Профилактика неврозов

Диагностика неврозов

Диагностика патологии начинается с изучения факторов, которые могли привести к ее развитию. В первую очередь специалист обращает внимание на наследственность пациента, его физическое здоровье, а также обстоятельства, предшествующие появлению первых симптомов заболевания.

Существенная роль отводится и динамике проявлений невроза: исследуется периодичность и сила симптомов, их зависимость от жизненных обстоятельств и сезонных колебаний. Диагноз невротическое расстройство ставится только в следующих случаях:

  • при отсутствии физических патологий, которые могли привести к похожим симптомам;
  • если заболевание имеет длительный характер, а симптомы регулярны;
  • если пациент может адекватно оценивать собственные реакции;
  • если нет подозрений на более сложные виды психических отклонений.

Общие сведения

Медики констатируют, что в последнее десятилетие существенно увеличилось количество людей, психика которых является неустойчивой. Объясняют это очень стремительным жизненным ритмом и воздействием на нервную систему многочисленных стрессовых ситуаций. Вследствие таких перегрузок человек становится раздражительным, и у него развивается невротическое состояние.

Как свидетельствует Википедия, невроз (neurosis происходит от древнегреческого слова и переводится как «нерв»), психоневроз или невротическое расстройство – это название группы расстройств нервно-психического характера, которые развиваются после острых и хронических психических травм.

Впервые понятие «невроз» появилось еще в 1776 году – его ввел врач из Шотландии Уиль ям Каллен. В настоящее время этот термин не имеет однозначных дефиниций. Однако его используют для определения разнообразных функциональных нарушений высшей нервной деятельности.

Люди с неврозом, в отличие от тех, у кого диагностирован психоз, могут руководить своими поступками и осознают свое расстройство. Это заболевание является обратимым функциональным расстройством, поэтому его можно вылечить или же заболевание исчезает самостоятельно. Но, прежде чем практиковать лечение, очень важно правильно установить диагноз, определив разновидность этого заболевания.

Определение и причины

Школьный невроз — это постоянный устойчивый стресс, страх и фобии, связанные со школой. Исследования показали, что около 30% детей 7 или 8 лет не могут самостоятельно привыкнуть к новой обстановке, установить контакт с педагогами и другими детьми, они нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Главными причинами подобного стресса являются:

  1. Проблемы с учителями — взрослый человек, несмотря на высшее образование, не смог правильно донести до ребенка собственный предмет, не умеет разговаривать с детьми. С другой стороны сам ребенок изначально не знает элементарных правил поведения;
  2. Семейная обстановка — родители требуют от ребенка только положительные оценки, в противном случае серьезно наказывают. У школьника развиваются комплексы и страх идти домой, особенно в случае получения нехорошей отметки. Большое внимание оказывает отсутствие взаимопонимания, любви и заботы по отношению к младшему члену семьи;
  3. Трудности адаптации — нет возможности привыкнуть к четко установленному режиму, нет усидчивости в течение урока или внимательности и сосредоточенности во время учебного процесса.
  4. Трудности общения — некоторые дети не ходят в детский сад, одни в семье. Именно таким тяжело дается разговор с коллективом, они чувствуют себя некомфортно, как не в своей тарелке.
  5. Бытовые условия — здесь важную роль играют социально-экономические факторы: неудовлетворенность материальными условиями, сравнивая их с другими семьями, отсутствие условий для долгого комфортного отдыха, ускоренный темп жизни.
Предлагаем ознакомиться  Эпилепсия: причины и симптомы – ответы на главные вопросы

Влияет также и сам характер ребенка, его темперамент и воспитание. К этим параметрам относят чрезмерную ответственность или, наоборот, безразличие к окружающему миру, нестандартный полет мысли, повышенную обеспокоенность. Все это в совокупности негативно сказывается на дальнейшем поведении, мировоззрении и отношении с другими людьми в обществе.

Детей можно разделить на три категории:

  1. Первая группа включает ребят с явными отклонениями в поведении. Они грубят окружающим, в частности учителям, агрессивно себя ведут по отношению к одноклассникам. Обычно плохо учатся, но собственная самооценка чрезмерно завышена;
  2. Вторая группа — это дети, которые поначалу хорошо трудятся, получают положительные оценки, но со временем из-за перегрузок меняются. Они огрызаются, уходят в себя и становятся необщительными. Очень часто это начинается в возрасте 8 лет, когда в первом классе все было замечательно, но потом из-за увеличения объема материала все резко поменялось.
  3. Третья группа — школьники с постоянным внешним благополучием, правильным поведением и хорошей работой на уроках, но внутри рождается страх выйти к доске, что проявляется дрожанием рук и голоса, плаксивостью, замкнутостью, заниженной самооценкой. Они не способны полностью раскрыть собственный талант в коллективной работе, для них необходимы индивидуальные задания.

Последствия невроза и осложнения

Невротические расстройства не приводят к инвалидности, однако они существенно ухудшают жизнь и больному, и окружающим его людям. Последствия этого заболевания опасны тем, что со временем проявления могут усугубляться.

Если своевременно не провести правильное лечение, со временем хронический невроз может трансформироваться в невротическое развитие личности.

Причины

Неврозы разного типа развиваются у человека как следствие внутренних или внешних конфликтов, провоцирующих перенапряжение и психологические травмы.

Чаще всего хронический невроз развивается под воздействием таких факторов:

  • Слишком сильные физические и умственные нагрузки, отсутствие адекватного отдыха и разрядки.
  • Хронический стресс.
  • Проблемы в семье, вызывающие постоянные переживания.
  • Регулярное потребление наркотиков, алкоголя.
  • Нервное истощение в результате невозможности разрешить сложные проблемы.
  • Склонность к быстрой утомляемости, высокой тревожности и возбудимости.
  • Болезни, которые истощают иммунную систему.
  • Склонность к трудоголизму и гиперотвественности.
  • Завышенные требования к себе.
  • Наследственность – склонность к этой болезни повышается, если неврозами болели близкие родственники.
Предлагаем ознакомиться  Как лечить алкоголизм в домашних условиях?

Среди факторов, провоцирующих неврологические расстройства, выделяют психологические и биологические.

  • Психологические – это особенности личности, ее воспитания и становления, связей с социумом и др.
  • Биологические – это функциональная недостаточность нейромедиаторных или нейрофизиологических систем, приводящая к уязвимости к некоторым психогенным влияниям.

Прогноз

Прогноз благоприятный, ведь невроз – это обратимое заболевание, и при комплексном подходе к лечению человек может полностью избавиться от неприятных симптомов.

Процедуры и операции

Тем, для кого актуален вопрос, как избавиться от невроза навязчивых состояний, истерической формы болезни и др., следует учитывать, что основным методом лечения является психотерапия. Лечение неврозов в домашних условиях неэффективно по той причине, что больной в таком случае не может получить адекватной психотерапевтической помощи. Лечить невроз в домашних условиях можно только с помощью медикаментозных и народных средств, что далеко не всегда эффективно.

Психотерапия при неврозах широко практикуется в современной медицине. Существует много психотерапевтических методик, которые врачи применяют для лечения неврозов у детей и взрослых. Ведь невротическое расстройство – это обратимое состояние, которое хорошо поддается лечению.

Современная психотерапия включает много направлений и методик. Выделяют патогенетические (то есть влияющие на причины болезни) и вспомогательные (облегчающие состояние временно и эффективно действующие только с патогенетическими методами) методики.

  • Патогенетические методики – это экзистенциальная, психодинамическая, интерперсональная, системная, когнитивная, интегративная, гештальт-терапия.
  • Вспомогательные методики – это поведенческая, телесно ориентированная, экспозиционная терапия, гипноз, медитация, дыхательная гимнастика, сеансы релаксации, позитивные аффирмации и др.

Однако для того, чтобы врач нашел эффективный ответ на вопрос «как снять напряжение в голове», ему изначально нужно установить эмоциональный контакт с пациентом, выработать доверительные отношения, чтобы сеансы психотерапии были успешными. С помощью психотерапии пациент с помощью врача постепенно разбирается в причинах проблем, избавляется от тревожных состояний и страхов.

Если у человека развился тревожный невроз, лечение проводят с помощью когнитивно-поведенческой, когнитивной терапии, а также применяют другие методики.

В зависимости от формы заболевания и индивидуальных особенностей течения специалист может применить такие методы психотерапии:

  • Поведенческая психотерапия – с помощью психотерапевта пациент обучается эффективному самоконтролю и моделирует навыки оптимального поведения.
  • Когнитивная психотерапия – производится коррекция восприятия и реакций больного на те ситуации, которые провоцируют у него панику и страх.
  • Психодинамическая психотерапия – в процессе сеансов происходит исследование системы ценностей, поведения и потребностей пациента, чтобы впоследствии сформировать новое позитивное понимание происходящего с ним.
  • Эриксоновский гипноз – человека вводят в глубокий транс, что позволяет активизировать его бессознательное. Это помогает прояснить причини проблем и устранить их.
  • Интегративная трансперсональная психотерапия – совмещается комплекс техник. Проводится арт-терапия, дыхательная релаксация, психосинтез, психологические консультации, что впоследствии способствует переменам в жизненной позиции пациента.
  • Внушение – больному подается информация, которую он воспринимает без критического осмысления, напрямую. Внушение дает возможность вызвать некие представления и ощущения. Внушение может быть прямым и косвенным. Прямое внушение производится, когда пациент пребывает в состоянии глубокого сна или гипнотического транса. Косвенное внушение проводится так, что произведенный эффект пациент приписывает определенному воздействию – приему лекарства, инъекции, проведенной процедуре.
  • Самовнушение – специалист обучает пациента, как преодолеть неврологическое расстройство с помощью этого метода. С этой целью может практиковаться и аутотренинг под периодическим контролем врача.
  • Методики десенсибилизации и переработки движениями глаз – этот метод дает возможность психике провести переработку травматического опыта и запустить процесс его нейтрализации.
Предлагаем ознакомиться  Каким должен быть человек в современном мире список лучших качеств

В процессе психотерапевтического лечения используются и другие методики.

Также в ходе лечения важно придерживаться правильного режима дня и диеты, выполнять физические упражнения. Практикуется использование физиотерапии, массажа, иглорефлексотерапии.

Важно проводить комплексное лечение под контролем опытного специалиста.

У больных и их близких, как правило, возникает много вопросов по поводу болезни, вплоть до того, можно ли сойти с ума от невроза. Разобраться во всем помогут специалисты. Стоит посмотреть видео, которое готовят эксперты-психологи. К примеру, полезные видео предлагает психолог-консультант Алексей Красиков.

«Неврозы мегаполиса» — так называется и цикл видео, и книга этого автора. Пользователям будут полезны ответы на вопросы, которые предлагает Алексей Красиков — как справиться с неврозом самостоятельно и др. Стоит почитать и популярные книги, в которых доступным языком разъясняются актуальные вопросы (А. Курпатов «С неврозом по жизни», А. Свядощ «Неврозы и их лечение» и др.).

Список источников

  • Зачепицкий Р.А., Карвасарский Б.Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
  • Неврозы // Большая медицинская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — Т. 16. — С. 251.
  • Краснов В.Н., Гурович И.Я. Клиническое руководство: Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств. М., 2000. 223 с.
  • Руководство по психиатрии // / Под ред. А.С. Тиганова. — Москва: Медицина, 1999. — Т. 2. — 784 с.
  • Ющенко А.И. Вопросы классификации, профилактики и лечения так называемых травматических неврозов. — Харьков: Госмедиздат УССР, 1934.- С. 9-22, 29-42.
Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector