ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ | Социальная сеть работников образования

. Понятие «воля». Функции воли

Во́ля—свойствочеловека,
заключающееся в его
способности сознательноуправлятьсвоей психикойипоступками.
Проявляется в достижении сознательно
поставленных целей.

 К
волевым качествам часто относят
мужество, настойчивость, решительность,
самостоятельность, терпение, самообладание
и другие. Понятие во́ля очень тесно
связано с понятием свобода.

Волевая
деятельность состоит из определенных
действий, в которых содержатся все
признаки и качества воли. Они бывают
простыми и сложными.

Функции
воли:

Стимулирующая
функция обеспечивается
активностью человека .Активность
порождает действие в силу специфики
внутренних состояний человека, которые
возникают в момент самого действия.

Тормозная
функция проявляется
в сдерживании нежелательных проявлений
активности. Эта функция чаще всего
выступает в единстве со стимулирующей.
Человек способен тормозить возникновение
нежелательных мотивов, выполнение
действий, поведения, которые противоречат
представлениям о образце, эталоне и
осуществление которых может поставить
под сомнение или повредить авторитету
личности.

. Механизмы межличностной перцепции

К
механизмам межличностной перцепции
относят механизмы

1)
познания и понимания людьми друг
(иденти¬фикация, эмпатия, атракция).

2)
самого себя (рефлексия) в процес¬се
общения

3)
обеспечивающие прогнозирование
поведения партнера по общению (каузальная
атрибуция).

  1. Идентификация
    — это способ познания другого человека,
    при котором предположение о его
    внутреннем состоянии строится на
    ос¬нове попытки поставить себя на
    место партнера по общению. То есть
    происходит уподобление себя другому.
    При идентификации с другим познаются
    его нормы, ценности, поведение, вкусы
    и привычки.

  2. Эмпатию
    определяют как эмоциональное
    вчувствование или со¬переживание
    другому. Через эмоциональный отклик
    мы пониманием внутреннего состояния
    другого. Эмпатия основана на умении
    пра¬вильно представлять себе, что
    происходит внутри другого человека,
    что он переживает, как оценивает
    окружающий мир. Известно, что эмпатия
    тем выше, чем лучше человек способен
    представить себе, как одно и тоже
    событие будет воспринято разными
    людьми, и нас¬колько он допускает право
    на существование этих разных точек
    зре¬ния.

  3. Аттракция
    (дословно — привлечение) представляет
    собой фор¬му познания другого человека,
    основанную на формировании по отно¬шению
    к нему устойчивого позитивного чувства.
    В данном случае понимание партнера по
    общению возникает благодаря формирование
    по отношению к нему привязанности,
    дружеского или более глубокого
    интимно-личностного отношения

  4. Рефлексия
    — это механизм самопознания в процессе
    общения в основе которого лежит
    способность человека представлять
    то, как он воспринимается партнером
    по общению.

  5. Каузальная
    атрибуция — механизм интерпретации
    поступков и чувств другого человека
    (казуальной атрибуции — приписывание
    причин).

. Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения

Межличностное
восприятие синоним — социальная
перцепция) представляет собой сложный
процесс: а) восприятия внешних признаков
других людей; б) последующего соотнесения
полученных результатов с их действительными
личностными характеристиками; в)
интерпретации и прогнозирования на
этой основе возможных их поступков и
поведения.


В
социальном восприятии в целом всегда
присутствует оценка других людей и
формирование отношения к ним в
эмоциональном и поведенческом плане,
в результате чего и осуществляется
построение их собственной стратегии
деятельности.

Обычно
выделяют четыре основные функции
межличностного восприятия:

• 
познание
себя, являющееся начальной базой для
оценки других людей;

• 
познание
партнеров по взаимодействию, дающее
возможность сориентироваться в
социальном окружении;

• 
установление
эмоциональных отношений, обеспечивающее
выбор наиболее надежных или
предпочтительных партнеров;

В
ходе социального восприятия формируются
образы-представления о себе и партнерах,
имеющие свои особенности. Во-первых,
их содержательная структура соответствует
многообразию свойств человека. В ней
обязательно присутствуют

компоненты
внешнего облика, которые прочно
связываются с характерными
психологическими чертами его личности.
Например: «умные глаза», «волевой
подбородок», «добрая улыбка» и т.п.
Это не случайно, так как путь к
внутреннему миру партнера познающий
его человек прокладывает через
поведенческие сигнаты о состоянии и
особенностях воспринимаемого.
Конституциональные признаки внешнего
облика и своеобразие его оформления
одеждой и косметикой играют роль
эталонов и стереотипов
социально-психологической интерпретации
личности.

Во-вторых,
другая особенность этих образов
заключается в том, что взаимопознание
направлено в первую очередь на понимание
тех качеств партнера, которые наиболее
значимы в данный момент для участников
взаимодействия. Поэтому в
образе-представлении о партнере
выделяются обязательно доминирующие
качества его личности.

Эталоны
и стереотипы взаимного познания
формируются через общение с
непосредственным окружением человека
в тех общностях, с которыми он связан
жизнью. Прежде всего это семья и этнос,
которые пользуются культурно-исторической
спецификой деятельности и поведения
людей. Вместе с этими шаблонами
поведения человек усваивает
политико-экономические, социально-возрастные,
эмоционально-эстетические,
профессиональные и другие эталоны и
стереотипы познания человека человеком.

Практическое
назначение взаимных представлений
партнеров заключено в том, что понимание
психологического облика личности
является исходной информацией для
определения тактики своего поведения
по отношению к участникам взаимодействия.
Это означает, что эталоны и стереотипы
взаимопознания выполняют функцию
регуляции общения людей. Положительный
и отрицательный образ партнера
закрепляет отношение той же
направленности, снимая или возводя
психологические барьеры между ними.
В расхождениях взаимных представлений
с самооценками партнеров скрыты
причины психологических конфликтов
когнитивного плана, которые время от
времени перерастают в конфликтные
отношения между взаимодействующими
людьми.

Предлагаем ознакомиться  Деловое общение — Студопедия

Эффект
первичности состоит в том, что вероятность
припоминания нескольких первых элементов
однородного материала более высока,
чем средних (при этом чем объемнее
предъявляемый материал и чем выше темп
его предъявления, тем меньшее количество
первых элементов припоминается).

Эффект
ореола — это распространение первичной
общей оценки человека (людей) на восприятие
его (их) поступков и личностных качеств.
Так, если первое впечатление о человеке
(людях) в целом благоприятно, то в
дальнейшем все его (их) поведение, черты
и поступки начинают переоценивать в
положительную сторону.

В них вьщеляют
и преувеличивают лишь положительные
моменты, а отрицательные как бы
недооценивают или вообще не замечают.
Если же общее первое впечатление о
каком-либо человеке (людях) оказалось
отрицательным, то даже положительные
его (их) качества и поступки в последующем
не замечают либо недооценивают на фоне
гипертрофированного внимания к
недостаткам.

Эффект
новизны при восприятии людьми друг
друга заключается в том, что по отношению
к знакомому человеку наиболее значимой
оказывается последняя, т.е. более новая
информация о нем. А по отношению к
незнакомому человеку более значима
первая информация

62предмет и задачи инженерной психологии

Инженерная
психология – это отрасль психологической
науки, которая изучает закономерности
взаимодействия человека и техники с
целью использовать данные закономерности
для создания систем «человек-машина-среда»
(СЧМС).


Задачи:

  1. Участие
    в конструировании техники и организации
    технологических процессов.

  2. Профессиональный
    отбор людей с необходимым уровнем
    профессионально важных качеств для
    работы со сложными техническими
    системами.

  3. Профессиональная
    подготовка человека-оператора.

Особенности
инженерной психологии: имеет двойственный
характер:

  1. Изучает
    проявления психики человека при
    взаимодействии с техникой.

  2. Имеет
    ярко выраженный технический характер.

64характеристика систем чмс

СЧМС
включает в себя:

  1. Техническое
    устройство

  2. Человека-оператора
    – это человек, осуществляющий трудовую
    деятельность посредством информационных
    систем и органов управления.

  3. Внешняя
    среда.

СЧМС
являются:

  1. Сложными
    динамическими системами.

  2. Целеустремлёнными
    системами (обусловлено включением в
    них человека).

  3. Адаптивными
    системами (благодаря гибкости и
    пластичности человека).

Классификация
СЧМС:

◙ По
целевому назначению


Обслуживающие.


Исследовательские


Обучающие


Управляющие (большой класс)

◙ По
характеристикам человека


Моносистемы


Полисистемы

◙ По
характеристикам техники


Простые


Сложные


Система-комплекс (очень сложные)

◙ По
характеристикам взаимодействия человека
и техники


Непрерывное

♠ Эпизодическое

65особенности деятельности человека-оператора

Особенности
деятельности человека-оператора:

  1. Опосредованное
    восприятие внешнего мира и управляемого
    объекта.

  2. Кодирование
    информации на средствах её отображения
    затрудняет формирование адекватного
    образа объекта и ситуации.

  3. Передача
    ряда функций автоматическим устройствам
    повышает значимость контроля за их
    работой.

  4. Управление
    разнокодовой информацией.

Предлагаем ознакомиться  Психология отношений между мужем и женой

Из
всего этого следует – специфика
деятельности человека-оператора
формирует предрасположенность его к
информационному стрессу.

66особенности практического мышления

Б.М.
Теплов назвал мышление, включенное в
практическую деятельность оперативным
или практическим мышлением. Особенности:

1.
Непосредственно включено в трудовую
деятельность и результаты тут же
подвергаются проверке.

2.
Создаётся план операции, который
соотносится с реальными объектами или
процессами.

3.
Почти всегда имеется лимит времени,
создающий невозможность выдвижения и
проверки нескольких гипотез.


Функции
оперативного мышления

  1. Планирование

  2. Контроль
    и регулирование

  3. Диагностика

  4. Решение
    задач по устранению резких отклонений
    от новмы в управляемых процессах.

67средства деятельности человека-оператора

Средства
деятельности человека-оператора

  1. Средства
    отображения информации.

♦ По
модальности сигнала

  1. Визуальные

  2. Акустические

  3. Тактильные

♦ По
функциям выдаваемой информации

  1. Ситуативная

  2. Командная

♦ По
форме сигнала

  1. Абстрактные

  2. Изобразительные

  1. Органы
    управления – используются для

♦ Ввода
командной информации

♦ Установки
требуемых режимов работы

♦ регулировки
параметров

♦ вывода
информации

  1. Вспомогательные
    средства

Вопрос 49 классификация групп


Группа
– это ограниченная в размерах общность
людей, выделяемая из социального целого
на основе определённых признаков.

По
размеру группы бывают:

а)
Большие.

б)
Средние – социальные классы, партии,
организации.в) Малые группы – 2 – примерно
50 человек.

Вопрос 50 групповая динамика. структура малой группы.


Групповая
динамика – это совокупность внутригрупповых
процессов, которые характеризуют весь
жизненный цикл группы.

Этапы
развития группы:

-Этап
проверки и зависимости.

-«Внутригрупповой
конфликт» (отсутствует групповое
единство, участники стремятся навязать
свою позицию, модель поведения)

-Развитие
групповой сплочённости (складываются
нормы и ценности группы)

-Функционально-ролевая
соотнесённость (Образуется статусно-ролевая
структура группы, распределяются задачи)

Структура
малой группы – это совокупность связей
или отношений, которые складываются
между индивидами:
= Формально-статусная
(доминирование и подчинение)

= Социометрические
отношения (Симпатии и антипатии в группе)

= Коммуникативные
связи и отношения (потоки информации)

= Ролевые
отношения

Вопрос 51 личность в группе: конформизм лидерство социальные роли.

Социальная
роль – это нормативно заданный и
коллективно-одобряемый образец поведения,
ожидаемый от конкретного члена группы.


Виды
социальных ролей:


Формальные
(статус, профессия, официальное положение
в группе).


Неформальные
(спонтанно складываются в процессе
групповой жизнедеятельности)

Группа
всегда оказывает давление на членов, и
по реакции на давление выделяют:


Конформисты
(принимают мнение большинства, подчиняются,
умывают руки) Конформизм имеет 2 подвида:


Внешнее подчинение


Внутреннее подчинение (мнение группы
воспринимается как собственное даже
вне группы)


Нонконформисты
(Способны противостоять мнению
большинства)


Социальная
роль – это нормативно заданный и
коллективно-одобряемый образец поведения,
ожидаемый от конкретного члена группы.

Виды
социальных ролей:

-Формальные
(статус, профессия, официальное положение
в группе).

-Неформальные
(спонтанно складываются в процессе
групповой жизнедеятельности)

Группа
всегда оказывает давление на членов, и
по реакции на давление выделяют:

— Конформисты
(принимают мнение большинства, подчиняются,
умывают руки) Конформизм имеет 2 подвида:


Внешнее подчинение


Внутреннее подчинение (мнение группы
воспринимается как собственное даже
вне группы)

— Нонконформисты
(Способны противостоять мнению
большинства)

Ли́дер
— лицо в какой-либо группе (организации),
пользующееся большим, признанным
авторитетом, обладающее влиянием,
которое проявляется как управляющие
действия. Член группы, за которым она
признает право принимать ответственные
решения в значимых для нее ситуациях,
то есть наиболее авторитетная личность,
играющая центральную роль в организации
совместной деятельности и регулировании
взаимоотношений в группе.

В
психологии приняты различные классификации
лидеров:

по
содержанию деятельности (лидер-вдохновитель
и лидер-исполнитель);по характеру
деятельности (универсальный лидер и
ситуативный лидер);по направленности
деятельности (эмоциональный лидер и
деловой лидер) и т. д. Лидер может быть
одновременно и официальным руководителем
группы.
Различают:
-формальное
лидерство — процесс влияния на людей
с позиции занимаемой должности;

-неформальное
лидерство — процесс влияния на людей
при помощи своих способностей, умения
или других ресурсов.

Выделяют
стили лидерства:

-Авторитарный
— установление жёсткой дисциплины,
чёткое распределение обязанностей,
лидер не вступает в дискуссии, не
прислушивается к мнению группы, навязывает
свое мнение.

-Демократичный
— лидер советуется с коллегами,
прислушивается к их аргументам, поощряет
их инициативу, ориентируется на мнение
группы, часть полномочий делегирует
другим членам группы.

Предлагаем ознакомиться  Вы точно человек?

-Либеральный
— лидер не предъявляет никаких требований
к членам группы, ни на что не настаивает,
принимает все предложения членов группы,
не конфликтует. Группа практически не
организованна, разобщена, функциональные
обязанности в группе распределяются
хаотично.

Вопрос 53 понятие конфликта. классификация конфликта.


Конфли́кт
— наиболее острый способ разрешения
противоречий в интересах, целях, взглядах,
возникающий в процессе социального
взаимодействия, заключающийся в
противодействии участников этого
взаимодействия, и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями, выходящий за
рамки правил и норм.

Виды
конфликтов

Внутриличностный
конфликт


Межличностный
конфликт

Внутригрупповой
конфликт

Межгрупповой
конфликт


Социальный
конфликт

Межклассовый
конфликт

Внутриорганизационный
конфликт

Межэтнический
конфликт


Педагогический
конфликт

Вопрос 54 элементы конфликта

ЭЛЕМЕНТЫ
КОНФЛИКТА – структурные составляющие
конфликта как системы. Конфликт является
сложным объективно-субъективным
образованием. Поэтому среди Э. к. выделяют
объективные и субъективные. К объективным
Э. к. относятся оппоненты, объект и
предмет конфликта, группы поддержки,
др. участники, те составляющие микро–
и макросреды, в пределах которых
происходит конфликт.

Основными
субъективными, т. е. психологическими,
Э. к. являются устремления (цели, мотивы)
сторон, стратегии и тактики их поведения,
а также их информационные модели
конфликта. Среди Э. к. можно выделить
те, которые оказывают на развитие
конфликта гораздо более значительное
влияние по сравнению с др. элементами.

Такие значимые элементы называются
компонентами конфликта. Э. к. является
не любая составляющая часть конфликта,
а только та, которая образует его
подструктуру. Напр., должность, которую
занимает первый оппонент в межличностном
организационном конфликте, является
элементом не конфликта в целом, а
элементом первого оппонента как системы.

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение понятия общения.
  2. Как трактуется общение в разных науках?
  3. В чем проявляются отличия изучения общения в педагогике и психологии?
  4. Что такое «педагогическое общение»?
  5. Как трактует общение А.А. Леонтьев?
  6. Назовите и дайте характеристику основных функций педагогического общения.
  7. В чем проявляется направленность педагогического процесса?
  8. Что характерно, по Е.А. Климову, для представителей профессии «человек — человек»?
  9. Назовите основные модели педагогического общения.
  10. Чем отличается учебно-дисциплинарная модель общения от личностно-ориентированной?
  11. Что характерно для авторитарного типа коммуникации?
  12. Какие стороны общения обычно выделяются в социальной психологии?
  13. В чем особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе?
  14. Чем отличается перцептивная сторона педагогического общения от интерактивной?
  15. Назовите основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе и дайте их характеристику.
  16. Чем отличается децентрация от идентификации?
  17. Какие группы социально-перцептивных стереотипов выделяет А.А. Реан? Как их можно учитывать в учебном процессе?
  18. Как проявляются антропологические стереотипы?
  19. Чем отличаются социально-статусные стереотипы от социально-ролевых?
  20. Назовите основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.
  21. В чем суть эффекта «ореола»?
  22. Чем отличается эффект «проецирования» от эффекта «первичности»?
  23. Что такое коммуникативный барьер?
  24. Назовите основные группы барьеров педагогического общения.
  25. К какой группе барьеров относятся барьеры неправильной установки сознания?
  26. Какие группы личностных качеств учителя определяют эффективность педагогического общения?
  27. Назовите основные показатели личностного плана.
  28. Что такое коммуникативные способности?
  29. Какие группы умения можно выделить на основе трехстороннего анализа общения?
  30. Какие умения включают в себя умения межличностной коммуникации?
  31. В чем суть перцептивных умений?
  32. Охарактеризуйте разные стили педагогического общения.
  33. Как влияет характер педагогического общения на психическое развитие учащихся?
  34. Что такое дидактогения?

Словарь терминов

  1. Дидактогения
  2. Идентификация
  3. Коммуникативные способности
  4. Коммуникативный барьер
  5. Общение
  6. Педагогическое общение
  7. Стеоротип
  8. Эмпатия
  9. Эффект «ореола»
  10. Эффект «проецирования»
  11. Эффект «первичности»

Темы курсовых работ и рефератов

  1. Проблема общения в психологии.
  2. Междисциплинарный подход к общению.
  3. Педагогическое общение глазами психологов.
  4. Основные функции педагогического общения.
  5. Основные модели педагогического общения.
  6. Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.
  7. Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе, их характеристика.
  8. Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе.
  9. Основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.
  10. Барьеры педагогического общения.
  11. Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения.
  12. Коммуникативные способности.
  13. Базовые умения профессионального общения учителя.
  14. Стили педагогического общения.
  15. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся.
  16. Дидактогения как психолого-педагогическая проблема.
Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector