СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ.. Не упустить и правильно использовать!

Кроме того, ребенок проходит следующие сензитивные периоды:

  • 0 — 3 года — восприятие порядка: речь идет о нормах, правилах, границах, системе, на основе которых происходит дальнейшее развитие. Дети в этом возрасте активно усваивают понятия “можно-нельзя”, “хорошо-плохо”, “правильно-неправильно” и т.п. В этот период для ребенка наиболее важны режим, ритуалы, предсказуемость. Благополучное усвоение порядка дает ребенку ощущение стабильности и надежности.
  • 0 — 5,5 лет — сенсорное развитие: естественная тренировка органов слуха, зрения, обоняния и вкуса. Ребенок активно исследует мир на ощупь и накапливает полученный опыт.
  • 1,5 — 5,5 лет — активное взаимодействие с мелкими предметами, развитие мелкой моторики рук.
  • 1 — 4 года — период наибольшей двигательной активности: стремление и возможность двигаться, действовать способствует усиленному развитию ребенка физиологически и психологически, а также насыщению мозга кислородом, снятию напряжения, выплеску энергии. Ребенок учится чувствовать свое тело, управлять им, действовать осознанно.
  • 3 — 5 лет — активное формирование самостоятельности: ребенок в этом возрасте проявляет стремление делать выбор, действовать своими силами, испытывать свободу от окружающей ситуации. При благоприятной обстановке формируется активность и инициативность.
  • 3 — 5 лет — организация эмоциональной сферы, дети учатся правильно выражать свои чувства.
  • 2,5 — 6 лет — формирование социальных навыков: в этот период ребенок интересуется окружающими людьми, происходит активное усвоение базовых правил поведения в социуме и моделей общения.
  • 2 — 6 лет — повышенный интерес к музыке.
  • 6 — 8 лет — лучший возраст для обучения арифметике.
  • 7 — 13 лет — повышенный интерес и освоение учебной деятельности, формирование учебных навыков и мотива достижения.
  • 8 — 9 лет — развитие воображения, фантазии, повышенный интерес к искусству.
  • 9 — 11 лет — развитие пространственного мышления.
  • 10 — 11 лет — активное развитие познавательных способностей, потребность в разнообразных увлечениях и интересах.
  • 13 — 17 лет — пубертатный период, формирование характера, собственного критического мышления, самооценки.
Предлагаем ознакомиться  Почему у меня нет девушки? Почему у парня нет девушки

Например, в процессе формирования речевых навыков ребенок проходит следующие сензитивные периоды:

  1. 0 — 1 год: повышенный интерес к говорящим, активное восприятие речи через маму.
  2. 1,5 — 3 года: активное восприятие речи, формирование словарного запаса, усвоение базовых языковых норм.
  3. 3 — 5 лет: активация осознанной речи, ребенок способен озвучивать свои мысли и чувства, происходит активное усвоение грамматических правил родного языка.
  4. 5 — 7 лет: период наиболее выраженного интереса к буквам и цифрам, формирование навыков чтения и письма.
  5. 8 — 9 лет: активное развитие языкового чутья, лингвистических способностей, повышенный интерес к культуре речи.

Характеристики сензитивных периодов

  • Развитие всех детей состоит из одних и тех же сензитивных периодов. Каждый ребенок в нормальной ситуации постепенно учится ходить, говорить, читать и т.д. Знать последовательность и возрастные особенности каждого такого периода важно, чтобы развитие ребенка не противоречило его природе и естественным потребностям.
  • Когда возникает и как долго продолжается каждый сензитивный период у ребенка зависит от его индивидуальных особенностей. Есть определенные нормы, являющиеся среднестатистическими. Однако одни дети могут опережать эти нормы, другие — отставать. И то, и другое не будет являться отклонением.
  • Важно не упустить сензитивный период и уделить актуальным навыкам максимальное внимание. В противном случае, вне сензитивного периода (причем как ДО наступления сензитивности, так и ПОСЛЕ окончания этого периода), развитие соответствующих сензитивному периоду навыков значительно ухудшается, замедляется, а порой упущенный момент вовсе невозможно наверстать.
  • Сензитивный период — временное и порой очень краткосрочное явление. Появляясь и разворачиваясь в нужном возрасте, он исчезает затем навсегда.
  • Если отслеживать сензитивные периоды и своевременно заботиться о благоприятной среде для развития актуального навыка, обучение ребенка происходит максимально легко и незаметно для него. Знания будто сами укладываются в его сознании. Ребенок в такой благоприятной ситуации может проделать очень интенсивную работу, однако она не вызовет усталость или скуку, а будет наполнять его интересом и энергией.
Предлагаем ознакомиться  Психология толпы | Пикабу

Сложные навыки формируются постепенно, поэтапно. Каждый этап характеризуется своим особенным сензитивным периодом.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector