Трансперсональная психология — это… Что такое Трансперсональная психология?

Основные идеи трансперсональной психологии

Существует бессознательный компонент в структуре психики человека. Бессознательное действует на поведение, мысли и на всю жизнь человека. Как и психоаналитическое направление, трансперсональная психология предполагает, что в бессознательный пласт психики человека включены различные события жизни, которые были вытеснены из сознания в силу различных причин.

Недвойственность (целостность): трансперсональная психология призывает обращать внимание на неразделимость духовного и психологического взглядов на человека. Но первостепенное значение данное психологическое направление отводит духовности.

Трансперсональная психология считает что изучает сознание, которое способно в определенных состояниях выходить за границы своего обычного состояния, за границы своего Эго. Такое расширение границ Эго, якобы происходящее в момент погружения человека в измененные состояния сознания, приводит к высвобождению человека, его оздоровлению и приобретению целостности.

Использование различных техник и практик, для обращения человеком внимания на свой внутренний мир. Испытывая определенные трансперсональные переживания, человек претерпевает изменения, которые помогают ему находить себя, ощущать целостность с миром, разрешать свои экзистенциальные проблемы.

История возникновения

Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу). Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.

Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент. С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания.

Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека. Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» — выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.

Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала.

Предлагаем ознакомиться  Как заставить мужчину бегать за женщиной

Майкл уошберн и станислав гроф

Майкл Washburn представляет модель человеческого развития, информируются посредством психоанализа, теории объектных отношений и глубинной психологией юнгианской точки зрения. В контексте трансперсональной психотерапии подход Washburn был описан как «пересмотр Юнга аналитической психологии». В то , что описывается как его плодотворную работу, Эго и Dynamic Ground: трансперсональной теории развития (1988/1995) , он представляет собой «динамическую-диалектическая модель развития». Модель обновляется в последующих публикациях, такие как воплощенная духовность в священном мире (2003).

Согласно Washburn трансперсональному развитию следует принципам спирали пути. Центральное место в его модели является понимание динамической земли; глубокий уровень бессознательного, с духовными качествами, что человек находится в контакте с в доличностной стадии развития. По мнению комментаторов Washburn описывает три стадии развития человека; предварительно личный, персональный и трансперсональный, также, как описано; предварительно эгоические, эгоические и транс-эгоический.

В предварительном этапе (до 5 лет) ребенок интегрируются с динамической землей. Позже в жизни этот контакт ослабевает, а доличностная стадия сопровождается новым этапом развития, когда эго диссоциируют от динамической земли. Это происходит в процессе репрессий, и знаменует собой этап взрослой жизни, и ментального эго (эгоическая этап)

Однако, позже в жизни есть возможность повторной интеграции с динамической землей, транс-эгоической стадией. По Washburn это трансперсональная развитие требует своего рода разворот, или возвращаясь к динамической земле, для того, чтобы эго интегрироваться с его бессознательной динамикой. Этот аспект модели Wasburn в описывается комментаторами как «возвращение прежде чем выше идти вперед».

Washburn противопоставил свою собственную точку зрения, которую он называет спирально-динамическим, к теории развития Кена Уилбера, который он называет структурно-иерархической. Отличающиеся мнения Washburn и Уилбер упоминаются несколько комментаторов.

Станислав Гроф, с другой стороны, работает с картографией, состоящей из трех видов территорий: царство сенсорного барьера и личная бессознательная (описанный психоанализ), перинатальная или рождения связанной Realm (организационные принципы для психики), и трансперсональная сфера. Согласно этой точке зрения надлежащего взаимодействия с первыми двумя сферами создает основу для подъема на третий, трансперсональной, области.

Его ранняя терапия, и исследование было проведено с помощью психоделических веществ, таких как диэтиламид лизергиновой кислоты (LSD), псилоцибин, мескалин, дипропиловый-триптамина (ДПТ) и метилен-диокси-амфетамина (MDA). Позже, когда ЛСД был запрещен, Грофы разработали другие методы лечения, такие как холотропное дыхание.

Предлагаем ознакомиться  Cоветы, как быстро снять физическую и эмоциональную усталость

Его ранние находки, которые были основаны на наблюдениях исследований ЛСД, обнаружили четыре основных типа событий, которые, по мнению Грофа, соответствуют уровням в человеческом бессознательном: (1) Аннотация и эстетического опыта; (2) Психодинамический опыт; (3) Перинатальные переживания; (4) трансперсональные переживания.

Гроф возвращается ко многим из этих результатов в более поздних книгах. Психодинамические уровни, которые соответствуют теории Зигмунда Фрейда, является область биографических воспоминаний, эмоциональных проблем, нерешенных конфликтов и фантазии. Перинатальные уровни, соответствующие теории Отто Ранк, является область физической боли и страданий, смерти и смерти, биологическое рождение, старение, болезни и дряхлости.

Трансперсональные уровни, соответствующие теории К. Г. Юнга, является областью ряда духовного, паранормального и трансцендентального опыта, в том числе ЭЦНЫ явлений, эго трансценденции и других состояний расширенного сознания. Для того, чтобы привести структуру психодинамических и перинатальные уровни Гроф вводят два регулирующих системы или организационные принципы: коэкструзии-система, которая является руководящей системой психодинамического уровня, и Basic перинатальной матрица, которые представляют этапы родильных и являются регулирующая систему перинатального уровня.

Гроф применяется регрессионными режимы терапии (первоначально с использованием психоделических веществ, а затем с другими методами) в целях получения большей психологической интеграции. Это привело к конфронтации конструктивных и деконструктивистскими моделей процесса, ведущего к подлинному психического здоровья:

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности. Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:

  1. Сознание безгранично, подобно космосу.
  2. Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
  3. Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
  4. Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
  5. Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.

Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.

Трансперсональная психология с.грофа (метод холотропного дыхания)

Ученый занимался исследованием проникновения в бессознательную часть человеческой психики в измененном состоянии сознания. Данное погружение осуществлялось с помощью психоделических средств. В дальнейшем, когда психоделики оказались запрещенными, автор разработал новый метод входа в измененное состояние сознания – холотропное дыхание.

С. Гроф обнаружил, что существует несколько барьеров, с которыми сталкивается человек, перед тем как выйти на уровень бессознательного (с помощью ЛСД или с помощью метода холотропного дыхания) [2]:

  1. сенсорный барьер : при проникновение в бессознательное, сначала активируются органы чувств;
  2. индивидуальное бессознательное: воспоминания из прошлого, то, что вытеснено из сознания (например, неразрешенный конфликт, психотравмы);
  3. «перинатальные матрицы»: переживание смерти и нового рождения;
  4. трансперсональная область психики: взаимосвязь человека с космосом, в этот момент сознание человека выходит за пределы пространства и времени.
Предлагаем ознакомиться  Вы точно человек?

Гроф утверждал, что большинство проблем в жизни человека (межличностных, внутриличностных и психосоматических) связаны с одним из представленных уровней и коренятся на одном из них. Поэтому для того, чтобы решить свои проблемы, человеку необходимо встретиться и пережить их на одном из этих уровней. Для этого и был разработан метод холотропного дыхания.

Суть метода заключается в частом глубоком дыхании, в результате которого человек выходит в измененное состояние сознания и видит галюцинации. Постепенно якобы активизируется внутренний поток «энергии», при этом задача человека идти за этим потоком. Человек поддается всему приходящему: издает звуки, принимает различные непроизвольные позы, испытывает различные эмоции. Таким образом, весь якобы накопившийся в подсознании, мешающий человек жить материал, высвобождается и человек освобождается (расслабляется).

Трансперсональная психотерапия

Ранние вклады в области трансперсональной психотерапии включает в себя подход Уолша и Vaughan. В их чертах трансперсональной терапии они подчеркивают, что цели терапии включают в себя как традиционные результаты, такие как облегчение симптомов и изменение поведения, а также работа на трансперсональную уровне, которые могут выходить за пределами психодинамических вопросов.

Ряд авторов в области представили интеграции западной психотерапии с духовной психологии, среди них Стюарт Sovatsky и Брант Кортрайт. В переформулировке западной психотерапии Sovatsky рассматриваются вопросы времени, темпоральность и сотериология с точки зрения восточной / западной психологии и духовности.

Кортрайт, с другой стороны, рассмотрел поле трансперсональной психотерапии и основные трансперсональные модели психотерапии, в том числе Уилбера, Юнг, Washburn, Грофы и Али, а также экзистенциальных, психоаналитических и объемно-центрированные подходов. Он также представляет собой объединяющую теоретическую основу для области трансперсональной психотерапии, и определяет размерность человеческого сознания, как центральное место в трансперсональной области.

Он также рассматривает клинические вопросы, связанные с медитацией, духовным кризисом, и измененными состояниями сознания. По мнению комментаторов Кортрайт бросает вызов традиционной точки зрения, трансперсональной психологии, что проработка психологических проблем необходима для продвижения по духовному пути. Вместо этого он предполагает, что эти две линии развития переплетены, и что они выходят на первый план с смещения акцента.

В современном психоанализе было высказано предположение, что с клинической точки зрения, постулирующей трансцендентное измерение человеческого опыта теоретически необходимо в содействии нередуктивных подходов к терапии.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector