Откуда комплекс неполноценности у ребенка? Малыш зеркалит наши комплексы, как распознать и повысить самооценку у ребенка?

Содержание
  1. Неконструктивная критика ребёнка
  2. «Посмотри, как Вася хорошо справился»
  3. Гиперопека
  4. Публичные замечания
  5. 5 причин низкой самооценки ребёнка
  6. Будьте внимательны к словам-ярлыкам
  7. Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)
  8. Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)
  9. Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)
  10. Как и когда формируется самооценка в детском возрасте
  11. Как повысить самооценку и уверенность ребенку
  12. Какая самооценка у моего ребенка
  13. Методы и приемы коррекции заниженной самооценки
  14. На самооценку ребенка влияет несколько факторов.
  15. Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)
  16. Признаками заниженной самооценки являются:
  17. Признаки заниженной самооценки
  18. Примеры позитивных посланий ребенку:
  19. Причины формирования заниженной самооценки
  20. Простые способы повысить самооценку ребенка
  21. Психологический тест «лестница самооценки» для детей — как провести?

Содержание

Неконструктивная критика ребёнка

Это когда родители говорят только о его недочетах, не замечая того, что он сделал хорошо. А также, если они не объясняют, КАК конкретно ребёнок может исправить и улучшить свой результат/работу и т.д.

«Посмотри, как Вася хорошо справился»

Не ставьте ребенку в пример других детей! Это вообще его никак не мотивирует, а только обижает и заставляет сомневаться в вашей любви.

Гиперопека

Не делайте за ребенка то, что он уже может сам и не вмешивайтесь без надобности, когда он пытается чем-то овладеть самостоятельно. Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны и им не стоит даже пытаться.

Публичные замечания

Если хотите сделать замечание ребенку, сделайте его приватно, без свидетелей. Не нужно «на людях» стыдить и критиковать его – это унизительно и сильно «бьет» по его самооценке.

5 причин низкой самооценки ребёнка

Некоторые слова и действия родителей могут очень негативно влиять на самооценку ребенка.

Будьте внимательны к словам-ярлыкам

Ярлыки иногда «прилепляются» к ребенку в семье: «Капризуля», «Рева-корева», «Плакса-вакса», «Злюка», «Драчун», «Неряха» и т.д. Все они негативно сказываются на самооценке ребенка и имеют нежелательные отдаленные последствия.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.
Предлагаем ознакомиться  Заболевания вызывающие остановку дыхания во сне

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

https://www.youtube.com/watch?v=subscribe_widget

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.

Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

Как и когда формируется самооценка в детском возрасте

В раннем возрасте малыш действует необдуманно, не прогнозируя результатов своих действий, лишь под влиянием сиюминутного желания.

На этом этапе родители начинают формировать будущую самооценку с помощью ограничивающих фраз: «Ай!», «Нельзя», «Больно» и демонстрируют ребенку возможные последствия.

Постепенно возникает целенаправленность, зависимость от ситуации. Ребенок начинает выполнять более сложные словесные инструкции и получает за это поощрение или наказание.

Как повысить самооценку и уверенность ребенку

В зависимости от возраста ребенка, в котором обнаружена проблема с самооценкой и уверенностью в себе, применяются разные тактики поведения и методы:

  • похвала за успехи и достижения
  • сведение к минимуму, а лучше искоренение привычки криком решать любые проблемы
  • перестать обсуждать поведение ребенка, сравнивать его с другими, вешать ярлыки
  • наказывать экологично — без физического и эмоционального насилия
  • советоваться и иногда делать так, как говорит ребенок
  • просить прощения у малыша
  • обогатить свою речь добрыми словами, выражающими ваши эмоции и подчеркивающими важность и значимость ребенка в вашей жизни
  • регулярно разговаривать и проводить время вместе не у экранов телевизора и компьютера, а на природе
  • никогда не обманывать ребенка, объяснять что-либо так, чтобы он понял
  • устраивать детские праздники с приглашением малышей домой
  • давать право самостоятельно действовать ребенку, доверять ему
  • быть доступным для общения в любое время
  • развивать таланты и способности дитя
  • заинтересовать заниматься спортом
  • внимательно изучать психологические особенности личности ребенка — холерику обеспечить общение с другими детьми, меланхолику давать право на общение самим с собой
  • принимать дитя таким, какой он есть, без возложения чрезмерных ожиданий
  • давать право на совершение ошибок
  • не занимать позицию Бога с целью все контролировать
  • пойти к психологу родителю, ребенку или обоим одновременно. Свежий взгляд специалиста чаще намного быстрее увидит корни проблемы, чем мамин зашоренный глаз от будней.

Самое действенное средство для повышения низкой самооценки у ребенка — это любовь родителя. Не эгоистичная и ожидающая бонусов в будущем, а бескорыстная божественная всепрощающая любовь.

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Предлагаем ознакомиться  Центр Мир психологии | Консультация психолога по скайпу

Неутрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Методы и приемы коррекции заниженной самооценки

  • Хвалить ребенка необходимо правильно. Поводом для похвалы могут становиться конкретные достижения, а не красота, здоровье ребенка и его природные способности. Из жалости хвалить ребенка не следует;
  • Просите у ребенка совета или помощи как у равного, чтобы он осознал свою значимость;
  • Поощряйте инициативность ребенка и поддерживайте его стремление к достижениям;
  • Не сравнивайте его с другими людьми. Правильнее будут сравнения его с ним же в прошлом с выделением роста и изменений в лучшую сторону;

На самооценку ребенка влияет несколько факторов.

  • Форма взаимодействия родителей с ребенком может привести к заниженной самооценке. Родители вкладывают в ребенка много собственных ресурсов, формируют свои ожидания, но часто критикуют ребенка. Это делает его уязвимым перед негативными оценками окружающих и сверстников;
  • Отсутствие у ребенка опыта и достижений также не способствует формированию нормальной самооценки. Для повышения самооценки хорошо помогает спорт. Он развивает уверенность в своих силах, учит самодисциплине. Сферу, где ребенок сможет проявить себя, необходимо искать, ориентируясь на его таланты. Это может быть физика, декоративные искусства. Главное, чтобы были небольшие достижения, ощущение движения вперед.

Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)

У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все» и «отличаться чем–то от всех, быть лучше». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.

  • Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
  • Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
  • Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.

Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон.

Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.

Признаками заниженной самооценки являются:

  • высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;
  • высокая чувствительность к критике, обидчивость;
  • нерешительность и страх совершить ошибку;
  • боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;
  • необоснованное чувство вины;
  • пессимизм и меланхоличность;
  • враждебность и беспричинная защитная позиция к окружающим.
Предлагаем ознакомиться  Обморок: понятие, какие бывают виды, как определить признаки, первая помощь при обморочном состоянии.

Ребенок с заниженной самооценкой всячески старается получить признание окружающих, считая его критерием оценки собственной личности.

Признаки заниженной самооценки

Заниженную самооценку у ребенка формируют внешние и внутренние факторы, в том числе внешность, вес, индивидуальные особенности психики, социальный статус родителей, количество достижений, оценки окружающих.

Примеры позитивных посланий ребенку:

1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера:

«Мне нравится, что ты такой (далее выбираете, что подходит по ситуации): любознательный, добрый, умный, ласковый, упорный, старательный, заботливый, смелый и т.д.»;

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие:

«Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

3. Говорите ему слова благодарности:

«Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;

4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка:

«Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».

Казалось бы – такие простые простые вещи, правда?

Но многие взрослые забывают об этом ((

Причины формирования заниженной самооценки

Проблемы с самооценкой ярче всего проявляют себя с 13 до18 лет в период переходного возраста. Особенно остро они переживаются в больших городах с интенсивным темпом жизни.

В больших городах люди существуют в условиях жесткой конкуренции. Дети с самого раннего возраста ориентированы на достижения, которые высоко поощряются социумом. Изучение языков, оценки в школе, победы на олимпиадах, участие во всевозможных соревнования становятся критериями успешности ребенка.

Простые способы повысить самооценку ребенка

Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа.

Важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова.

Психологический тест «лестница самооценки» для детей — как провести?

Прежде чем понять, как воспитать ребенка уверенным в себе, важно разобрать и в том, на каком уровне у него находится самооценка. Помочь разобраться в этом поможет очень простой психологический тест «Лестница самооценки».

Итак, на листке бумаги нарисуйте десять ступенек и попросите ребенка указать, где он находится:

Использовать тест можно для детей с трех лет.

Ребенку обязательно объясните, что на самых низких ступеньках стоят плохие детки (злые и жадные), а на второй — получше. На самой верхней ступени находятся дети, которые делают все лучше всех.

Главное, чтобы ребенок вас правильно понял. Поэтому, когда вы расскажете, то переспросите, что ему понятно. Ну а потом уже попросите поставить себя на ту или иную ступеньку.

Соответственно, чем ниже ребенок себя ставит, тем ниже самооценка. Однако, ступени 4-7 считаются нормой. То есть, ваш ребенок обладает адекватной самооценкой.

Для детей завышенной самооценкой считается оценка от седьмой ступени, но при этом, для самых маленьких об этом можно говорить, если они ставят себя на самую верхнюю ступень.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector