Что такое агрессия, её виды и способы борьбы

Агрессия у мужчин

Мужская агрессия разительно отличается от женской своими установками. Мужчины прибегают в основном к открытой форме агрессии. Они зачастую испытывают гораздо меньшую тревогу, а также чувство вины в период агрессивности. Агрессия для них это средство достижения своих целей или своеобразная модель поведения.

Большинство ученых, которые исследовали социальное поведение людей, предположили, что агрессия у мужчин обуславливается генетическими причинами. Такое поведение позволяло из поколения в поколение передавать свои гены, побеждать соперников и находить партнершу для продолжения рода. Ученые Кенрик, Садалла, Вершур в результате исследований выяснили, что женщины относят лидерство и доминирование мужчин к привлекательным качествам для себя.

Повышенная агрессия у мужчин возникает по причине социального, а также культурного фактора, а точнее при отсутствии культуры поведения и необходимости демонстрации уверенности, силы и независимости.

Аутоагрессивное поведение (аутоагрессия)

Аутоагрессия — форма агрессивного поведения человека, при котором враждебные действия (осознанно/неосознанно) по ряду причин направляются на самого себя. То есть, это преднамеренная саморазрушающая активность (аутодеструкция) в психической, физической, социальной и духовной областях. Аутоагрессивное поведение делится на:

  • Прямое суицидальное поведение с целью лишение себя жизни в виде суицидальных попыток/завершенных суицидов.
  • Непрямое суицидальное поведение с целью причинение себе вреда (аутодеструкция) без лишения себя жизни, реализуемое в виде неосознанных и осознанных действий — самоповреждения в виде прижигания кожи сигаретой, втыкания игл, порезы на руках в области предплечья (селфхарм). Во многих случаях, у ребенка/подростка самоповреждение является осознанным/неосознанным ответом на сильную психологическую боль или эмоциональное потрясение. Поскольку во время самоповреждения внимание переключается на ощущение физической боли, психическая/эмоциональная боль (ощущение тревоги, чувство вины, стресса, депрессии, мучительные воспоминания) временно притупляется, а эмоциональное состояние улучшается. Однако после прекращения действия эндорфинов/затухания физической боли эмоциональные страдания вновь возвращаются, что вызывает необходимость вновь повторять акт самоповреждения и это часто превращается в привычку, что объясняет, зачем подростки делают порезы на руках и ногах на протяжении нескольких лет.

Особенно широко распространён селфхарм у подростков (вредят себе так или иначе 13-15% людей в возрасте 13-18 лет). Реализуется акт самоповреждения через порез вены на руке (чаще всего на запястьях, реже на ногах). Более того, порезы на руках лезвием у подростков часто используются для привлечения внимания к себе или являются следствием одиночества, потерянности, внутренней эмоциональной пустоты.

Как правило, подростки с суицидальным поведением живут в отягощенном социальном окружении: одиночество, неблагополучная семья, отсутствие доверия к взрослым. Суицидальная готовность формируется постепенно на фоне длительных психотравмирующих переживаний, однако, при этом, настоящее желание умереть отсутствует.

Однако селфхарм не является специфическим подростковым явлением. Достаточно часто встречается аутоагрессия у взрослых лиц. Но круг проявлений аутоагрессии у взрослых значительно шире: от самообвинения/самоуничижения до причинения себе боли различными способами, в том числе нанесения тяжелых повреждений и суицидальных действий.

Проявлениями скрытого (латентного) суицидального поведения могут быть: пренебрежение врачебными рекомендациями, аскетизм, занятия экстремальным спортом (парашютный, горнолыжный, дайвинг, скалолазание), антисоциальное поведение, небрежное вождение машины (превышение скорости), профессии, связаны с риском и др.

Аутоагрессия относится к чрезвычайно сложному феномену психики человека, реализующаяся в процессе развертывания его духовного/социального бытия, поскольку она противоречит основному инстинкту человека. До настоящего времени проблема остается не до конца изученным явлением требующим своевременного лечения.

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии представляет символическую форму с причинением психологического вреда и переходом на вокальные данные (изменение тона, крик), а также вербальных компонентов речи (оскорбления, инвектива).

Э. Басс предложил классификацию, выстроенную на основе многоосевого принципа. Его рамка состоит из трех осей: вербальная — физическая, пассивная — активная, непрямая — прямая. Э. Басс различает следующие виды вербальной агрессии: вербальная — активная — прямая, вербальная — активная – непрямая, вербальная — пассивная — прямая, а также вербальная — пассивная — непрямая.

Предлагаем ознакомиться  Агрессия: что это, какие бывают виды и формы, причины возникновения и лечение агрессии.

Г.Э. Бреслав дополнил эту классификацию, поскольку индивид зачастую проявляет несколько видов агрессивного поведения, которые постоянно меняются и переходят друг в друга.

Вербальная-активная-прямая — это словесное унижение, оскорбление другого человека.

Вербальная-активная-непрямая — это распространение сплетен, злостной клеветы о другой личности.

Вербальная-пассивная-прямая — это личный отказ в общении с другим человеком, игнорирование вопросов.

Вербальная-пассивная-непрямая — отмечается отказом давать словесные определенные объяснения или пояснения в защиту критикуемого незаслуженно человека.

Остается спорным вопрос относительно того, способна ли вербальная агрессия у человека выражаться посредством молчания, а также отказом разговаривать. Эти действия больше напоминают описание психологической агрессии, в редких случаях употребляемой как синоним вербальной.

Шкала Юдовского (OASCL) включает в описание следующие формы данного состояния: сердитая речь, громкий шум, оскорбления, угрозы физической расправы, употребления нецензурных выражений. Отмечают, что громкий шум, а также сердитая речь это следствие агрессивных намерений личности и ситуативной раздраженности.

Вербальная агрессия у человека способна быть скрытой и открытой.

Открытая вербальная агрессия у человека выражается намерением нанести коммуникативный урон адресату и проявляется в унизительных формах (крики, ругательства). Подобное поведение зачастую переходит в физическую агрессию, при которой агрессор вторгается в личное пространство адресата.

Скрытая вербальная агрессия — это уничижительное и систематическое давление на адресата, однако без открытого проявления враждебных эмоций. Отдельные исследователи считают, что вербальная агрессия у человека выступает имитацией подлинной агрессии. Другие отмечают, что вербальная агрессия  у человека — это лишь иллюзия разрядки враждебности, которая приводит к накоплению деструктивных импульсов.

Опросные методы изучения агрессии

Наиболее часто используется тест на агрессивность (так называемый опросник), разработанные различными авторами. Некоторые из них предназначены для оценки общей агрессивности, другие — для изучения агрессивного поведения человека в конкретных ситуациях. Многие опросники составлены с целью чтобы опрашиваемые лица не догадывались о заинтересованности в выявлении их агрессивности.

С этой целью широко используется методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности. После ответа на вопросы и их обработке они оцениваются по специальной шкале, которые авторы относят к важным показателям агрессии. Тест Басса-Дарки на агрессивность позволяет достаточно точно отнести охарактеризовать личность.

Существуют и другие методики диагностики. Так методики диагностики агрессивности у дошкольников включают метод «Картинки»; методику Рене Жиля; методику «Незаконченные истории», методики «Автопортрет» и «Несуществующее животное», графические методики М. Друзкевич, детский апперцептивный тест (САТ). Правильно проведенная диагностика агрессивности у дошкольников позволяет выявить тенденции к агрессивному поведению, отношение ребенка к окружающим, уровень тревожности, стремление к лидерству, умения общаться со сверстниками/взрослыми, стиль поведения в конфликтных ситуациях, наличие внутрисемейных конфликтов и др.

Для младших школьников методики несколько отличаются. Используются преимущественно проективные методики (рисование — методика «Крокодилы», графическая методика «Кактус», «Рисунок несуществующего животного» и др.), наблюдение по специально разработанной программе в специально отобранных ситуациях, беседа, реже — опросники. Тест на агрессивность для подростков включает анкетирование, опросник Басса-Дарки, опросник П. Ковалева «Агрессивное поведение» и др.

Профилактика

Профилактика агрессивного/аутоагрессивного поведения должна начинаться с детского возраста, в основе которых гармоничные отношения в семье ребенка, формирование правильных интерперсональных отношений в различных детских коллективах (садик, школа), своевременная коррекция агрессивного поведения до момента его психологического закрепления, как основной реакции на внешний мир, своевременное лечение заболеваний, потенциально способствующих развитию агрессии и затруднению социализации ребенка. Профилактикой уже сложившегося систематического агрессивного поведения у взрослых является психологическая коррекция установок и поведения в целом.

Проявление агрессии

В повседневной жизни проявление агрессии у человека выражают разными терминами. Агрессия у человека способна быть доброкачественной, под которой понимают следующие свойства личности: мужество, настойчивость, амбиции, храбрость, отвагу, а может быть злокачественной, к которой относят следующие черты — хамство, насилие, жестокость. Особой разновидностью выступает деструктивная агрессия у человека или зло.

Предлагаем ознакомиться  Работа с возражениями: как развеять сомнения клиентов. Пошаговый алгоритм и лучшие техники

Исследователь Фромм отметил в своих работах существование двух видов проявления агрессивного состояния. Первый вид свойственен человеку, а также животным и подразумевает генетический заложенный импульс к бегству или атаке при угрозе жизни, в зависимости от сложившейся ситуации.

Данная оборонительная агрессия важна для выживания. Ей присуще затухание при приближении явной опасности. Второй вид это деструктивная агрессия, которая зачастую отсутствует у животных и наблюдается лишь у человека. У нее нет никаких генетических установок, она не подразумевает определенной цели и не имеет связи с биологическими основами выживания.

Деструктивная агрессия у человека связана с эмоциями, чувствами, страстями, находящая отражение в характере.

Есть такое понятие, как проявление псевдоагрессии. Для нее характерно непреднамеренное агрессивное поведение, например случайное ранение человека, или игровое, проявляющееся в тренировках ловкости, а также быстроты реакции.

Оборонительная агрессия свойственна всем живым существам, представляя собой биологическую адаптацию. В мозг животного заложена программа, мобилизующая все импульсы при угрозе жизни.

Проявление агрессии наступает в случае ограничения интима, доступа к еде, жизненному пространству, при угрозе потомству и цель этой агрессии — сохранение жизни. У индивида также генетически заложена данная особенность, однако не так выражено она проявляется, как у животных, что обусловлено прежде всего моральными и религиозными мировоззрениями, воспитанием.

Определенной защиты от самих проявлений агрессивного поведения не существует. Это состояние не появляется самостоятельно, но получив импульс, способно направиться против первого попавшегося человека.

Зачастую сильные люди провоцируют слабых на агрессивное поведение, которые затем срываются на более слабых, испытывая садистское удовлетворение.

Агрессия также способна возвращаться к тому, кто ее спровоцировал. Иногда проявление агрессивного поведения происходит в отношении незнакомого человека. Для ее предотвращения важно разобраться в причинах, которые ее спровоцировали.

Агрессия накапливается в самом индивиде и ожидает вступления в резонанс с внешним фактором, обращая всю силу на этот фактор. По этой причине нет смысла избегать личной агрессии, поскольку рано или поздно она все равно выплеснется на любого человека.

Проявление агрессии у мужчин — это в совокупности выглядит как удар об стол кулаком со всеми вытекающими последствиями.

Проявление агрессии у женщин – это недовольства, бесконечные жалобы, «пиления», сплетни, умозаключения, не поддающиеся логике. Это такая своеобразная агрессия.

Проявление агрессии — это демонстрация состояния неудовлетворенности. Как пример, несбывшиеся мечты, ожидания, неудовлетворение супружескими взаимоотношениями. Зачастую человек сам не осознает своей неудовлетворенности и не замечает своего агрессивного состояния. Скрытая неудовлетворенность проявляется в косвенной агрессии. Это могут быть мелочные придирки, как к конкретному человеку, так и ко всей семье.

Рекомендации родителям при детской агрессии

  • Прежде всего необходимо, чтобы ребенок осознал свою агрессию — стимулируйте всячески осознание детьми негативности и особенности вспыльчивого поведения. Объясните ему, что такое вспышка гнева и чем такие вспышки плохи, расскажите, как чувствует обиженный им ребенок/животное. Ставьте агрессивного ребенка на место жертвы притеснения/агрессии.
  • Постарайтесь разобраться с характером детской агрессивности – она носит защитный характер или похожа на направленную жестокость без какого-либо сочувствия к обиженным.
  • Выясните в каких случаях он теряет над собой контроль. Изучите палитру его эмоциональных состояний, предшествующих агрессии. Объясняйте зачем необходимо «контролировать» собственную агрессию и как это можно делать.
  • Не забывайте, что даже после того, как ребенок начал осознавать пагубность агрессивного поведения и у него появилось желание измениться, это нельзя сделать в одночасье. Это достаточно медленный процесс с частыми срывами и родителям нельзя паниковать и опускать руки. Вы должны вселять уверенность ребенку в успехе.
  • Подходите спокойно к любой ситуации, чаще демонстрируйте ребенку свою любовь и дружеский настрой.
  • Развивайте у ребенка чувство эмпатии, гуманных чувств, сочувствия к взрослым, сверстникам и живому миру (животные, растения, насекомые, птицы).
  • Стимулируйте навык признавать свои ошибки, переживание вину/чувство неловкости за агрессивное поведение.
  • Воспитывайте умение выражать агрессию/гнев в приемлемой форме и выражать негативные эмоции не гневом, а другими эмоциями/поведением.
Предлагаем ознакомиться  Концепции лидерского поведения - онлайн справочник для студентов -

Это лишь рекомендации родителям общего характера. Каждый ребенок индивидуален и решать проблему агрессии также рекомендуется индивидуально, обратившись к специалисту (то есть советы психолога должны быть даны конкретному ребенку с учетом данных его обследования). Очевидно, что при агрессии у ребенка 7 лет советы психолога будут отличаться от советов при агрессии у подроста или ребенка дошкольного возраста.

Речевая агрессия

Одним из способов проявления негативных эмоций выступает речевая агрессия, она же словесная или вербальная.

Речевая агрессия или грубость по отношению к собеседнику проявляется в применении оскорбительных, резких слов, в отрицательных оценках собеседника, насмешливых интонациях, нецензурных ругательствах, повышенной громкости голоса, неприятных намеках, грубой иронии.

Речевая агрессия субъекта провоцируется раздражающими, или возмущающими замечаниями собеседника (чрезмерное жеманство, болтливость, проявление недоброжелательства, неприятное замечание, огульное обвинение).

Отрицательная эмоция способна привести к речевой агрессии у человека как сразу, так и позже. Агрессивное речевое поведение способно быть спровоцировано и прошлыми впечатлениями от данного собеседника, когда он вызывал отрицательную эмоцию.

Речевая агрессия может также быть спровоцирована социальным статусом собеседника или принадлежностью к той категории лиц, к которым ощущают и испытывают негативное отношение. Гораздо реже речевая агрессия объясняется другими причинами: срыв негатива, психические особенности субъекта, низкий уровень воспитания.

Устраняя возможность, а также, избегая возникновение речевой агрессии, способствует налаживанию и успеху общения, однако не решает всех вопросов и сложностей при общении для достижения взаимопонимания, договоренности, согласия. В каких-то случаях эффективны грубости для достижения необходимого результата в общении, однако это не может выступать универсальным правилом.

В качестве гашения речевой агрессии можно воспользоваться следующей фразой: «Вы слишком себе много позволяете!» и прекратить разговор. Помните, что лучшее лекарство против гнева – это его отсрочка.

Симптомы

Проявления агрессии чрезвычайно разнообразны и многочисленны. Ее проявления определяются преимущественно формой агрессии. Агрессивное поведение включает несколько компонентов:

  • Познавательный компонент — заключается в понимании (осмыслении) ситуации, выделении объекта и формировании обоснованного мотива для проявления агрессии.
  • Эмоциональный компонент — представлен возникновением отрицательных эмоций: презрения, отвращения, гнева, злости.
  • Волевой компонент — это настойчивость, решительность, целеустремленность в проявлении агрессии.

При этом, степень выраженности каждого из компонентов этой триаде может существенно варьировать, что и определяет выраженность и характер агрессивного поведения.

Поскольку в рамках небольшой статьи нет возможности рассмотреть все формы проявления агрессии, рассмотрим кратко лишь несколько.

Список источников

  • Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 512 с.
  • Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубникова // Вопросы психологии. — 2000. — № 6. — С. 112- 122.
  • Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агресссия — СПб.: Питер, 1997.-336 с.
  • Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии. // Прикладная психология. – 2001. — № 1. – С. 60-72.
  • Щербина, Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды: учеб. пособие / Ю. В. Щербина. — М.: Форум, 2020.

Формы агрессии

Эрих Фромм выделил такие формы агрессии: игровая, реактивная, архаическая жажда крови, злокачественная (компенсаторная).

Под игровой агрессией он понимал демонстрацию умений, своей ловкости, но не в целях разрушения, которое не мотивировано деструктивностью и ненавистью.

Реактивная агрессия — это защита свободы, жизни, достоинства, чужого или собственного имущества (ревность, зависть, фрустрация желаний и потребностей, месть, потрясение веры, разочарование в жизни, любовь).

Злокачественная (компенсаторная) агрессия проявляется в деструктивности и жестокости, насилии, которая служит импотентному человеку заменой продуктивной жизни: некрофилия, садизм, скука, хроническая депрессия.

Личностные особенности и качества, которые способствуют развитию агрессивности: склонность к импульсивности; эмоциональная восприимчивость, проявляющаяся в склонности испытывать чувство неудовлетворенности, дискомфорта и ранимости; рассеянность (эмоциональная агрессивность) и вдумчивость (инструментальная агрессивность); враждебная атрибуция, под которой понимается интерпретация такого стимула, как враждебность.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector