Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Итог — что из себя представляет память?

Познавательные (когнитивные) навыки и умения являются одними из важнейших характеристик человека, открывающими перед ним неограниченные возможности. От того, насколько они развиты, зависит возможность добиться в жизни успеха. Ведь именно они в совокупности формируют интеллект человека, показывая степень его развития.

Важнейшей мыслительной функцией является память. Она проявляется в возможности сохранить определенную информацию, затем ее воспроизвести в нужной ситуации. Именно она позволяет человеку накапливать опыт и знания. Благодаря способности запоминать происходит совершенствование умений и познание окружающего мира.

Многие виды животных способны к запоминанию, но именно у человека эта функция наиболее интенсивно и совершенно развита, формируя интеллект, который способен к развитию. Каждый индивидуум в популяции отличается своей особенностью к запоминанию и развитию, демонстрирую высокий или более низкий интеллект.

  • наличие генетических нарушений, влияющих на нее;
  • наследственная предрасположенность;
  • общее состояние здоровья;
  • наличие или отсутствие травм мозга;
  • уровень жизни;
  • усилия, прилагаемые для развития способностей;
  • качество образования;
  • интенсивность воспитания как внутри семьи, так и вне ее;
  • качество потребляемых продуктов не только во время взросления ребенка, но и во время развития в утробе матери;
  • экологическая обстановка;
  • отсутствие стрессовых ситуаций;
  • физическая активность, которая позволяет мозгу усваивать большее количество кислорода;
  • возрастные изменения;
  • состояние психического здоровья;
  • проведение специальных игр и тренингов для поддержания качества этой функции;
  • качество жизни на разных этапах развития человека.

Также на разных возрастных этапах, особенно в период интенсивного обучения, стоит учесть, что для запоминания лучше всего подходит та информация, которая является для данного человека значимой и важной. Именно всецелое развитие интеллекта позволяет качественно повлиять на память и другие когнитивные функции.

Предлагаем ознакомиться  Как вернуть бывшую девушку и начать все сначала, если есть другой

Что такое память?

Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах — запоминании, сохранении и воспроизведении.

Запоминание — это процесс образования и закрепления в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи — пути поступления и извлечения информации.

Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и уже существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе, и запоминание.

Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа — энграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно не известно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо может быть сопряжено с большими трудностями.

Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти, число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы. На решение этой задачи направлены упражнения и тренинги по развитию памяти. Процесс сохранения информации в памяти состоит из двух важных моментов — это сохранение памятного следа и связей в мозге. Благодаря запоминанию и сохранению, становится возможным воспроизведение информации, а так же ее узнавание (припоминание).

Воспроизведение — процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении, образы, закрепленные в памяти, «оживают» быстро без вспомогательной, опорной информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то помимо названия улицы и номера дома, сообщают различную дополнительную информацию, что на пути попадется магазин, школа, светофор.

Когда он в следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.

Предлагаем ознакомиться  Предложения со словом «ступор»

Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):

1.Объект запоминания

В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти: наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее; словесно-логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух; двигательная (моторная) — память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

2. Степень волевой регуляции памяти

По этому признаку память делится на произвольную(которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную ( задача запоминания не ставится, это происходит само собой )

3. Длительность сохранения информации в памяти

По этому критерию память разделяется на кратковременную и долговременную.

Как развивать память у ребенка?

Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице.

Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно.

Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно — уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Кратковременная и долговременная память.

Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность — несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.

Предлагаем ознакомиться  10 простых правил, которые помогут выглядеть отлично без макияжа

Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятель-ности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

В процессе развития человека относительная последо-вательность становления видов памяти выглядит примерно так:

I II III
Двигательная I Непроизвольная Кратковременная
Эмоциональная 1 Произвольная Оперативная
Образная   Долговременная
Смысловая    

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обоащаются, взаимодействуют между собой.

От чего зависят способности к запоминанию?

Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст — чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности.

Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний — память развивается с увеличением объема знаний.

На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей — чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.

Память человека, ее особенности и виды в соответствии с целями деятельности

Речь идет о непроизвольной и произвольной памяти. Если человек что-то запоминает или припоминает, не преследуя для этого специальной цели, то работает непроизвольная память. Если же индивид ставит цель запомнить какой-то материал, то говорят о произвольной памяти. В этом случае запоминание и воспроизведение возможно благодаря специальным, мнемическим действиям. Именно эти два вида обеспечивают последовательное развитие всей памяти в целом.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector