Тема 5. Научная проблема. Гипотезы исследования: виды, типы, содержание

Виды эксперимента

Существует
множество взглядов на дифференциацию
экспериментальных методик и значительное
число обозначающих их терминов.
В.В. Никандров,
обобщив результаты в этой области,
совокупность основных разновидностей
эксперимента представляет в следующем
виде [8]:

I.
По действительности проведения и полноте
процедуры:

  1. Реальный
    (конкретный).

  2. Мысленный
    (абстрактный):

а) идеальный;

б) бесконечный;

в) безупречный.


II.
По цели
эксперимента:

  1. Исследовательский.

  2. Диагностический
    (обследовательский).

  3. Демонстрационный.

III.
По уровню
исследования:

  1. Предварительный
    (разведывательный).

  2. Основной.

  3. Контрольный.

IV.
По типу воздействия на испытуемого:

  1. Внутренний.

  2. Внешний.


V.
По
степени вмешательства экспериментаторов
в жизнедеятельность испытуемого (по
типу экспериментальной ситуации):

А.
Классическая группировка.

1. Лабораторный
(искусственный).

2. Естественный
(полевой).

3. Формирующий.


Б. Неординарная
группировка:

  1. Эксперимент,
    дублирующий реальность.

  2. Эксперимент,
    улучшающий реальность.

VI.
По возможности влияния экспериментатора
на независимую переменную:

  1. Спровоцированный
    эксперимент.

  2. Эксперимент, на
    который ссылаются.

VII.
По количеству независимых переменных:

  1. Однофакторный
    (двумерный).

  2. Многофакторный
    (многомерный).


VIII.
По числу
испытуемых:

  1. Индивидуальный.

  2. Групповой.

IX.
По способу выявления связей между
переменными (по процедуре варьирования
экспериментальной ситуации):

  1. Интрапроцедурный
    (внутри).

  2. Интерпроцедурный
    (между).

  3. Кросс-процедурный
    (пересечение).

X.
По
типу изменения независимой переменной:

  1. Количественный.

  2. Качественный.

Методологические принципы научного исследования

В
основе построения каждой науки лежат
некоторые принципы, которые определяют
методологию этой науки, соответственно
ее лицо (науку как таковую). Методология
экспериментальной психологии также
строится на основе определенных
принципов, которые в основном совпадают
с методологическими принципами, с
которыми студенты знакомятся в курсе
общей психологии. Рассмотрим самые
главные из них.

Общенаучные методологические принципы

  1. Принцип
    детерминизма
    ,
    устанавливающий обусловленность всех
    явлений действием тех или иных причин,
    т.е. принцип причинно-следственных
    связей всех явлений действительности.

  2. Принцип
    объективности
    :включает
    в свое содержание признание объекта
    познания независимым от субъекта,
    принципиальную познаваемость этого
    объекта, наличие соответствующих
    логических средств познания и возможность
    активного воздействия на объект
    исследования на основе полученных
    знаний.

  3. Принципфальсифицируемостипредложенное
    К.
    Поппером
    требование
    наличия методологической возможности
    опровержения теории, претендующей на
    научность, путем постановки того или
    иного принципиально возможного реального
    эксперимента.

Предлагаем ознакомиться  Биохимия тоски: антидепрессанты и снотворное — зачем они вам

Специфичные для психологии принципы

  1. Принцип
    единства сознания и деятельности:
    сознание
    деятельно, а деятельность сознательна.
    Экспериментальный психолог изучает
    поведение, которое образуется при
    тесном взаимодействии личности с
    ситуацией. Выражается следующей
    функцией: R
    = f(P,
    S),
    где R –
    поведение, P –
    личность, а S –
    ситуация.

Причем

Sне
являются независимыми друг от друга
переменными, а находятся в тесном
взаимодействии: личность влияет на
ситуацию, последняя, в свою очередь,
влияет на личность. Это взаимодействие
происходит как на сознательном, так и
на бессознательном уровнях.

  1. Принцип
    развития
    ,
    т.е.
    признание непрерывного изменения,
    преобразования и развития всех предметов
    и явлений действительности, их перехода
    от одних форм и уровней к другим. Также
    известен как принцип историзма и
    генетический принцип. Согласно данному
    принципу психика субъекта – результат
    продолжительного развития в филогенезе
    и онтогенезе.

  2. Принцип
    системности
    ,
    требующий трактовки всех явлений как
    внутренне связанных компонентов
    целостной системы, природ ной, социальной,
    психической.

  3. Принцип
    единства физиологического и психического.
    Нервная
    система
    обеспечивает
    возникновение и протекание
    психических
    процессов,
    однако сведение психических явлений
    к физиологическим процессам
    невозможно.

  4. Системно-структурный
    принцип.

    Любые психические явления должны
    рассматриваться как целостные процессы.
    Воздействие производится всегда на
    психику в целом, а не на какую-то
    изолированную ее часть.

Основные
онтологические принципы психологического
исследования:

  1. принцип
    репрезентативности

    определяет
    отношения объекта с предметом, условиями,
    методом и результатом. Объект должен
    быть выбран в соответствии с задачей
    исследования;

  2. принцип
    валидности
     характеризует
    отношения предмета с элементами системы
    исследования. Предмет исследования не
    должен подменяться в ходе исследования;

  3. принцип
    надежности
     характеризует
    отношения метода с другими элементами
    системы и обеспечивает инвариантность
    результата, полученного данным методом;

  4. принцип
    стандартизации условий
    :
    соответствие реальных условий
    исследования идеально предполагаемым
    следует охарактеризовать как экологическую
    валидность исследования. Применительно
    к наблюдению стандартизация заменяется
    выбором ситуации наблюдения,
    соответствующей замыслу исследования;

  5. принцип
    инвариантности результата
     является
    результирующим, обеспечивается
    применением вышеперечисленных принципов
    и предполагает воспроизводимость
    экспериментального результата в других
    исследованиях и сопоставимость
    результата, полученного одним
    исследователем с результатами,
    полученными другими исследователями.

Предлагаем ознакомиться  Методы очищения сознания и своего окружения, или как избавить свою жизнь от негатива

Отношения
элементов психологического исследования
образуют систему. При этом принципы и
правила психологического исследования
и составляют структуру системы. Они
являются реализацией основного
методологического принципа – принципа
инвариантности результата.

Таким
образом, принципы отражают соответствие
замысла исследователя реальной системе,
которую он реализует.

Каждому
онтологическому элементу соответствует
гносеологический элемент:

  1. метод
    характеризуется дефектами, то есть
    функционально может
    быть непригодным для решения
    исследовательской задачи;

  2. объект
    является источником фактов;

  3. предмет
    (психика) характеризуется
    факторами-перемен-ными, влияющими на
    нее в ходе исследования;

  4. условия
    (среда) являются источником артефактов;

  5. эффект
    характеризует оценку результатов
    проведенного исследования: исследование
    может быть эффективным и неэффективным.

Соответственно
В.И.
Мамсик
выделяет пять основных гносеологических
принципов:

  1. принцип
    регистрации фактов;

  2. принцип
    планирования факторов;

  3. принцип
    контроля дефектов;

  4. принцип
    элиминации артефактов;

  5. принцип
    контроля результата.

Нормативный
процесс научного исследования имеет
следующую структуру:

  1. выдвижение
    гипотезы (гипотез);

  2. планирование
    исследования;

  3. проведение
    исследования;

  4. интерпретация
    данных;

  5. опровержение
    или неопровержение гипотезы (гипотез);

  6. в
    случае опровержения старой –
    формулирование новой гипотезы (гипотез).

Эта
схема свидетельствует в первую очередь
о том, что в структуре научного исследования
содержание научного знания является
величиной переменной, а метод представляет
собой константу. Новое знание рождается
в форме научного предположения –
гипотезы, через призму которой ведется
интерпретация данных.

Любое
научное исследование включает в себяряд необходимыхэтапов(на
каждом этапе решается определенная
задача):

  1. постановка
    задачи: что неизвестно;

  2. формулирование
    проблемы, анализ информации по изучаемой
    проблеме;

  3. формулировка
    предположений – гипотез;

  4. построение
    плана научного исследования: выбор
    объекта, уточнение предмета исследования,
    определение методов исследования,
    выбор места и времени исследования и
    определение порядка экспериментальных
    проб, с целью уменьшения влияния помех
    на результат эксперимента;

  5. проведение
    исследования по намеченному плану;

  6. фиксация
    результатов эксперимента;

  7. первичный
    анализ данных, их математическая
    обработка, интерпретация и обобщение;

  8. проверка
    исходных гипотез на достоверность;

  9. формулирование
    новых фактов или закономерностей;

  10. уточнение
    теорий или отбрасывание их как
    непригодных;

  11. формулирование
    новых выводов и предсказаний на основе
    уточненной теории.

Предлагаем ознакомиться  Как бросить курить девушке, если совсем нет силы воли и подрастает маленький ребёнок

Тема 7. психологический эксперимент

Психологический
эксперимент
– это метод, при котором исследователь
сам вызывает интересующие его явления
и изменяет условия их протекания с целью
установления причин возникновения этих
явлений и закономерностей их развития.
Кроме того, получаемые научные факты
могут неоднократно воспроизводиться
благодаря управляемости и строгому
контролю условий, что дает возможность
их проверки, а также накопления
количественных данных, на основе
которых можно судить о типичности или
случайности изучаемых явлений.

Эксперимент
относится к классу активных методов
исследования. Активность означает, что
исследователь сам вызывает интересующее
его явление или процесс, оказывая
опосредованное воздействие на испытуемого.
Исследователь может воздействовать на
испытуемого в ходе беседы, либо организуя
его деятельность опосредованно с помощью
исследовательских средств. Таким
образом, эксперимент предполагает
специальную организацию исследования
для получения нового знания.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector