Выбор профессии это важный этап в жизни человека поже напишите сочинение на 7 предложений

Что определяет выбор студента

Недовольные своим выбором студенты первых курсов имеют шанс несколько изменить сферу будущей деятельности. Например, перевестись на другой курс. Но и в этом случае о самоопределении задумывается — ищет работу «по душе» — только 52% респондентов.

Остальные руководствуются чисто меркантильными соображениями. По принципу: «Ну если работа не вдохновляет и не радует, то пусть хотя бы деньги, статус и уважение окружающих приносит».

Высокий доход и возможность благодаря нелюбимой профессии «жить на широкую ногу» соблазняет многих молодых людей. Этим критерием руководствуется порядка 65% опрошенных. Спустя годы многие из них поймут, что ни дня не радовались своей работе, втайне мечтали заниматься совсем другим делом и вообще прожили чужую жизнь.

Почему люди выбирают ту или иную профессию?

Специалисты в области психологии считают, что люди при выборе профессии руководствуются системой основных потребностей человека:

  • Мотивом заработка. В данном случае человек пренебрегает собственными интересами, не стремится к престижу специальности и признанию. Главная задача заключается в получении максимального заработка.
  • Мотивом стабильности.
  • Мотивом общения. В этом случае самым главным для людей становится поиск специальности, которая позволяет общаться с интересными людьми.
  • Мотивом карьеры, уважения. Главная задача в данной ситуации — добиться признания и собственной значимости, обладание престижной должностью.
  • Мотивом самореализации через профессиональную деятельность. Человек стремится к тому, чтобы стать первоклассным специалистом в своей профессии.

Что влияет на выбор школьника

Советы умудренных опытом людей — это хорошо. Однако не тогда, когда они идут в разрез с желаниями и способностями самих подростков. Так, родители обычно советуют поступать в тот или иной ВУЗ по следующим соображениям:

  1. Образование, которое оно дает, престижно.
  2. Будущая профессия позволит хорошо зарабатывать и гордиться занимаемой должностью.
  3. Работать можно будет в чистых, комфортных условиях.
  4. Родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают.
  5. Небольшой конкурс в ВУЗ позволит гарантированно поступить даже при наличии не самых высоких отметок.

Заметьте, о способностях, желаниях учащегося и востребованности профессии никто даже не заикается!

Четвертый пункт в списке («родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают») зачастую становится причиной образования целых семейных династий врачей, адвокатов и пр. По статистике, 44% сыновей медиков и 28% отпрысков адвокатов идут по стопам родителей.

Предлагаем ознакомиться  Как развить силу воли

Вопрос о самоопределении в этих семьях практически не поднимается. «Твой отец — такой уважаемый доктор. Разве можно пойти учиться не в медицинский ВУЗ?!» При этом у сына «уважаемого доктора» может не быть ни способностей, ни стремления лечить людей.

Еще хуже, если выбор ВУЗа определяется наличием в нем бюджетных мест или небольшого конкурса. Тут абитуриент просто слепо идет туда, куда удается «впихнуться». Ни о какой профессиональной самореализации в будущем при таком факторе выбора даже говорить не приходится.

Что делать, если не знаете, какую профессию выбрать и чем заняться?

Как выбрать будущую профессию, если сложно определиться с интересами. Для того, чтобы правильно найти собственное призвание важно:

  1. Перечислить все виды деятельности, выполнение которых приносит удовольствие. Очень важно быть честным перед самим собой и написать те занятия, которые вызывают искреннее удовольствие, поднимают настроение.
  2. Оценить собственные способности и представить себя в роли специалиста в области желаемой профессии. Действительно ли это та работа, которую захочется выполнять изо дня в день?
  3. Определить свои сильные стороны, которые необходимы для работы.

Как надо делать выбор

Правильно выбрать будущую профессию помогает грамотное самоопределение. Оно заключается в:

  • осознании своих желаний (задайте себе вопрос: «Чем бы я хотел заниматься следующий десяток-другой лет?»);
  • понимании своих возможностей («Какие способности и таланты у меня есть? Я — гуманитарий или технарь? Какие предметы мне даются, а какие — нет? Как это может пригодиться в будущей профессии?»);
  • знании актуальных запросов общества («На какие профессии растет спрос? Что будет востребовано в недалеком будущем?»);
  • четком представлении о профессиональной деятельности работников интересующих сфер («Чем эти люди занимаются? Какое образование они получили и как достигли того положения в профессии, которое сейчас занимают?»).

Необходимо хорошо проработать эти вопросы, получить недостающую информацию, а затем найти оптимальный баланс между «хочу», «могу» и «надо». Только в этом случае удастся найти дело по душе, которое будет приносить хорошие деньги и помогать расти во всех смыслах.

Задача системы образования — дать школьникам шанс «попробовать» дело, которому те планируют посвятить всю жизнь. Уже в 13—14 лет у подростков проявляются многие таланты, применимые в той или иной области. Вот тут-то ребятам и стоит пройти «профессиональные пробы»: 1—2 недели поработать в профессии, о которой мечтают. В идеале нужно испробовать несколько вариантов, чтобы был выбор.

Это может быть подработка во время школьных каникул или небольшая практика на предприятии, где трудятся родители, знакомые. Только личный опыт дает полное представление о профессии и помогает осознанно подойти к ее выбору.

Коучинг

В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счет грамотно заданных вопросов, можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.

Предлагаем ознакомиться  вчера дочка открыто сказала мне что ненавидит меня

В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.

Окружение

  • Как вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором комфортно?
  • Кто эти люди?
  • Чем они занимаются?
  • Что для них важно?

Действия

  • Представьте свой типичный желаемый рабочий день, чем он заполнен?
  • Как вы себя ведете на работе, что делаете?

Навыки

  • Какими профессиональными навыками вы хотели бы обладать?
  • Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты?
  • Какие навыки у вас есть на данный момент, которые вы цените и очень хотели бы применить?
  • Какие навыки вы планировали или мечтали приобрести?

Ценности

  • Почему вам важны именно эти люди в окружении?
  • Почему вам важны именно эти действия?
  • Почему вам важны именно эти навыки?
  • Какая ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность?
  • Какую ценность вы бы хотели поддерживать своей деятельностью?
  • Что для вас ценно в жизни?
  • В какой деятельности вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность?

Самоопределение

Представьте, что кто-то задает вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов: «я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…», и так далее.

Миссия

  • Какую разницу в жизни людей вы создаете своей деятельностью?
  • Кому важно то, что вы делаете?
  • Что вы привносите в мир своей деятельностью?
  • В чем вы видите свою основную задачу?

Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения ваших базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.

Критерии выбора

Выбор профессии должен определяться тремя составляющими:

  1. Личными интересами и способностями. Молодой человек должен понимать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься.
  2. Потребностями семьи. Будущая профессия должна приносить не только моральное удовлетворение, но и вполне ощутимую материальную прибыль. Взрослый человек должен быть способен обеспечить себя и свою будущую семью.
  3. Нуждами общества. Для государства выбор школьников имеет вполне конкретное значение. Он определяет необходимое число преподавателей ВУЗов, которые этих подростков будут учить. А в конечном итоге — обеспеченность тех или иных сфер народного хозяйства свежими высококвалифицированными кадрами.

То есть задача перед 15—16-летними юношами и девушками стоит масштабная. Прямо-таки государственного значения. Нужно и для себя дело интересное найти, и подаренные природой способности максимально реализовать (не пропадать же добру!), да еще и запросам общества угодить, чтобы оно захотело платить молодому специалисту достойную зарплату.

Решение. как оно созревает?

Дети начинают мечтать о своей будущей роли в обществе еще в 6—7 лет. Кто-то хочет стать водителем грузовика, кто-то — известной артисткой или доктором. Около 4% юношей и девушек остаются верны этим детским мечтам до окончания школы.

Остальные меняют свои убеждения под давлением родственников, социальных реалий, новых знаний. Иногда мечты о профессии вырастают из любви к тому или иному школьному предмету. Раньше всего определяются гуманитарии (в 13—15 лет). Будущие филологи, журналисты, лингвисты как-то сразу начинают чувствовать свое призвание.

Предлагаем ознакомиться  Какие личные качества указать в резюме: примеры и рекомендации

«Технари» — математики, программисты — самоопределяются в последние 2 года обучения в школе. Сказывается как более глубокое изучение этих предметов в старших классах, так и давление необходимости сделать выбор.

Гораздо хуже обстоит дело с ребятами, выбравшими специальности, связанные с радиотехникой, металлургией и другими «непрестижными» областями. Зачастую они поступают в соответствующие ВУЗы из-за того, что там небольшой конкурс или есть бесплатные места.

Родина зовет!

Один из важнейших моментов касается востребованности профессии. Многие ребята выбирают ВУЗ и будущую сферу деятельности из соображений престижа. Периодически возникает мода на тех или иных специалистов («круто быть адвокатом или ТОП-менеджером»). Увы, она не всегда согласуется с запросами государства. И тут важно четко улавливать актуальные тенденции.

В середине XX века промышленность страны активно развивалась. Строились фабрики, заводы. Государству требовались инженеры, технари. Им хорошо платили. Соответственно, позиционировалась высокая ценность инженерного образования.

В 90-х грянул кризис. Началась Перестройка. Большинство строек было «заморожено». Востребованные когда-то инженеры оказались не у дел. Чтобы хоть как-то себя прокормить, люди занялись бизнесом. Возникла острая потребность в юристах и экономистах. Поменялись приоритеты в образовании.

В 10-х годах XXI века Россия столкнулась с санкциями. Государство перестало получать импортную технику. Тогда страна переориентировалась на развитие собственной добывающей и перерабатывающей отрасли, машино- и приборостроения. Опять возникла потребность в грамотных инженерах. Спрос на «модных» юристов и экономистов упал. Многие люди с дипломами остались без работы.

Вот так, в зависимости от развития экономики и общества падает либо растет спрос на тех или иных специалистов. Чтобы быть «в теме» и выбрать для себя актуальную, востребованную профессию, нужно отслеживать эти моменты.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Чего я хочу сам?

То, что нужно обществу и за что оно готово платить достойную зарплату, — это одно. Не менее важно и то, чем сам человек хочет заниматься, к чему чувствует призвание. 

Вот тут встает острейшая проблема самоопределения личности. В школе ей до сих пор уделяют преступно мало внимания. Никто не учит подростков понимать свои желания и ставить цели. А сами они не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы преодолеть этот вакуум самостоятельно.

Вторая проблема заключается в том, что большая часть учеников средней школы (если не все) имеют очень размытые представления о многих профессиях. Подросткам не хватает элементарных знаний, чем занимаются люди той или иной профессии, какими способностями необходимо обладать и какой путь пройти, чтобы занять желаемое рабочее место.

В школе этому не учат. И это — еще одна серьезная проблема, которую ребятам 14—16 лет приходится преодолевать самостоятельно. Увы, не все с этим хорошо справляются.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector