Психоанализ Зигмунда Фрейда: кратко и понятно

Содержание
  1. Что фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?
  2. Теория психоанализа зигмунда фрейда
  3. Психологические теории и школы
  4. Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.
  5. Достоинства и недостатки
  6. Процесс перенесения
  7. Как фрейд представлял себе устройство психики?
  8. Что фрейд думал о существовании запретов в обществе?
  9. Толкование снов по зигмунду фрейду
  10. Как фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?
  11. Эго-психология
  12. Селф-психология (х. кохут)
  13. Интерсубъективный подход (р. столороу)
  14. Что такое проекция и рационализация?
  15. Что такое вытеснение и откуда берутся сны?
  16. Структурный психоанализ ж.лакана
  17. Видео о психоанализе
  18. С помощью этой аналогии фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.
  19. Зачем фрейду понадобился танатос и как он объясняет влечение к смерти?
  20. У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.
  21. Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?
  22. Катарсис
  23. Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем.

Содержание

Что фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным.

Теория психоанализа зигмунда фрейда

Основную идею теории можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов…Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения.

Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», – писал Фрейд (1, гл. «О психоанализе», с. 199).

Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» (1, с. 201).

Психологические теории и школы

Психоанализ в психологии это важнейший элемент ее теории и практики. Именно поэтому у Зигмунда Фрейда было много не только почитателей и продолжателей, но и критиков.

Каждый из них частично принимал постулаты психоанализа, но не соглашался с некоторыми из них, внося свои поправки, и создавая новые теории. Так возникли многочисленные психологические школы, своим появлением обязанные все же именно классическому психоанализу.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Предлагаем ознакомиться  Симптомы болезни циклотимия, психология циклоидного типа — ЦМЗ «Альянс»

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом.

Достоинства и недостатки

Как теория и практическая методика, психоанализ обладает рядом как достоинств. так и недостатков.

Достоинства Недостатки
Центром психической жизни становится бессознательное Изучить бессознательное можно, только извлекая оттуда информацию в сознание, а при этом возникает множество искажений
Можно помочь пациенту «вспомнить» многие факты из прошлого с целью переживания событий и излечения Иногда травмирующие события не удается переработать и отыграть и тогда возможно либо сохранение проблем или заболевания, либо даже ухудшение состояния
Разработаны методики психоанализа для практической работы с пациентами Толкование свободных ассоциаций, снов и оговорок очень субъективно и находится в большой зависимости от опыта, культуры и морального облика самого врача
Сексуальная сфера стала изучаема психологом и ее влияние на развитие и жизнь человека очень велико Иногда значение либидо и комплексов преувеличивается врачом, отрицающим влияние воспитания, среды и окружения
Терапия позволяет не просто избавиться от заболеваний или проблем, она просто расширяет граница сознания человека в ранее неизвестные ему области Психоаналитическая терапия — очень длительная, чаще дорогая и не гарантирует улучшения или излечения.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика.

Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием».

В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Как фрейд представлял себе устройство психики?

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.

Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.

В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).

Что фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

Предлагаем ознакомиться  Структура личности

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Толкование снов по зигмунду фрейду

Богатый материал о психических процессах  можно получить из сновидений. Вспомните себя в детстве: вам наверняка снились сны, в которых реализовывались самые сокровенные фантазии. Возможно, они вам снятся и сейчас.

Это Ид, руководствуясь принципом удовольствия, реализует вожделения в такой форме. Мысли в сновидениях проходят обработку, замещаясь образами. Под интерпретацией понимается толкование скрытых процессов и смыслов, не осознаваемых личностью.

Про анализ сопротивления и переноса можно писать отдельную статью, так как это достаточно большая область знаний дисциплины психоанализ. На этом всё, теория Фрейда кратко и простым языком выглядит приблизительно так. Любите науку, читайте ВикиНауку!

Видео на тему теории Фрейда и что такое психоанализ:

Как фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).

Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

Эго-психология

Ее создателями стали Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда) и Мелани Кляйн. Анна изучала преимущественно Я (эго, предсознание) и механизмы влияния его на ОНО (бессознательное). Она разработала теорию защитных механизмов, которыми пользуется Я, чтобы вытеснить в бессознательное конфликты и влечения.

Также Анна Фрейд всю жизнь работала с детьми, создала детски психоанализ. Методика классического психоанализа была переработана ею и адаптирована для работы с детьми, в том числе в игровых формах.

Селф-психология (х. кохут)

Возникла в 1960-1970 годах в США как продолжение классического психоанализа, но с акцентом на переживание человеком самости.

Кохут работал с пациентами, имевшими нарциссические расстройства и заметил наличие у них специфического механизма переноса различных типов. Он выделил селф-перенос идеализирующий, зеркальный и близнецовый. Психоаналитическую методику он предложил ограничить интроспекцией, считаю остальные способы не подтверждаемыми эмпирическим путем.

Интерсубъективный подход (р. столороу)

Он был разработан в 70-х годах прошлого века на основе Селф-психологии Кохута. Акцент в нем делается на улучшение аффективного взаимодействия между доктором и пациентом, как двумя субъективными мирами. С этой целью активно изучается механизм переноса и сопротивления между двумя Я, которые формируют интерсубъективное поле.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств.

(К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Предлагаем ознакомиться  Детские психологические травмы и их последствия во взрослой жизни

Что такое вытеснение и откуда берутся сны?

Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.

В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.

Структурный психоанализ ж.лакана

Свои психоаналитические исследования Лакан начал в 1950 г. Он предположил, что бессознательное имеет свою структуру и она напоминает язык. Также он пытался обнаружить связи между бытием, познанием, сознанием и бессознательным.

По его мнению, Оно — реальное, Я — воображаемое, а сверх-Я — бессознательное символическое. И в обычной жизни именно сверх-Я противостоит воображаемому. Искусство и его образы являются продуктом сверх-Я, они составляют отдельный мир. Однако все эти символы подтверждают существование Оно.

Видео о психоанализе

Лекция о современном психоанализе:

С помощью этой аналогии фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.

В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе)

Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.

Зачем фрейду понадобился танатос и как он объясняет влечение к смерти?

В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.

Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.

Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.

У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.

Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.

С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд).

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем.

Брейер называл это чувство облегчения катарсисом (очищением). Девушки действительно вспоминали травмирующие события, а рассказав о них, излечивались. Вскоре стало ясно, что терапевтический эффект имеет сам катарсис и гипноз для достижения эффекта не обязателен.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector