СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА — Студопедия

Основные подходы к исследованию общества

Существуют различные подходы к
исследованию общества, среди основных
– идеалистический, материалистический,
натуралистический.

Представители идеалистического
подхода общественную жизнь объясняют
воздействием духовных по своей природе
факторов. Причиной происходящих в
обществе событий они считают идеи,
рождающиеся в головах людей. Причём,
часть философов-идеалистов считает,
что люди не сами додумываются до каких-то
важных идей, а эти идеи внушены им Богом,
Мировым Разумом или тому подобной
сверхъестественной силой.

Представители противоположного,материалистического подходасчитают,
чтов обществе действуют такие же
объективные законы, как и в природе. Эти
законы не зависят от воли и желания
людей и каких бы то ни было сверхъестественных
сил.Развитие общества представляет
собой не сверхъестественный, а
естественноисторический процесс,
который можно так же изучать, как и
законы природы.

Философы-материалисты подчёркивают
значение материальных факторов
общественной жизни. По их мнению, основой
общественной жизни является материальное
производство, и именно там нужно искать
причины происходящих в обществе событий.

Разновидностью материалистического
подхода к объяснению общественной жизниявляется натуралистический подход.
Его представитель Лев Николаевич Гумилёв
(1913-1993)закономерности развития
общества объясняет природными факторами,
и в первую очередь, влиянием космоса.

Историю человечества он представляет
как историю сосуществующих и сменяющих
друг друга этносов – конкретных народов
с их специфическими культурами. Этносы
существуют так же, как и все биологические
организмы: имеют среднюю продолжительность
жизни (1 500 лет), проходят определенные
стадии развития.

Зарождение этноса
происходит вследствие прихода из космоса
в определенный участок земного шара
потока энергии. В результате в данном
регионе появляется значительное
количество людей, обладающих повышенным
количеством жизненной энергии, тягой
к активной деятельности и пониженным
инстинктом самосохранения.

Таких людей
Гумилев называетпассионариями(от
лат.passion– страсть).
Пассионарии совершают исторические
деяния – основывают государства,
империи, выигрывают битвы, совершают
открытия и т.п. Поскольку пассионарии
легко отдают свои жизни за овладевшие
ими идеи и цели, энергия этноса начинает
убывать, и далее в обществе начинают
преобладатьгармоничные личности.

У них энергии меньше, но все еще достаточно
для активной и продуктивной деятельности,
не связанной с риском. В обществе
наблюдается расцвет культуры, науки,
рост благосостояния. Этнос постепенно
приближается к поре «золотой осени» в
своём развитии (демократический режим
в сочетании с высоким уровнем жизни).

Энергия продолжает убывать, и дальше
начинается закат истории этноса. Теперь
большинство общества составляютсубпассионарии – вялые, эгоистичные
потребители, живущие по принципу «Хлеба
и зрелищ!». Процессы распада становятся
необратимыми, этнос либо растворяется
в окружающих этносах, либо завоевывается
более пассионарным этносом.

Философские
проблемы социальной динамики

Диалектика: понятие, исторические формы

Одним из важнейших вопросов онтологии
является вопрос о том, в каком состоянии
находится мир. Диалектика–это
философское учение, рассматривающее
мир в состоянии непрерывного движения.Движение – это всякое изменение
вообще: и перемещение в пространстве,
и увеличение, и уменьшение, и накопление
знаний и т.д.

Диалектика прошла несколько этапов
развития. Практически всем философам
древности был присущ диалектический
взгляд на мир. Наиболее четко диалектические
идеи были выражены древнегреческим
философом Гераклитомв известных
афоризмах: «Все течет, все изменяется»
и «Нельзя дважды войти в одну и ту же
реку». В них подчеркивается, что
непрерывное движение свойственно всему
существующему.

Предлагаем ознакомиться  Как понять, что ты нравишься парню: распознаем и считываем главные признаки влюбленности мужчины

Диалектика философов Древнего мира
называется стихийной, наивной,поскольку она существовала в виде
разрозненных идей и догадок.Второй
этап вразвитии диалектики датируется
19 веком.Немецкий философ Георг
Гегельпревратил диалектику из
разрозненных идей в стройную научную
систему,сформулировал основные
принципы и законы диалектики,
охарактеризовал её важнейшие категории
(причина и следствие, сущность и явление,
возможность и действительность,
содержание и форма и др.).

Природа: понятие, значение для человека

Понятие «природа» употребляется в
нескольких смыслах:

— в широком смысле слова «природа» —
это всё существующее. В этом смысле
понятие природы совпадает с понятиями
«мир», «реальность», «Вселенная»;

— в узком смысле слова «природа» — это
противостоящий человеку объективно
существующий, развивающийся по своим
законам и независимый от него мир.


Значение природы для человека и общества.

1.Природа является необходимой
предпосылкой возникновения и существования
человека и общества.

В процессе жизнедеятельности растений
благодаря солнечной энергии образуются
биомасса и кислород, без которых
невозможна жизнь человека.

От состояния природной среды, протекающих
в ней процессов зависит существование
локальных цивилизаций. В истории не раз
особо значительные природные катаклизмы
приводили к гибели отдельные цивилизации,
о чём говорит, например, миф об Атлантиде
или упоминающийся в Библии Великий
потоп. На жизнедеятельность человека
влияют не только планетарные, но и
космические факторы.

Философские концепции сознания

В истории философии существовало две
основных концепции сознания.

1. Субстанциальной концепции сознанияпридерживались идеалисты.Они
понимали сознание предельно широко,
как субстанцию, первооснову мира, Мировой
Разум. Мировой Разум обеспечивает
мировой порядок и гармонию. Человеческий
разум является порождением и отдельным
проявлением Мирового Разума.

2. Функциональной концепции сознания
придерживаются материалисты. Они
считают, что сознание появилось в ходе
длительной эволюции живых существ и
является исключительно человеческим
свойством, результатом деятельности
такой материальной по своей природе
системы как мозг.

Для науки остается загадкой механизм
порождения мозгом сознания. Мозг является
весьма специфическим органом тела,
который, даже будучи здоровым, не
выполняет функцию порождения идеальных
образов так же физиологически-автоматически,
как, например, печень вырабатывает
желчь. Случаи из жизни показывают, что
ребёнок, силой обстоятельств лишённый
людского сообщества, вернувшись в него
через продолжительный отрезок времени
уже никогда в полной мере не может
овладеть речью, приобрести достаточно
сложные трудовые навыки.

Таким образом, хотя сознание считается
функцией мозга, но для реализации этой
функции необходима социальная среда.
Мыслит не сам мозг, а ведущий социальный
образ жизни человек. И начинка сознания
определяется обществом, в котором живёт
человек. Содержание сознания составляют
знания, нормы, ценности, идеалы и т.п.,
принятые в обществе и усвоенные человеком.

Взаимодействие человека и природы

В истории существовало 3 модели
взаимодействия природы и человека:

Познание как деятельность

Познание – это деятельность,
направленная на получение достоверных
знаний.

Причиной и движущей силой познанияявляются, во-первых,любознательность,
стремление к открытию нового, неизвестного;
во-вторых, практическая потребность
улучшения условий жизни(строительство
жилья, предсказание погоды, сроков
сельхозработ и т.п.).

Цель и результат познания – знания.Знания–это осмысленная информация.

Субъект познания –это производитель
знания. В качестве субъекта познания
могут выступать отдельные личности,
группы людей (например, научные
коллективы), отдельное общество и
человечество в целом.

Объект познания –это фрагмент
действительности, на котором сосредоточено
внимание познающего субъекта. Объектами
познания могут быть явления природы,
общественной жизни и сам человек с его
внутренним миром.

Процесс познания зависит от социокультурных
факторов, то есть общество и эпоха влияют
на выбор объектов и методов познания.
Например, достаточное количество рабов
делало ненужным в эпоху античности
научное развитие техники, кроме военной.
В средневековье на познание решающим
образом влияла религия, препятствуя
развитию науки и техники. Буржуазное
общество, напротив, дало мощный стимул
их развитию.

Предлагаем ознакомиться  Слишком большое самомнение.

Успешность познания во многом зависит
от средств познания. Средства познания–это познавательные способности,
данные человеку от природы (интеллект,
талант, интуиция, воображение и т.п.), а
также технические средства, созданные
человеком (приборы, инструменты и т.п.).

Существуют различные формы познания:

1.обыденно-практическое познание,
дающее простейшие сведения об окружающем
мире. Оно основано на опыте повседневной
жизни. Обыденные знания чаще всего имеют
вид практически полезных правил действий,
которые позволяют достигать нужных
результатов без глубокого объяснения
того, как и почему они получаются.

2.игровое познание, дающее знание
правил человеческого взаимодействия,
человеческой психологии, собственных
способностей личности.

3.мифологическое познание,
опирающееся на воображение человека и
дающее фантастическое отражение
действительности.

4.художественное познание,
отражающее мир в форме произведений
искусства, передающих эмоции автора;

5.научное познание, дающее
достоверное (подтверждаемое практикой)
и объективное (не зависящее от эмоций
учёного) знание о действительности;

6.философское познание, дающее
предельно общее представление о
закономерностях действительности с
опорой на разум, логику.

Природа является важнейшим условием трудовой деятельности человека.

Труд – это способ существования человека.
Различные природные факторы существенно
влияют на производственную деятельность
человека, обусловливают хозяйственную
специализацию различных регионов и тем
самым предопределяют формы и темпы
исторического развития. К таким факторам
относятся климат, плодородие почв,
богатство флоры и фауны, особенности
гидросферы, залежи полезных ископаемых
(нефти, угля и т.п.). Причём, как недостаток,
так и избыток природных ресурсов
отрицательно сказываются на развитии
общества.

Диалогическая.

1. Мифологическая модель взаимодействия
человека и природы характерна для
восточной цивилизации и ранних этапов
развития западной цивилизации. Для неё
характерны следующие черты:

1а) признание господства природы над
человеком.Природа считалась гармонично
и совершенно организованной, воспринималась
как нечто прекрасное и возвышенное.
Человек не противопоставлялся природе,
а считался её частью. Он познавал
природу не для того, чтобы властвовать
над ней, а чтобы наслаждаться её красотой
и гармонией, чтобы найти своё место в
ней.

1б) одушевление природных явлений.
Поскольку всё в природе одушевлено,
человек относился к ней бережно, жил в
согласии с природой.

2. Научно-технологическая модель
взаимодействия человека и природы
начала формироваться с 17 века. Её черты:

Природа является фактором духовного развития человека.


Природа всегда вызывала познавательный
интерес человека, стремление её раскрыть
её тайны. Благодаря этому появляется
наука.

Природа вызывала религиозные чувства
у людей. Люди обожествляли и поклонялись
различным природным явлениям и объектам
(Солнцу, Луне, грому и молнии и т.д.).
Возникает религия.

Природа также вызывает у человека
эстетические чувства, то есть переживание
прекрасного, и тем самым способствует
появлению искусства.

Таким образом, различные конкретные
природные факторы формируют специфические
черты менталитета и образа жизни
различных народов и тем самым порождают
различные по характеру культуры.

Интенциональность

Сознание всегда направлено на что-то или кого-то. Благодаря этому свойству, человек может определять субъект и объект внимания. В итоге он получает возможность выбирать приоритетные цели и достигать их.

Отличие сознания от психики живот­ных.

Основными отличительными признаками сознания являются:

– абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос­производить сущностные характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;

– целеполагание как способность идеально конструировать жела­емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

– самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;

– язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Сознание и язык. Сознание человека связано с языком как способом своего существования. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. У человека формируется речевое мышление – внутреннее проговаривание ситуации или текста, который он читает.

Предлагаем ознакомиться  Зависимость от курения марихуаны

Внутренняя речь имеет сокращенный вид по сравнению с внешней. В ней упускаются неосновные слова, восстанавливаемые по контексту, проговариваются лишь главные слова и темы. Таким образом, чтобы осознать собственные мысли, мы переводим их в слова. Тем самым идеальные образы сознания передаются нам посредством материального носителя – звуков речи и знаков письма. Развитие сознания и языка идут одновременно. Совершенствуя свой язык, человек одновременно совершенствует собственное сознание.

Структура сознания. Анализ структуры сознания первоначально строился на дан­ных психологии, которая вы­деляла следующие элементы сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление включает целый комплекс разных способностей: понятийное отражение свойств и взаимосвязей вещей и явлений, ориентация в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), творческое воображение, нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Философия чаще всего рассматривает структуру сознания и психики человека как трехуровневую, состоящую из сфер бессознательного (к нему примыкает подсознание), сознания и сверхсознания. Бессознательное – это врожденные инстинкты, а также неосознаваемые нами, глубоко спрятанные в памяти мысли и чувства.

Подсознание – это автоматическое выведение ранее заученной информации (например, таблицы умножения, стихов, навыков плавания или езды на велосипеде). Сверхсознание понимается как высший этап творческого процесса отражения мира – интуиция (догадка, озарение). В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях, осознаются лишь ее результаты.

Психоаналитическая философия выделяет три сферы человеческой психики: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен­ности и нормы культуры); «Я» (сознание); «Оно» (совокупность бессознательных инстинк­тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. З.

Свойства

Перцепция — что это в психологии, определение

У данного механизма выделяют ряд важных характеристик. С их помощью можно выделить особенности сознания. Например, уровень ясности отображает то, насколько индивид понимает увиденные объекты.

Структура

Самопознание — что это такое в психологии и философии

Сознание человека это в психологии ключевое понятие. Подобный механизм многокомпонентный. В. Зинченко выделял два слоя:

  1. Бытийный – складывается из опыта и чувственных образов;
  2. Рефлективный – появляется после осмысления индивидом происходящего.

В психологической литературе можно найти и другую версию. Некоторые придерживаются мнения, что сознание представлено в виде следующих компонентов: мышления, эмоций, воли, мотивации, самосознания.

Есть еще одна версия. В ней на первый уровень помещают восприятие окружающего мира и себя, это дает первичные знания. Дальше идет процесс познания сущности объекта, потом подключается эмоциональная сфера в виде воспоминаний и переживаний. В конце появляется ценностно-смысловой компонент, который включает духовное познание.

На данном этапе развития психологии нет единого представления структуры сознания. Каждая школа специалистов имеет свое мнение на этот счет.

Краткий вывод

Из всего описанного становится очевидным, что жизнь, которую вы сейчас имеете, вы сами себе создали, благодаря своим мыслям. Ведь люди мыслят своим умом, а все привычки мышления передаются в автоматическом режиме, после чего их запоминает подсознание. Поэтому, если все свои мечты и цели записывать на листок бумаги и каждый день их просматривать, то это поможет медленно, но уверенно добиться успеха.

Мы ощущаем свое подсознание интуицией и трансом, именно здесь находится наша память, ощущения и переживания. Подсознание может подарить человеку дар телепатии и ясновидения, а также другие сверхспособности. А вот сознание и подсознание человека помогает людям ориентироваться в пространстве и времени. Человек в сознании имеет знания о себе и о пространстве, но вот что он может иметь:

  • чистое сознание и подсознание;
  • скверное сознание;
  • находиться без сознания;
  • быть одержимым чем-то.
Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector