Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии статья по психологии (7 класс) по теме

Что такое повышенная тревожность

Страх — досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Возраст ребёнка Страхи в этом возрасте
от 1 до 3 лет страх неожиданных звуков, темноты и боли
от 3-15 лет страх одиночества и замкнутого пространства
от 5 до 7 лет страх смерти
от 7 до 11 лет страх чужих оценок, когда дети начинают бояться «быть не тем, кого уважают, ценят и понимают»

Как проявляется проблема у школьников

Школьная тревожность может проявляться проблемами в учебе, конфликтами с ровесниками и педагогами, частыми заболеваниями, отказом от общения с друзьями. Кроме этого, ухудшается состояние ребенка, он часто жалуется на слабость, усталость, головные боли, боли в животе.

Ребенок с тревожностью также боится большого количества вещей, он может испытывать страх темноты, одиночества, но основным становится страх быть непринятым в компанию, чем-то выделяться или «не дотягивать» до принятых в их среде «стандартов».

Как проявляется тревожность у детей с особенностями развития

Дети с особенностями развития находятся в группе риска по развитию тревожности. Это связано не только с особенностями развития нервной системы такого ребенка, но и с окружающей его обстановкой, а также отношением родителей к нему. В раннем детском возрасте у таких детей причины развития тревожности не отличаются от обычных.

Повышенная тревожность, в основном, возникает из-за проблем в семье, тревожности и негативных эмоций родителей или их завышенных ожиданий. В школьном возрасте тревожность у детей с зпр или другими нарушениями развития развивается в несколько раз чаще. Это может быть связано с негативным отношением сверстников, окружающих ребенка взрослых и его собственным ощущением своей непохожести, «несоответствия».

Предлагаем ознакомиться  Психосоматические причины хронических болей горла: почему постоянно болит горло?

Проявления тревожности у детей с особенностями развития не отличаются о стандартных, но они могут «отставать» на несколько лет или даже больше.

Как проявляется тревожность у студентов

Особенности проявления тревожности у студентов связаны с резким изменением их образа жизни, увеличением информационной нагрузки или отъездом из родительского дома. В психологии выделяют феномен тревожности студентов первого курса, у которых уровень тревожности обычно очень высок. Это связано с проблемами адаптации к ВУЗам, новым отношениям и требованиям к студентам.

Признаки тревожности у студентов могут быть разными: нарушение сна и аппетита, снижение веса, частые простудные заболевания, головные боли, снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания и так далее. Из-за выраженной тревожности студенты могут начать курить, употреблять алкоголь – не эпизодически, а регулярно или у них нарушается социальное взаимодействие с окружающими.

Выделяют следующие особенности тревожности в юношеском возрасте: выраженная связь между возникновением психосоматических заболеваний и уровнем тревожности у студентов и их уровнем успеваемости.

Как проявляется чувство у дошкольников

У дошкольников тревожность проявляется нарушениями поведения: капризность, плаксивость, агрессивность, выраженными страхами и беспокойством. Дошкольники могут отказываться оставаться одни на ночь, «цепляться» за родителей, становиться гиперактивными и капризными. Своим поведением они стараются максимально завладеть вниманием родителей, не на секунду ни расставаться с ними, чтобы чувствовать в себя безопасности.

Возможен регресс навыков и умений: ребенок как будто «откатывается» назад, перестает разговаривать, выполнять самостоятельно какие-то действия, снова начинает проситься «на ручки» или сосать соску.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Предлагаем ознакомиться  Экзистенциальный кризис - что это такое и как с ним справиться?

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Проявления у детей

Детская тревожность в разном возрасте проявляется по-разному. Родители, педагоги и другие люди, окружающие ребенка или подростка могут даже не догадываться о его проблемах и не пытаться помочь ему. Отличить патологическую тревожность, если она развивалась достаточно давно, очень сложно. Ребенок редко понимает и может озвучить свои чувства и переживания, а подростки не считают нужным делиться такой информацией с родителями.

Существует специальная диагностика тревожности у детей – это могут быть оценочные и рисуночные тесты, игровые методики выявления или просто открытый, доброжелательный разговор с ребенком. Оценить степень тяжести расстройства и предложить способы борьбы с тревожностью должен специалист, так как школьная тревожность и тревожность у подростков может быть опасной для их психики и жизни, а у детей младшего возраста диагностировать ее еще сложнее.

На что стоит обратить внимание при подозрении на детскую тревожность? Существуют общие признаки проблемы, которые присутствуют у всех страдающих от тревожности, независимо от возраста:

  • Нарушение сна – проблемы с засыпанием, ночные кошмары и плохой сон – с такими проблемами сталкиваются большинство детей с тревожностью.
  • Плохое самочувствие – постоянные жалобы на боль, слабость, частые простуды и ОРВИ – это тоже один из признаков тревожного ребенка.
  • Повышенное потоотделение – ладони и ступни ребенка могут быть постоянно влажными.
  • Снижение аппетита – тревожный ребенок редко хорошо ест, предпочитая «перекусы» или наоборот, «заедает» стресс различными «вкусняшками».
  • Нарушение внимания и сложности с выполнением работы, требующей сосредоточенности – таким детям тяжело долго концентрироваться на чем-то или выполнять работу, требующую повышенного внимания.
  • Нарушение поведения – в зависимости от возраста и характера ребенка это может быть плаксивость, агрессивность, капризность и так далее. Если поведение ребенка неожиданно меняется в худшую сторону и сохраняется таким на протяжении длительного времени – это повод внимательно отнестись к его психическому состоянию.
  • Появление или усиление страхов – тревожный ребенок может начать панически бояться темноты, одиночества, смерти, чужих людей или у него могут возникнуть множество мелких страхов: насекомых, высоты, воды и так далее.
  • Отказ от контактов со сверстниками – школьная тревожность и тревожность подростков часто вызывает у них желание полностью отказаться от общения. Маленькие дети нередко перестают реагировать на посторонних или наотрез отказываются расставаться с родителями, даже если до этого спокойно оставались без них.
  • Постоянное беспокойство – характерный признак тревожности. Ребенок постоянно беспокоится и переживает, он становится суетливым, не может спокойно усидеть на месте и так далее.
  • Появление стигм – при выраженной тревожности у ребенка появляются неврологические симптомы: заикание, сосание пальцев, обгрызание ногтей, накручивание волос на пальцы или любые другие, навязчивые действия. Они появляются в моменты нервного напряжения и избавиться от них самостоятельно ребенок не может.
Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector