого амплуа. Оно должно соответствовать тем требованиям, которые предъявляются конкретной обстановкой. Также всем участникам делового общения необходимо исполнять свою конкретную роль (партнера, подчиненного, начальника и т. д.).
  3. Строгостью в отношении использования речевых средств. Каждый из участников делового общения должен владеть профессиональным языком и знать необходимую терминологию. В речи не должны присутствовать просторечные выражения и слова, диалектизмы и брань.
  4. Высокой ответственностью за полученный результат. Все участники делового общения должны быть пунктуальны, организованны, верны своему слову и обязательны. Помимо этого им следует неуклонно соблюдать нравственно-этические нормы коммуникаций.

Принципы

Для того чтобы переговоры прошли максимально успешно, должна быть создана определенная атмосфера. Добиться поставленной цели можно только в том случае, когда партнеры, общаясь друг с другом, будут чувствовать себя максимально комфортно. И в этом поможет знание принципов психологических основ делового общения. К ним относят:

  1. Осуществление контроля над эмоциями. Этот момент является достаточно важным. Дело в том, что нахлынувшие эмоции буквально за считанные секунды способны разрушить те отношения, которые строились годами. Ведь они покажут человека с явно отрицательной стороны. И даже в том случае, когда собеседник позволяет себе несдержанное поведение, реагировать на это не стоит. Каждый человек должен осознать, что эмоции и работа являются вещами несовместимыми.
  2. Желание понять собеседника. Придерживаясь основ психологии делового общения, сторонам необходимо проявлять внимательное отношение к мнению друг друга. Ведь в том случае, когда один из участников переговоров будет рассуждать лишь о своих интересах, не выслушивая вторую сторону, это не позволит прийти к единому соглашению и получить положительные результаты от проведенной встречи.
  3. Концентрацию внимания. Нередко деловое общение представляет собой монотонный процесс. Это приводит к тому, что человек способен пропустить какие-то принципиальные моменты переговоров. Именно поэтому во время разговора необходимо заострять внимание партнеров на теме, когда становится очевидным, что они перестали концентрировать свое внимание на действительно важных вещах.
  4. Правдивость беседы. Успех дела во многом определяют доверительные отношения. Разумеется, оппоненты могут что-то недоговаривать или специально немного лукавить для возвышения собственного достоинства. Тем не менее, что касается принципиальных моментов, то здесь необходимо чтобы произносились вещи, которые соответствуют действительности. Именно таким образом и зарабатывают свою репутацию бизнесмены.
  5. Умение не выражать субъективного мнения. Основы этики и психологии делового общения подразумевают собой наличие умения отделять собеседника от объекта переговоров. Другими словами, личное отношение к человеку никогда не должно оказывать свое влияние на рабочие моменты. В этом и кроется главное отличие между личным и деловым общением. Нередко случается так, что оппонент, который крайне неприятен собеседнику, может быть очень полезен для дела. Упускать выгоду в этом случае не стоит. Ведь нередко бывает так, что очень приятные и хорошие люди оказываются несостоятельными в деловом плане.
Предлагаем ознакомиться  ЗПР у детей - что это с расшифровкой. Виды диагноза ЗПР, причины возникновения болезни

Перечисленные выше принципы необходимо учитывать каждому человеку, который желает приобрести навык правильного ведения переговоров и заработать хорошую репутацию делового партнера.

Управленческое общение в деятельности руководителя

Современный руководитель должен быть человеком высокой культуры и всестороннего образования. Он должен обладать разнообразными знаниями, навыками и умениями. Кроме этого, любой руководитель должен обладать культурой общения. Чтобы его понимали подчиненные, его речь должна быть построена безукоризненно верно, грамматически и лексически правильно выдержанна, то есть он должен обладать культурой общения.

Актуальность этой проблемы еще и в том, что сотрудник современной организации существенно отличается от сотрудника прежней формации. Он не берет на веру ни один постулат, его могут убедить только глубокие аргументы, искренность и правда.

Понятие общения. Каждый из нас живет, работает, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, общаемся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.

Общение — основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией. С замкнутыми людьми мы стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты лишь в случае крайней необходимости.

На вопрос: «Умеете ли вы общаться?» — большинство сразу же ответит утвердительно. А если кто-нибудь и задумается, то, скорее всего, потому, что удивится: «А разве для этого нужны какие-то специальные умения?». Однако практика показывает, что эффективно умеют общаться далеко не все люди, более того, не все руководители.

Практически все проблемы управления так или иначе связаны с общением. Опросы свидетельствуют, что 73 % американских, 60 % английских и 86 % японских менеджеров считают неумение эффективно общаться главным препятствием на пути достижения целей, стоящих перед организациями. Что же такое общение? Какова роль такого его вида, как управленческое общение? Об этом и пойдет речь в данной главе.

Предлагаем ознакомиться  Стресс — что такое: факторы и виды

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. В процессе общения мы познаем других людей, обмениваемся с ними информацией, взаимодействуем с другими и вместе с этим переживаем собственные состояния, возникающие в результате этого.

Коварная это вещь — культура общения: присутствие ее незаметно, зато отсутствие замечаешь сразу. С. Муратов

Таким образом, общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:

— восприятие, познание и понимание партнеров по общению (перцептивная сторона общения);

— обмен информацией (коммуникативная сторона общения);

— выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения).

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания, способы деятельности, а также формируется как личность. Другими словами, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Это — универсальная реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Выделение любой проблемы в качестве самостоятельной области научного исследования предполагает решение ряда ключевых вопросов:

— определение специфики объекта изучения;

— проведение категориально понятийного анализа;

— разработка принципов и методов исследования.

В таком ключе проблема общения начала рассматриваться лишь в два последних десятилетия (до 70-х годов преобладал теоретико-философский подход). Таким образом, проблема общения в качестве самостоятельного объекта исследования выделилась относительно недавно. Однако ее значение настолько велико, что категория общения очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий в психологической науке, наряду с такими категориями, как «деятельность», «личность», «сознание» и др.

Разновидности общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности. Общение регулируется факторами, связанными с производством, обменом и потребностями, а также сложившимися в обществе законами, правилами, нормами, социальными институтами и др. Исходя из этого, различают несколько оснований разделения различных видов общения.

По используемым знаковым системам различают:

— вербальное (речевое) общение, которое в свою очередь делится на устную и письменную речь;

— невербальное (бессловесное) общение, играющее в нашей жизни чрезвычайно важную роль.

Предлагаем ознакомиться  Дружба между мужчиной и женщиной: возможна ли и зачем нужна с точки зрения психологии

По некоторым данным, от 60 до 80 % информации от собеседника мы получаем по невербальному каналу. Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. К основным из них относят визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные. Основные визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях.

К основным визуальным средствам общения относят:

— движения мышц лица, обычно называемые мимикой;

— движения рук, ног, то есть жесты;

— движения туловища, особенности походки и др., обычно называемые пантомимикой;

— пространственную и временную организацию общения (расстояния до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.), называемую проксемикой;

— выражение лица, выражение глаз;

— позы, осанка, посадка головы;

— направление взгляда, визуальные контакты;

— кожные реакции — покраснение, бледность, потливость;

— подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

— средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и др.).

Выделяют две группы аудиальных средств общения:

— паралингвистические, характеризующие качество голоса, его диапазон, тональность (интонация, Громкость, тембр, ритм, высота звука). Паралингвистические средства еще называют «вокальной мимикой»;

— экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье).

Тактильные средства общения включают все, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие руки, объятия, поцелуи, хлопки по плечу и др.).

К ольфакторным средствам общения относят:

— приятные и неприятные запахи окружающей среды;

— естественный и искусственный запахи человека. На невербальные средства накладывает сильный

отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Наряду с интернациональными невербальными проявлениями отношения к другому человеку (например, улыбка, рукопожатие и др.), существуют и сугубо национальные, региональные. Кроме того, частота невербальных проявлений у различных народов также не одинакова.

Функции

В условиях производства деловое общение позволяет каждому человеку удовлетворить свою потребность в коммуникациях, обменяться опытом, познать что-то новое, оценить собственные профессиональные качества. Велика важность таких коммуникаций при проведении переговоров. Знания психологических основ делового общения позволяют поддержать свою репутацию и имидж, а также добиться успеха в сфере бизнеса.

Среди основных функций подобного рода коммуникаций выделяют следующие:

  1. Инструментальная. Эта функция рассматривает общение в качестве механизма управления.
  2. Интерактивная. В этом случае общение является средством объединения коллег, деловых партнеров, специалистов и т. д.
  3. Самовыражения. Проводимое деловое общение позволяет человеку самоутверждаться и продемонстрировать свой психологический, личностный и интеллектуальный потенциал.
  4. Социализации. Осуществляя коммуникации, человек развивает навыки своего делового этикета и общения.
  5. Экспрессивная. Она выражается в эмоциональных переживаниях и демонстрации понимания.

Все перечисленные выше функции имеют тесную взаимосвязь друг с другом. Причем через свою реализацию они составляют сущность самого делового общения.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector