Внимание и личность — Студопедия

. Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности являются
ее психологические свойства и особенности, обычно
называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это
труднообозримое число свойств личности психологи пытаются
условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим
уровнем личности является биологически обусловленная
подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства
психики, врожденные свойства типа нервной системы и
темперамента.

Следующая подструктура включает в себя
индивидуальные особенности психических процессов человека,
т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия,
ощущений, мышления, способностей, зависящих как от
врожденных факторов, так и от тренировки, развития,
совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности
является также ее индивидуальный социальный опыт, в который
входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и
привычки.

Эта подструктура формируется преимущественно в
процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим
уровнем личности является ее направленность, включающая
влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды,
убеждения человека, его мировоззрение, особенности
характера, самооценки. Подструктура направленности личности
наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием
воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию
общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из
подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и
знаний, способностей и умений, темперамента и характера.
Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто
избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с
другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других,
нужны определенные психологические знания в сочетании с
наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления
исследования личности: в основе первого лежит выделение в
личности тех или иных черт, в основе второго –
определение типов личности. Черты личности объединяют
группы тесно связанных психологических признаков.

Иерархическая структура личности (по К.
К. Платонову)

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический уровень (значительно больше
социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления,
памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности
эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов
возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически
отсутствует)

. Характер

Характер – это каркас личности, в который входят
только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства
личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах
деятельности. Все черты характера – это черты
личности, но не все черты личности – черты характера.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее
устойчивых, существенных особенностей личности,
проявляющихся в поведении человека, в определенном
отношении: 1) к себе (степень
требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим
людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или
альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или
чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость
и т.п.); 3) к порученному делу (лень или
трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность
или пассивность, усидчивость или нетерпеливость,
ответственность или безответственность, организованность и
т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества:
готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую
боль, степень настойчивости, самостоятельности,
решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер
человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной
деятельности с приобретенными в течение жизни
индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными
или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым
типом темперамента.

Однако при определенном темпераменте
одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например,
организованность, дисциплинированность легче выработать
флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость –
меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным
человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо
оправдывать дефекты своего характера врожденными
свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным,
выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Предлагаем ознакомиться  Что такое феминизм: 5 главных принципов феминизма

Отдельные свойства характера зависят друг от друга,
связаны друг с другом и образуют целостную организацию,
которую называют структурой характера. В структуре
характера выделяют две группы черт. Под чертой
характера понимают те или иные особенности личности
человека, которые систематически проявляются в различных
видах его деятельности и по которым можно судить о его
возможных поступках в определенных условиях.

К первой
группе относят черты, выражающие направленность
личности (устойчивые потребности, установки, интересы,
склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей
действительности и представляющие собой
индивидуально-своеобразные способы осуществления этих
отношений. Ко второй группе относят
интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)

Термин «комплекс неполноценности» ввел психолог
А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство
неполноценности, являющееся неизбежным следствием их
физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Сильное чувство неполноценности, или «комплекс
неполноценности», может затруднить позитивный рост и
развитие. Однако умеренное чувство неполноценности
побуждает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже
сильнее других», стремиться к совершенствованию, к
превосходству, к развитию своих способностей.

По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство
над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии)
– это невротическое извращение, результат сильного
чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.
Оно не может принести признания и удовлетворения личности,
которая ищет его таким образом.

Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель,
служащую сосредоточением его стремлений и достижений.
Формирование жизненных целей начинается в детстве как
компенсация чувства неполноценности, неуверенности и
беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели служат
защитой против чувства бессилия, мостом между
неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим.

Они всегда несколько нереалистичны и могут стать
невротически преувеличенными, если чувство неполноценности
слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и
задачи для деятельности человека. Например, человек,
который стремится к превосходству, личной власти, разовьет
определенные черты характера, необходимые для достижения
этой цели – амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер
указывает, что эти черты характера не являются врожденными,
первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной
целью человека».

Жизненный стиль – это уникальный способ,
выбранный каждым человеком для следования своей жизненной
цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и
взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными
привычки и черты поведения получают свое значение в полном
контексте жизни и целей человека, так что психологические и
эмоциональные проблемы не могут рассматриваться
изолированно – они включены в общий стиль жизни.

Как
часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое
представление о себе и мире. Адлер называет это схемой
апперцепции. Представление человека о мире определяет его
поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу
– это змея, его страх может быть столь же сильным, как
если бы змея действительно там была).

Человек избирательно
преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает
одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную
схему апперцепции и формируя различные паттерны по
отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не
беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует
свою личность.

«Каждый индивидуум представляет единство
личности и индивидуального формирования этой личности.
Индивидуум – и картина, и художник. Он – художник
своей собственной личности». Адлер полагал, что только
посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой
вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство
неполноценности.

Он писал, что люди, внесшие наиболее
ценный вклад в развитие человечества, были всегда
общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток
сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство
неадекватности являются корнем всех невротических стилей
жизни. Адлер полагал: «Если человек сотрудничает с людьми,
он никогда не станет невротиком.

Предлагаем ознакомиться  Как повысить самооценку. 10 способов поднять самооценку

. Психологический рост (по Адлеру)

Психологический рост – это прежде всего
движение от центрированности на себе и целей личного
превосходства к задачам конструктивного овладения средой и
социально полезного развития, сотрудничества с людьми.
Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное
общественное чувство и кооперация, сотрудничество –
основные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут
породить изоляцию, недостаток социального интереса и
развитие некооперативного стиля жизни, основанного на
нереалистической цели личного превосходства. Такими
ситуациями являются: 1) органическая неполноценность,
частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому,
что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из
чувства неполноценности и неспособности успешно
соревноваться с другими.

Адлер указывает, однако, что дети,
которые преодолевают свои трудности, могут
«сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить
свои способности в необычайной степени; 2) избалованные
дети также имеют трудности в развитии чувства социального
интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих
силах, поскольку другие всегда делали все за них.

Вместо
того что бы кооперироваться с другими, они начинают
выдвигать односторонние требования к друзьям и семье.
Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил,
что избалованные дети, как правило, испытывают мало
подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так
хорошо манипулируют; 3) отверженность – третья
ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка.

Нежелательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви
и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить
в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей
способности быть полезными и получить уважение и любовь
окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Чтобы
помочь человеку преодолеть явный или замаскированный
«комплекс неполноценности» (в стремлении к личному
превосходству, власти замаскирован), важно: 1) понять
специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку
понять себя; 3) усилить социальный интерес.

Для понимания
жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер
просил человека рассказать самые ранние воспоминания или
наиболее выдающиеся события его детства. Адлер считал, что
основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной
схеме апперцепции, определяемой недостижимой и
нереалистичной целью превосходства над всеми другими.

Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль,
понял себя – значит научился видеть ошибки, которые он
делает в повседневных жизненных ситуациях, научился
понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о
себе вместо заботы о других лежит в большинстве
психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно
увести человека от исключительного интереса к себе,
перевести его на конструктивную работу с другими в качестве
значимого члена общества.

Адлер делал это так: «Я говорю
пациентам: «Вы можете вылечиться за две недели, если будете
следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как
вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни в
одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже
если это потребует затраты некоторого количества вашего
времени, энергии или даже денег».

Личность по ковалеву

С точки зрения советского психолога, личностная структура является многогранным, но сложным звеном в системе взаимоотношений социума. В основе личности по А. Ковалеву лежит взаимосвязь трех подструктур. Они участвуют в формировании системы потребностей, свойств характера, способностей, поэтому личность – интегральный блок процессов психологического и психического плана.

Рэймонд кеттел: структурная теория личности

Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.

В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:

Предлагаем ознакомиться  Советы, как пережить измену

Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.

Структура личности по рубинштейну

Личность в психологии – это гармония триединства для взаимодействия с миром. С. Рубинштейном был разработан вариант методологической платформы, формирование личностной структуры представлено 3-я блоками.

  • Направленность с набором потребностей, убеждений, мотивов поведения.
  • Блок знаний с навыками для познания мира, а также обретения умения.
  • Индивидуально-типологический компонент формирует уникальность личности.

Для адекватного функционирования индивида в пределах социума и обеспечения его психологического здоровья необходимо, чтобы все компоненты личности работали в содружестве. Единство личностного ядра обеспечивается мотивами осознанных действий с учетом неосознанных тенденций (побуждений).

Темперамент

Особый интерес и повышенное внимание при исследовании индивидуально-типических показателей личности представляет такое понятие, как «темперамент». В классическом понимании – это особое интегральное образование, присущее каждому отдельно взятому индивиду. Это образование позволяет сформировать и охарактеризовать основные формальные и динамические аспекты, связанные с особенностями поведения личности.

Принято считать, что основоположником учения о темпераменте личности и всех его особенностях является проживавший еще в 5 веке до нашей эры великий мыслитель Гиппократ. Он, в силу особенностей развития общества на тот момент времени, предлагал определять качества человека по соотношению четырех основных жидкостей, присутствующих в организме каждого:

  1. Кровь
  2. Желтая желчь
  3. Лимфа
  4. Черная желчь

Ученый полагал, что именно соотношение всех эти четырех составляющих в организме каждого человека, позволяет оценивать общее состояние организма.

Двести лет спустя (2 в. до н. э.) Галеном была разработана первая в истории человечества типология, разделяющая людей по темпераменту. Гален предположил, что процентное соотношение указанных выше соков, жидкостей в организме, составляет основу хорошо известным всем людям сейчас типам темперамента:

  1. Сангвиник
  2. Холерик
  3. Меланхолик
  4. Флегматик

Современные психологи, ученые и иные специалисты, не готовы предоставить обществу единое, четко сформированное мнение о том, какова сущность данной стороны психики. Не выработан единый подход и к такому важному вопросу, как роль и место, которое темперамент занимает при формировании структуры личности и ее повседневной жизнедеятельности.

Некоторые специалисты выработали свою индивидуальную концепцию, позволяющую определять темперамент человека, не опираясь только на свойства психики и вышеуказанных составляющих. Предлагается выстроить теорию на основе исследования темперамента как особого механизма, влияющего на отдельные поведенческие признаки человека и его характер в целом.

Так, например, известный специалист Я. Стреляу дает определение темпераменту как «совокупности различных характеристик поведения (формальных и обладающих относительной устойчивостью), которые проявляются на поведенческом уровне в качестве высвобождающейся энергии, а также в определенных временных параметрах такого реагирования».

Принято считать, что сам по себе темперамент обуславливается сочетанием и совместно-раздельном функционировании достаточно сложных, многогранных физиологических механизмов, непосредственно влияющих на те или иные способы реагирования. Все это происходит в двух главных измерениях:

  1. Энергетический уровень, определяется силой проявившейся реакции.
  2. Временная поведенческая характеристика, указывающая на скорость действия в определенных условиях.

Темперамент является относительно устойчивой величиной с характерной особенностью оказывать воздействие на скорость и качество возникновения и прохождения психических и психомоторных явлений. Они могут протекать:

  • труднее или легче;
  • медленнее либо быстрее;
  • сильнее или слабее.

Наш ученый с мировым именем И. П. Павлов, высказывал мнение, что именно темпераменты являются основополагающими чертами, позволяющими определять индивидуальные особенности поведения людей в той или иной складывающейся обстановке. Благодаря утвердившейся теории принято считать, что всего существует четыре основных темперамента: флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический.

Рассмотрим их основные черты. Знание основных типов темперамента позволяет подготовленным специалистам правильно подбирать, определять и соотносить возможности каждого отдельно взятого работника или служащего применительно к требованиям, которые предъявляются к данной профессии. Кроме того, умение распознавать темпераменты подчиненных, позволяет руководителю боле успешно и эффективно управлять коллективом, выбирать оптимальные формы и методы общения, добиваясь лучших результатов в работе.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector