Кризис подросткового возраста: суть, причины и проявления

Девиантное поведение подростков

Наиболее острой в подростковом возрасте является проблема девиантного (отклоняющегося) поведения детей. Девиантное поведение — это социальное поведение как система поступков, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам и отклоняющееся от общепринятых норм, будь то нормы психического здоровья, культуры и морали. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:

• поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое);

• асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы; когда такие нарушения незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями.

Девиантные асоциальные поступки по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности. Чаще это реакции детей (подростков) на трудные обстоятельства жизни. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Быстрый рост подростка во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести.

Намеки или упреки окружающих по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других — нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность), расстройство влечений, особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению.

При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11—13 лет у мальчиков и в 13—15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство.

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживает свою несостоятельность.

Часто подростки, войдя в группу асоциальных сверстников, начинают проявлять стойкое асоциальное поведение (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость).

Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов.

Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные — недостатки воспитания. У 30—80% делинквентных детей — неполная семья, 70% подростков — с серьезными нарушениями характера, 66% — акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% — с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

• как следствие недостаточного надзора;

• в целях развлечения;

• как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

• как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;

• как реакция тревоги и страха наказания;

• вследствие фантазерства и мечтательности;

• чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

• как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

• как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Аддиктивное поведение. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления — быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние.

Предлагаем ознакомиться  Контрольная работа: Постановка проблемы и выдвижение гипотезы, виды гипотез

В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т. п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению зависимости психической (желанию пережить подъем, забвение), а потом и физической (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) — угрожающий предшественник алкоголизма.

Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности.

Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.

По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии.

Почему же ребенок, изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения? Очень часто причины девиантного поведения подростков кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, здесь формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.

Раньше считалось, что дети с деликвентным поведением живут в неблагополучных семьях, но сейчас многие благополучные семьи переживают духовный кризис в отношениях — супругов между собой, родителей с детьми.

Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или, наоборот, попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека.

Особое внимание следует обращать на семьи, где у родителей наблюдается тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если родители (либо один из них) — «холодные рационалисты».

Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной. Для них правонарушение, совершенное их ребенком, — полная неожиданность. Они могут видеть причину во влиянии улицы, школы, но очень редко думают о собственных ошибках в воспитании.

Психология подростка, ошибки родителей

Известный педагог В.А. Сухомлинский подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку.

Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня.

От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним. Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права, а другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый.

Наличие взрослого друга — важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в каких-то других сферах общения он ищет такого друга. А где он его найдет, кем тот окажется, во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков микроклимат отношений, окружающий подростка.

Предлагаем ознакомиться  Что такое гармоничная личность

Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. Подросток может быть помощником родителей в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании, лепке — это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.

В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям.

Многое давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и обязан быть внимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего рода потребностью. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения подростка.

Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав.

Основанием для этого служат его возрастающие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом». Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право — право на уважение.

В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. Подросток стремится ответить на вопрос: что значит быть взрослым? Он проводит параллели между своими поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к тому, на что раньше не всегда обращал внимание: к действительным или мнимым попыткам взрослых ущемить его достоинство или право, к тону приказа или излишнему проявлению родительской нежности. Его может обидеть как то, так и другое.

Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.

Подростки задают взрослым множество вопросов, многим хотят с ними поделиться. Равнодушие взрослых для них мучительно. Родители должны проявлять постоянный интерес к учебе подростка, к его труду, увлечениям, переживаниям и мечтам и в то же время беседовать с ним о своей работе, друзьях, интересах. Отсутствие взаимного доверия не только обижает подростка, но и наносит значительный ущерб его общему, духовному развитию.

Когда подросток идет к вам с вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет», не ссылайтесь на занятость и отсутствие времени. Стремление ребенка поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи.

Поскольку подростковый возраст — это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, или переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».

Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между вами и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания. Помочь подростку взрослеть — это значит заботиться о гармоничном развитии его личности: формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать нравственные качества, развивать физически.

Предлагаем ознакомиться  Стоит ли завоевывать мужчину?

Самовыражение у подростков

Потребность в самовыражении у детей слишком часто недооценивается, как недооценивается и могучая энергия, которая заключена в этом стремлении. Слишком часто воспитатели сводят потребность детей в самовыражении к соревновательности — к стремлению быть первым (одним из лучших) в учении, в каких-то делах, в спорте.

Тут кроется серьезная психологическая ошибка: для самовыражения в действительности не так уж важны количественные показатели. Гораздо важнее качественное своеобразие, неповторимость. А взрослые очень часто навязывают цели (отметки, послушание, аккуратность), которые связаны со стереотипными требованиями и противоречат стремлению ребенка показать свою уникальность.

Особенно острый характер приобретает это столкновение у подростков. Если какой-то воспитатель пожимает плечами и разводит руками, заслышав разговоры о некоторых уродливых формах, которые принимает потребность в самовыражении у современных подростков, то можно предсказать, что он никогда не поймет их и не сможет им помочь.

Воспитатель должен суметь увидеть в нелепых, а порой резких и асоциальных выходках подростков поиск способа самовыражения, поиск, состоящий подчас из проб и ошибок, часто безрезультатный и, следовательно, граничащий с разрушительным протестом против регламентированных стереотипных занятий, развлечений и забот, которые присущи миру взрослых.

Мы просто обязаны помочь этому внешне неприступному и дерзкому, но фактически очень ранимому существу найти такое дело, которое было бы приемлемым (и для него, и для общества) способом активного, полного, созидательного самовыражения. И лишь тогда перед растущим человеком раскроется то многообразие стилей и способов действий, которое предоставляет труд, но не предоставляет потребление.

Часто наиболее изобретательными, одаренными и преданными своему делу людьми оказываются именно «неподдающиеся» ребята. Но воспитатели чаще всего предпочитают иметь дело с прилежными тихонями, не понимая, что та удобная легкость, с которой эти дети готовы исполнить любое, даже заведомо неинтересное, требование взрослого, может стать и зачатком социального лицемерия, чреватого в более взрослом возрасте имитацией активности, халтурой и бракоделием.

Нам нужно учесть, что массовая культура, вскинувшая на гребень популярности творчески одаренных людей искусства, спорта, науки, задает нашим подросткам такие стандарты достижений, которые, очевидно, лежат вне возможностей их развития в ближайшие годы роста. Неотвратимое осознание той бездны, которая отдаляет подростка от его кумира, может ввергнуть его в состояние подлинной депрессии.

Поклоняющийся знаменитому певцу подросток обнаруживает после ломки голоса, что не умеет петь; поклоняющийся танцору — что неловко двигается, поклоняющийся автогонщику — что дальтоник… Такого подростка, переживающего острый кризис, едва ли удастся убедить, что главный для него путь самоутверждения — в выпиливании болванок на уроках слесарного дела, хотя он и умеет, быть может, выпиливать их хорошо, получая «пятерки».

Нам трудно спрятаться от подростков за какие-то ширмы красивых слов: они все равно видят нас насквозь, и даже лучше нас самих. В таком случае надо открыться подростку как взрослому другу (к сожалению, этому мешает сильнее всего позиция родительского превосходства). Надо сказать так: хорошо тем, кто любит свой труд, но это удается не всем, а найти с первого раза самый подходящий труд для себя, пожалуй, и немногим.

Многие люди находят для себя отдушину только в хобби — в коллекционировании, в самодеятельности. Но лучше все-таки найти изюминку в главном труде. Иногда приходится пробовать себя в разном, и стоит ли торопиться бросать начатое? Уже доблесть — трудиться ради других, даже если труд тебя не слишком привлекает; но поддерживает сознание, что эту работу никто другой лучше не сделает.

Особый смысл есть даже в труде безымянном — никто не знает, что это именно ты сделал, а ты знаешь, гордишься и молчишь. Ни награды, ни почести, ни привилегии сами по себе не гарантируют тебе уважения и не приносят чистой радости. То, что тебе выпало без труда, случайно, — это не твое, оно придет и уйдет, и все забудут про это.

Ребенок должен увидеть в родителях (в воспитателях) образец подлинного трудолюбия, не просто вынужденного уважения к труду, но именно любви к нему как к самому интересному, захватывающему и увлекательному занятию. Не стесняйтесь открыто проявлять в присутствии детей увлеченность своей работой, посвящайте их в свои творческие начинания. Потребности детей воспитываются и направляются не нашей назидательностью, но естественным обаянием наших пристрастий, нашей увлеченностью.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector