Социализация индивида в обществознании

Агенты социализации

Агенты социализации – это то, что оказывает непосредственное влияние на сам процесс. СМИ уже упоминались, но вообще подразумевается учебный план, окружение, литература, произведения искусства, поп-культура, политика государства. Большое значение имеет и самовоспитание.

Фактически, человек, начиная с молодого возраста, способен сам руководить процессом своей социализации. Он может составить план повышения уровня собственной образованности, начать фильтровать поступающую к нему информацию, разбираться в том, какие именно контакты ему нужны, а какие – нет.

Молодость и зрелость

Социализация – это процесс, продолжающийся в молодости, а потом и в зрелости. При этом человек должен пройти несколько ступенек: закончить школу, получить (часто) высшее образование, найти первую работу, состояться как сотрудник. Многие воспринимают это как план жизни.

Однако в настоящем вполне разрешены отклонения от традиционного варианта. Современное социализации понятие допускает отсутствие образования, особенно, если оно заменяется самообразованием при достаточном уровне контроля. Фактически, каждый сам может составлять для себя план учёбы и следовать ему.

Отдельный вопрос – карьера. Несколько десятков лет тому назад считалось совершенно нормальным постоянно работать на одном предприятии, получая повышения. Сейчас же уровень горизонтальной мобильности в профессиональной сфере заметно вырос. Теперь какой-то конкретный план отсутствует, человек вполне может сменить несколько профессий и огромное количество компаний.

Поменялись и представления о том, что собой представляет зрелость. Раньше считалось, что она наступает примерно в 30 лет. Сейчас эти временные рамки сдвинулись на 10 лет, а период между 30 и 40 люди воспринимают как пик активности, получения максимального количества полезных навыков и их дальнейшего усовершенствования.

Расширение и углубление социализации

Как и любой другой процесс, понятие социализации весьма динамично на практике. Оно постоянно расширяется и качественно преобразуется. В отношении сферы деятельности это увеличение количества разных видов, вычленение главного и второстепенного, постепенное приобретение большего числа навыков.

Что касается сферы общения, то со временем она обогащается, переходит на новый уровень, трансформируется. Количество контактов начинается заменяться на качество. Приобретаются новые навыки коммуникации. Постепенно желание потреблять переходит в стремление давать, по крайней мере, у тех, кто психологически взрослеет. В то же время потребность получать, конечно же, никуда не уходит.

Предлагаем ознакомиться  Трудности переходного возраста у девочек. Как помочь подростку в этот период

Меняется и сфера самопознания. Человек всё глубже познаёт собственное я. Он осмысленно подходит к пониманию собственной социальной роли, того, чем именно занимается, что и почему делает.

При этом в процессе социализации каждый человек проходит определённые отправные точки. Он получает образование, становится самостоятельным и независимым, заводит собственную семью, пересматривает имеющиеся у него взгляды на жизнь и т. д. На это непосредственно влияет социализация. И в то же время то, как человек переживает кризисы, сложные периоды, переходные моменты, тоже впоследствии будет сказываться на его общественной позиции, на отношении к окружающему.

Фактически, здесь очень много взаимосвязанных моментов. Их понимание даёт возможность лучше разобраться с тем, как происходит социализация в целом.

Старость

Понятие социализации сейчас актуально и на пенсии. Особенно тогда, когда многие получают доступ к огромному количеству современных гаджетов, выходят в Интернет, знакомятся с современными технологиями. Увеличивающееся количество свободного времени означает, что возрастает и общее число контактов.

Таким образом, если вам предложат «выберите верные суждения о социализации», и среди вариантов будет упоминание о том, что она может закончиться, имейте в виду, что это – ошибка. Что только что было продемонстрировано на примере разных стадий.

Факторы социализации

Существует много факторов социализации, все они собраны в двух больших группах. Первую группу составляют социальные факторы, отражающие социально-культурную сторону социализации и проблемы, касающиеся её исторической, групповой, этнической и культурной специфики. Вторая группа содержит индивидуально-личностные факторы, выражающиеся через специфику жизненного пути каждой личности.

Социальные факторы в основном включают: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы, которые отображают разные стороны развития личности (социальную, политическую, историческую, экономическую), также качество жизни индивидуума, экологическую обстановку той местности, в которой он проживает, наличие частых возникновений экстремальных ситуаций и прочие социальные обстоятельства.

Макрофакторы состоят из природных и социальных детерминант развития личности, что обусловлены её проживанием в составе социальных общностей. Макрофакторы включают следующие факторы:

— государство (страна), как понятие, которое принято для выделения общности индивидов, проживающих в определенных территориальных границах, объединенных в силу экономических, политических, исторических, социальных и психологических причин. Особенность развития государства (страны) определяет особенности социализации людей в определенном регионе;

— культура – это система духовных аспектов обеспечения жизнедеятельности людей и их социализации. Культура охватывает все жизненные стороны – биологическую (еда, естественные нужды, отдых, половой акт), производственную (создание материальных вещей и объектов), духовную (мировоззрение, язык, речевая деятельность), социальную (социальные отношения, общение).

Предлагаем ознакомиться  За сколько женщине и мужчине нужно бросить курить до беременности

Мезофакторы обусловлены проживанием человека в составе социальных групп средней величины. К мезофакторам относят:

— этнос – исторически сформировавшаяся на конкретной территории стабильная совокупность индивидов, которая обладает единым языком, религией, общими особенностями культуры, также общим самосознанием, то есть осознанием каждым индивидуумом того, что они едины и отличаются от других групп. Принадлежность индивида к нации определяет специфику его социализации;

— тип поселения (город, область, поселок, село), который в силу различных причин наделяет своеобразием социализацию людей, проживающего в нём;

— региональные условия – это особенности, свойственные для социализации населения, проживающего в определенном регионе, государстве, части страны, имеющего отличительные особенности (историческое прошлое, единую экономическую и политическую систему, социальное и культурное своеобразие);

— средства массовой коммуникации – это технические средства (радио, телевидение, печать), отвечающие за распространение информации на большие аудитории.

Микрофакторы – детерминанты социализации, относящиеся к воспитанию и обучению в малых группах (трудовом коллективе, учебном заведении, религиозной организации).

Самым значимым в социализации личности — выступает историческое развитие страны, группы, общности, коллектива. На каждом этапе развития общества вытекают разные требования к личности. Так, зачастую встречается информация о том, что индивид мог себя обрести и полностью осознать только в рамках определенного коллектива.

В стабильные времена развития общества, более адаптированными к социуму были индивиды, в которых преобладали ориентации на групповые ценности, тогда как в переломные, кризисные исторические моменты активизировались различные типы людей. Одними были те, у кого одновременно преобладали индивидуальные и общечеловеческие притязания, другими – те, кто спасался от общественных кризисов, используя привычные для них стереотипы ориентации на групповые нормы, присущие стабильному развитию общества.

При обстоятельствах общественного кризиса преобладание второго типа ведёт к поиску «внешних» врагов, отстранению всех чужих, кто приближается к группе, предпочитая свою (национальную, возрастную, территориальную, профессиональную) группу. Существенно значимыми также являются индивидуально-личностные факторы.

Со стороны психологии, процесс социализации не может быть простым и механическим отражением испытанного человеком социального опыта. Процесс усвоения такого опыта субъективен. Одни социальные ситуации могут совсем по-разному переживаться разными индивидами, поэтому каждая личность может выносить из одинаковых ситуаций совершенно разный социальный опыт.

Предлагаем ознакомиться  Причины остановки дыхания при засыпании

Общественный кризис характеризуется нарушением стабильных условий жизни общества, сбоем присущей ему системы ценностей, отчуждением людей, повышением эгоизма. Особенно негативному воздействию общественного кризиса подвержены: дети подросткового возраста, молодые люди на пути становления личности, люди среднего возраста и пожилые люди.

Люди, наиболее развитые, не воспринимают навязываемые им взгляды, они формируют собственную, независимую и отличную от общественно принятой, систему ценностей. Но это также не означает, что подавляющее большинство лиц среднего возраста невосприимчивы к глобальным изменениям, происходящим в обществе.

Формы социализации

Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.

Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).

Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.

Воспитание  — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.

Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.

Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.

Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.

Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector