Виды, уровни, функции межличностного общения

Что изучает социальная психология?

Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:

  • Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
  • Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
  • Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.

Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.

. Аффективно-экзальтированный тип.

Человека данного
типа акцентуации характера можно узнать
по свойственной ему высокой контактности,
словоохотливости, влюбчивости. Такие
люди часто спорят, но не доводят дело
до открытых конфликтов. В конфликтных
ситуациях они бывают как активной, так
и пассивной стороной. Вместе с тем
привязаны и внимательны к друзьям и
близким.

Они альтруистичны,
имеют чувство сострадания, хороший
вкус, проявляют яркость и искренность
чувств. Отрицательные черты: паникерство,
подверженность сиюминутным настроениям.

Как и в случае
психопатий, различные типы акцентуаций
могут сочетаться, или смешиваться, в
одном человеке, усиливая совпадающие
черты, а иногда и ослабляя противоположные.

Соотношение
биологического и социального в характере.

В психологии давно
стоит проблема биологических основ
характера. Существуют две точки зрения,
отличающиеся друг от друга различной
степенью акцента на биологических или
физиологических основах характера: от
чисто физиологических до генетических
основ.

Однако нужно
учесть, что хотя свойства, определяемые
генотипом, одновременно являются и
биологическими, не все биологические
свойства передаются генетически.

Если рассматривать
понятие «характер» в узком смысле, то
можно предположить, что генотип способен
в какой-то степени определять
характерологические черты. Об этом
свидетельствуют факты сходства характеров
представителей одного рода, связь
характера с телесной конституцией
(Кречмер, Шелдон и др.), особенно в его
патологических формах, раннее появление
и устойчивость психопатий в течение
жизни, результаты исследований нормальных
характеров с применением близнецового
метода.

Изучение крайних
аномалий характера заставляет
предположить, что в ряде случаев
относительно больший вклад в оформление
аномалий вносит генотипический фактор,
в других случаях — фактор среды.

Так, в психиатрической
литературе описаны «истинные», или
«ядерные», психопатии, в происхождении
которых решающая роль отводится
неблагоприятной наследственности. В
этих случаях удается установить наличие
того же типа характера у родителей,
кровных братьев и сестер (сибсов) и у
родственников по боковым линиям.

Отмечается также
раннее проявление аномалий характера
и их относительное постоянство в течение
жизни. Установлено также, что психопатии
могут возникать даже при самых
благоприятных условиях воспитания.

Вместе с тем
известны случаи прямо противоположные:
к формированию психопатий могут привести
исключительно тяжелые социальные
условия при совершенно нормальном
исходном фоне. Ту же роль могут сыграть
биологически вредные средовые воздействия
(мозговые травмы, инфекции), особенно
пришедшиеся на пренатальный (период
внутриутробного развития), натальный
(период новорожденности) и ранний
постнатальный периоды (грудной возраст).

В большинстве же
случаев, происходит взаимодополнение
генетических и средовых факторов, когда
по словам А. Е. Личко, «семена дурных
средовых воздействий упали на подходящую
для них эндогенно подготовленную почву»,
т. е. при генетической предрасположенности
ребенок оказывается в условиях
неблагоприятного воспитания, что и
приводит к заострению определенных
черт характера.

Предлагаем ознакомиться  Психология: Межличностное общение - бесплатные статьи по Психологии в Доме Солнца

Таким образом,
формирование свойств характера
обусловлено следующими закономерностями:

1)       свойства
характера обусловлены как особенностями
генотипического фона, так и в особенностями
средовых воздействий;

2)       соотношение
влияния генотипических и средовых
факторов в формировании характера может
быть очень различным;

3)       генотипические
и средовые влияния на характер могут
суммироваться: при неблагоприятном
сочетании обоих факторов развитие
характера может дать сильные степени
отклонения вплоть до патологических
форм; при благоприятном сочетании даже
сильная генотипическая предрасположенность
к аномалии может не реализоваться или,
по крайней мере, не привести к патологическим
отклонениям характера.

Тревожно-боязливый тип.


Нерешителен, мало
контактен, робок, неуверен в себе, склонен
к минорному настроению. Он редко вступает
в конфликты с окружающими, играя в них
в основном пассивную роль, в конфликтных
ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен
к углубленному самоанализу и появлению
навязчивых состояний.

Человек с этим
типом акцентуации характера, нередко
располагает привлекательными чертами:
дружелюбием, самокритичностью,
исполнительностью. Вследствие своей
беззащитности нередко служит «козлом
отпущения», мишенью для шуток.

Дистимический тип.

Мало контактен,
немногословен, с доминирующим
пессимистическим настроением. Он обычно
домосед, тяготится шумным обществом,
редко вступает в конфликты с окружающими,
ведет замкнутый образ жизни.

Люди с такой
акцентуацией характера высоко ценят
тех, кто с ними дружит, и готовы им
подчиниться. Черты личности, привлекательные
для партнеров по общению: серьезность,
добросовестность, обостренное чувство
справедливости. Отрицательные черты —
пассивность, замедленность мышления,
неповоротливость, индивидуализм.

Педантичный тип.

В конфликты вступает
редко, выступая в них скорее пассивной,
чем активной стороной. На службе —
бюрократ, предъявляет окружающим много
формальных требований, но охотно уступает
лидерство другим людям. Данному типу
акцентуации характера свойственно
изводить домашних чрезмерными претензиями
на аккуратность.

Привлекательные
черты: добросовестность, аккуратность,
серьезность, надежность в делах.
Отрицательные и способствующие
возникновению конфликтов черты —
формализм, занудливость, брюзжание.

Возбудимый тип.

Данному типу
присуща низкая контактность в общении,
замедленность вербальных и невербальных
реакций. Люди этого типа нередко
занудливы, склонны к хамству и брани, к
конфликтам, в которых сами являются
активной, провоцирующей стороной. Они
неуживчивы в коллективе, властны в
семье.

В эмоционально
спокойном состоянии эти люди с этим
типом акцентуации характера, часто
добросовестны, аккуратны, любят животных
и маленьких детей. Однако в состоянии
эмоционального возбуждения они бывают
раздражительными, вспыльчивыми, плохо
контролируют свое поведение.

Эмотивный тип.

Имея выраженную
акцентуацию характера по данному типу,
люди предпочитают общение в узком кругу
избранных, с которыми устанавливаются
хорошие контакты, которых они понимают
«с полуслова». Редко сами вступают в
конфликты, играя в них пассивную роль.
Обиды носят в себе, «не выплескивают»
наружу.

Привлекательные
черты: доброта, сострадательность,
радуются чужим успехам, обостренное
чувство долга, исполнительность.
Отрицательные черты: чрезмерная
чувствительность, слезливость.

Демонстративный тип.

Этому типу
акцентуации характера присуща легкость
установления контактов, стремлением к
лидерству, жаждой власти и похвалы. Он
демонстрирует высокую приспособляемость
к людям и вместе с тем склонность к
интригам (при внешней мягкости манеры
общения). Такие люди раздражают окружающих
самоуверенностью и высокими притязаниями,
систематически сами провоцируют
конфликты, но при этом активно защищаются.

Привлекательные
черты для партнеров по общению:
обходительность, артистичность,
способность увлечь других, неординарность
мышления и поступков. Их отрицательные
черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство,
отлынивание от работы.

Циклотимический тип.

Склонен к частой
смене настроения, перемене манеры
общения с окружающими людьми. У него
периодически падает работоспособность,
утрачивается интерес к работе и к
окружающим людям. Более того, люди
циклотимического типа акцентуации
характера, тяжело переживают неудачи,
часто думают о собственных недостатках,
ненужности, испытывают чувство
одиночества, становятся замкнутыми.

Предлагаем ознакомиться  Экспериментальные методы в психологии — Студопедия

В периоды депрессии,
поведение человека с циклометрическим
типом акцентуации характера, сходно с
дистимной акцентуацией характера,
которая сменяется активностью,
свойственной гипертимическому типу.

Коммуникативные цели

Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными

  • Получение помощи.
  • Самовыражение.
  • Поиск партнера для развлечений.
  • Стремление получить эмоциональную поддержку.
  • Обучение или воспитание.
  • Приобщение к культурным принципам.
  • Стремление доминировать над более слабым партнером.

Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.

Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.

Межличностное взаимодействие и обучение

В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.

Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.

Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый возраст становится не просто переломным в жизни ребенка, но и периодом, когда он выходит во взрослый мир, где должен отработать все уже имеющиеся навыки. Межличностное общение в данном возрасте становится особенно тяжелым. И причинами появления различных проблем, которые возникают не только у взрослых при общении с подростками, но и в молодежной среде, являются:

  1. Неумение сострадать.
  2. Нежелание уважать окружающих.
  3. Недостаточная воспитанность.
  4. Желание нарушать культуру общения.

Поскольку подросток не способен пока усмирять свой пыл, взрослым нужно находить способы общения с ним:

  • Говорить спокойно, но четко.
  • Избегать категоричности суждений в адрес подростка.
  • Пытаться найти компромисс, уступать.

перейти наверх

Все люди общаются, и здесь нужно учиться искусству словесного контакта, чтобы не создавать конфликтов, которые в основном и разгораются из-за того, что люди не придерживаются культуры и манер.

Межличностное общение и отношение

Процесс общения всегда рассматривается как многосторонний механизм формирования и развития контактов между разными индивидами, который является продуктом развивающейся потребности в совместной деятельности. Таким образом, можно рассматривать межличностное общение и отношение как единую систему взаимодействия между индивидами как социальными существами. Также можно выделить определенное место для процесса общения в данной структуре взаимодействия, его основные функции, а также специфику.

Если рассматривать контакт между двумя индивидуумами как общую систему, то можно выделить три основные поэтапные задачи, которые она выполняет. Первой из них является восприятие одной личности с точки зрения другой, что подразумевает общий первичный контакт. Вторая цель заключает в себе формирование какого-то общего понимания человека, налаживания возможности обмена информацией с ним.

И окончательная, третья задача, это уже непосредственное формирование вероятного взаимоотношения между индивидуумами и также осознание и понимание определенного психологического влияния, посредством анализа переживаемого спектра чувств в ходе общения с данной личностью. В данном случае недостаточно восприятия другого индивидуума в рамках «понятия человека как человека», то есть подразумевает вовлечение в процесс и других, психологических, а также социальных познавательных механизмов, позволяющих раскрыть для себя оценку «человека как личность».

Что касается фактора эффективности адекватного восприятия субъектом других людей, то она напрямую связана с большинством социально-психологических черт данного индивидуума, которые позволяют ему быть достаточно внимательным во время контакта и процесса общения между личностями для того, чтобы замечать все необходимые мелкие детали поведения окружающих, которые несут всю нужную информацию о них.

Предлагаем ознакомиться  Вы точно человек?

Также к особенностям межличностного контакта стоит отнести его прямую зависимость от возможности участников общения воспринимать речь. Это, в свою очередь, зависит от возраста, пола, национальности и культурного влияния всех индивидуумов, их темпераментов, особенностей характера, изначальных приоритетных установок и специфики воспитания, профессиональной деятельности.

Межличностные отношения и общение

Общение приводит к непременному построению межличностных отношений. Если бы люди не общались, тогда невозможно было бы не то что построение отношений, но и создание целой цивилизации. Межличностное общение базируется на том общении, которое происходит между людьми.

  1. Сначала происходит восприятие человека. Здесь порой не нужны слова, достаточно лишь одного взгляда человека на другого индивида, чтобы понять, хочет ли он с ним общаться и на какую тему с ним можно поговорить.
  2. Затем возникает познание человека. Если общение все-таки начинается, тогда собеседники познают друг друга. Каждый использует свои знания и предыдущий опыт, чтобы понять, кто перед ним стоит. Нередко люди используют ассоциации, когда индивиды по каким-то внешним данным, поведению или манерам им чем-то напоминают других, кого они уже хорошо знают, поэтому их наделяют качествами, которыми обладали эти «знакомые».
  3. Построение отношений. Они зарождаются, если индивиды ведут продолжительную беседу и затем еще несколько раз встречаются, общаются, находя точки соприкосновения. Отношения длятся ровно столько, сколько люди общаются.

Общение зависит от многих факторов: возраста, пола, эмоционального настроения, окружающих обстоятельств, ситуации, в которой оно возникает, образованности, манер собеседников и пр. Отношения тоже имеют свою динамику развития, что зависит от силы эмпатии и интереса партнеров друг к другу.

Тема межличностных отношений является отдельной и очень многогранной, поскольку существует множество видов подобных связей, в каждом из которых есть свои проблемы и трудности.

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Какие
общие свойства и какие различия можно
обнаружить у процессов ощущения и
восприятия? Восприятия и внимания?
Восприятия и памяти? Памяти и воображения?
Воображения и представлений?

2.  Как
знания о типах восприятия можно применить
в работе с клиентами и партнерами по
бизнесу?

3.  Какие
примеры применения приемов творческого
воображения в искусстве и промышленности,
кроме перечисленных в тексте пособия,
вы можете привести?

4.  От
каких факторов зависит длительность
сохранения информацию в памяти? Что

может помешать ее
воспроизведению?

5.  Какие
характеристики человека можно извлечь
из его речи в процессе

собеседования и
по каким признакам речи их можно
распознать?

Способы взаимодействия человека с социумом

Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:

  1. Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
  2. Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
  3. Интерпретирующий.
  4. Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.

Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.

Выводы

Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.

https://www.youtube.com/watch?v=0s6odXC_yxQ

Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector