Что такое феминизм: 5 главных принципов феминизма

И вот что сделал петр i:

  • в 1702 г. отменил обязательные рядные записи (юридически значимый список приданого, без которого нельзя было выйти замуж);
  • в 1715 г. установил обязательную смертную казнь за убийство жены. Запретил продавать, самовольно ссылать и клеймить жен;
  • в 1702 и 1724 гг. запретил насильственную выдачу замуж;
  • ввел обязательный интервал между помолвкой и браком (не менее 6 недель) таким образом, молодые знакомились перед совместной жизнью. Это же положило начало тому, что стали появляться браки по любви;
  • ввел обязательное образование для девочек;

Можно сказать, что своими реформами Петр I положил начало развитию феминизма как философии. Феминизм как движение стал складываться в России в 1850-х годах.

У его истоков стояли жительницы больших городов, принадлежащие, как правило, к высшим слоям общества. Они требовали обеспечить женщинам возможность получения высшего образования и доступ к профессиональной занятости. Общество также реагировало на происходящие изменения: появляется ряд публикаций с призывом о необходимости наделить женщин правами.

Тем не менее, требовать политического равноправия женщины 19-го века все еще не могли, так как в то время большая часть населения страны была политически бесправной. Поэтому первый митинг с требованием политических прав состоялся только в революционном 1905 г.

20-й век в России связан с расцветом двух феминистских течений – марксистского и либерального. Марксистки требовали наделения женщин такими же правами, какими обладают мужчины, либералки в свою очередь сосредоточились на просвещении, благотворительности и социальной помощи.

Российское женское движение оказалось довольно успешным – в конституции 1918 года женщины были признаны равноправными с мужчинами на юридическом уровне. Они фактически первыми в мире добились получения избирательного права, декриминализации абортов и возможности сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.

Однако впоследствии ранняя советская эпоха значительно исказила эти достижения. Формально женское население обладало правами, которыми их наделили, но все еще доминирующие патриархальные устои сильно ограничивали присутствие женщин в публичной среде. Идеалом того времени становится работающая женщина и мать. Ситуация стала меняться в 80-х годах прошлого столетия, когда феминистки начали возрождать движение за провозглашение гендерного равенства.

На данный момент важнейшей миссией феминистских движений в России является борьба с насилием, торговлей женщинами и решение других социальных проблем.

Как зародился феминизм?

Отголоски феминизма встречаются еще в Античные времена. Например, в своих трудах Платон развивал мысль, что талантливая эрудированная женщина должна обладать равными правами с талантливым эрудированным мужчиной. Следы этих суждений прослеживаются и в Средние века, и в эпоху Возрождения.

Первой известной феминисткой принято считать Мэри Уолстонкрафт. В 1872-м году она выпустила книгу «Защита прав женщин», где осветила вопросы о различиях между мужчинами и женщинами, достоверность гипотезы, что уровень женского интеллекта ниже, чем мужского, влияние домашнего быта и материнства на жизнь женщины. Также Уолстонкрафт выразила позицию, что женщина вольна сама распоряжаться своей жизнью, чем подняла волну общественных возмущений.

Россия всегда была известна своими патриархальными устоями, отводящими женщине второстепенную роль в жизни общества. «Женские вопросы» поднимались в разные времена, но официально права женщин были признаны только в 1917 году! И при этом, считается, что Россия – одна из первых стран, поддержавших идеи феминизма.

Предлагаем ознакомиться  Как я живу с биполярным расстройством (маниакально-депрессивный психоз). Часть 2

Либеральный феминизм

По канонам либерального движения мужчины и женщины равны как личности и поэтому должны обладать равными правами во всем. Считается, что проблема угнетения женщин сложилась исторически из-за совокупности воспитательных и правовых ограничений, которые должны быть устранены.

Либеральный феминизм провозглашает индивидуальную свободу личности и ее первостепенное значение. Он транслирует стремление женщины добиться равноправия и свободы выбора во всех областях жизнедеятельности, избавившись от необходимости подчиняться воле мужчины. За это либеральный феминизм критикуется представителями некоторых других феминистских течений, которые считают, что индивидуалистический подход не учитывает проблемы женщин разных рас, культур и классов и игнорирует многие другие формы ущемления прав женщин.

Марксистский феминизм

Последователи марксистского феминизма видят причину неравенства и ущемления женщин в расцвете капитализма и частной собственности, которые положили начало классовому неравенству, политическому и бытовому противостоянию полов.

Согласно этой теории, зависимая позиция женщины не была заложена биологически, а возникла в результате социальных отношений. Стремление мужчины взять женщину под контроль укрепилось, и было возведено в Абсолют посредством института семьи. Капиталистическое общество, в свою очередь, поощряет доминирующее положение мужчины рабочего класса с целью укрепления позиций правящего класса.

Также марксистки поднимали вопрос о неоплачиваемом домашнем труде женщин, поддерживаемом патриархальным укладом общества, как доказательстве эксплуатации женского труда. Положить конец угнетению прав женщин, по их мнению, могло только упразднение капиталистической экономики.

Мужчины тоже делают это!

Я была бы очень рада, если бы мужчины повсеместно применяли некоторые из бьюти-практик: брили лобок и подмышки, делали маникюр и педикюр, укладывали волосы. Также я не против, чтобы они носили платья и юбки, пользовались косметикой. Больше красоты этому миру!

Ведь все эти атрибуты «женственности» остаются инструментами угнетения лишь потому, что все «женственное» ассоциируется с «второсортным». И когда нам удастся победить эти предубеждения, когда это перестанет быть чем-то постыдным, мужчины смогут наравне с нами пользоваться всеми «женскими штучками».

А пока атрибуты — это просто атрибуты. Хочешь пользуйся, хочешь нет — это не сделает тебя ни меньшей женщиной, ни меньшей феминисткой.

Напоследок я решила опросить своих френдесс, радикальных и не очень феминисток, о том, почему им «женственность» не мешает бороться за равноправие:

«Я делаю так, как мне удобно. И если мне удобно иметь длинные ухоженные волосы (а мне удобно — в коротком варианте мои волосы жидкие и тонкие, сразу за сутки-двое грязные, словно их нет, и липнут к голове) — я так и буду ходить. Феминизм не диктует мне, в отличие от патриархата, как именно эти волосы показывать или прятать»;

«Сделала гелевые ногти — и все, не видишь, что патриархат существует тысячи лет и влияет на религию, экономику и спорт? Это так не работает»;

«Мои бьюти-практики, например, экономят мне время при поиске партнера (бритые ноги), позволяют мне немножко защититься от внешнего мира (макияж, я с ним реально чувствую себя менее уязвимой) и дают телесный комфорт (мои “православные” платья почти в пол, с широкими юбками позволяют мне развалиться в кресле так, как хочется)»;

«Не так много в жизни (особенно женской) ресурсных занятий, чтобы от них вот так запросто отказываться. Если шопинг, маникюр, обмазывание себя всяким для меня такое занятие — я буду этим заниматься. Потому что ресурс мне нужен, в том числе — для борьбы с патриархатом»;

Предлагаем ознакомиться  Профессиональная депрессия – как вернуть желание работать и развиваться

«Я не поддерживаю бьюти-практики, а переосмысливаю и пересоздаю. Хочу — эпилирую ноги, хочу — крашу волосы на них в зеленый цвет, захочу — татуировку набью в виде волос»;

«Самовыражаться — часть свободы личности, а мы тут все за то, что женщина — это личность. Так в чем проблема?»;

«Помимо борьбы за равноправие нужно еще и себя с детьми кормить. И твои клиенты тебя в шортах с небритыми ногами просто не поймут»;

«В патриархальном обществе, чтобы быть услышанной, женщине приходится переодеваться в «женскую» форму. Иначе неизбежно будет «она неухоженная уродка, обиженная на весь мир, зачем вообще ее слушать»»;

«Радикальный феминизм потому радикальный, что рассматривает патриархат как систему, существующую везде. В этой системе надо выжить и пытаться ее расшатать. Это можно делать в юбке, если так удобнее».

Мы делаем это для себя

Каким бы удивительным это ни казалось, но те же самые бьюти-практики можно делать и ради себя любимой!

Нет, конечно, не стоит ударяться в крайности. «Я вставлю себе силиконовые сиськи, но я против объективации женщин» — согласитесь, звучит так себе. Но маникюр, окрашивание волос, мейк и одежда — все это может быть способом самовыражения.

Однако говорить про свободный выбор тут следует с осторожностью. Китайские девочки, которым «для красоты» забинтовывали ноги, тоже, наверное, считали, что делают это для себя — иначе какие из них вырастут женщины?

Поэтому каждый раз, собираясь в салон красоты, подумайте, зачем вы это делаете. Если яркий и креативный маникюр доставляет вам искреннюю радость каждый раз, когда вы на него смотрите — идите и делайте.  А если вы приводите руки/ноги/голову «в порядок» лишь потому, что так положено и «как на меня люди будут смотреть», тогда есть смысл задуматься: ради кого вы это делаете и так ли оно вам надо?

Мы хотим любви

И не только сестринской и платонической, но и вполне себе плотской.

Распространенное мнение о том, что большинство женщин бисексуальны, — это заблуждение. На самом деле, 80-90% из нас имеет гетеросексуальную ориентацию, поэтому при всем желании мы не можем просто «переключиться» на однополые отношения.

Женщин влечет к мужчинам, женщины хотят быть с мужчинами — для многих это закон природы, которому трудно противостоять. И не все готовы ради борьбы за равноправие пожертвовать своим личным счастьем. Так стоит ли этого требовать?

Радикальный феминизм

Сторонницы радикального феминизма считают, что угнетенное положение женщин вызвано не правовыми системами (как либералки) и не классовой борьбой (как марксистки), а в патриархальных гендерных отношениях, под которыми понималось доминирование мужчин на экономическом, культурном и политическом уровнях.

Радикальные феминистки считают, что общество – это тотальный патриархат, где мужчины угнетают женщин. По их мнению, женщины должны отказаться от бесплатного бытового и сексуального обслуживания мужчин и обособиться от патриархального института.

Конечной целью радикального течения является ликвидация привилегий мужчин и половых различий: гендерные различия в конечном итоге не должны играть никакой роли в социальных отношениях.

Развитие феминизма в россии

Изменения в отношении к женщинам появились с приходом к власти Петра I, которого можно назвать не иначе как иконой русского феминизма. До этого положение женщин было крайне сложным, общественные нравы следовали принципам «Домостроя».

Предлагаем ознакомиться  Структура личности — психология

Образ типичной жены того времени: молчаливая, покорная, трудолюбивая. Она должна была жить на отдельной «женской половине» дома и не имела права выходить в люди без сопровождения мужа.

Избиение женщин мужчинами считалось нормой и никак не порицалось. Если же случалось убийство супруги, нерадивый муж мог отделаться церковным покаянием, в то время как за убийство мужа, женщине полагалось жестокое наказание – закапывание в землю живьем согласно «Новоуказным постулатам» 1669 года.

И хоть морально общество было готово перейти на новый уровень, жизнь начала меняться только с введением законодательных постулатов Петра.

Развитие феминизма на западе

Феминизм – это движение, которому свойственно цикличное развитие. На Западе это проходило в 3 этапа (волны), каждый из которых обладает своими особенностями.

Первая волна

Первую волну феминизма олицетворяет движение суфражисток начала 20-го века, выступающих за предоставление женщинам политических и избирательных прав. Они руководствовались либеральными лозунгами: пол не должен влиять на права человека.

Суфражистки своими выступлениями значительно повлияли на политику, например, с их помощью в США в 1920-м году было провозглашено равенство полов при участии в политической жизни. Казалось бы, что на этом феминистские движения должны были остановиться, ведь своей главной цели они добились, а остальные проблемы должны были решаться на политическом уровне. Но на 60-е годы 20-го века пришлась вторая волна феминизма и ознаменовала собой необходимость более глубоких изменений.

Вторая волна

Если раньше борьба шла за равенство политических прав, то теперь встал вопрос о пересмотре общественных устоев касательно социальной роли женщины. Отсутствие политической дискриминации не означало равенство во всех остальных аспектах жизни. Как оказалось, угнетение женщин на бытовом уровне было не меньшей проблемой.

Феминистки второй волны критикуют устоявшиеся представления о женщине, как о матери, хранительнице очага, отказавшейся от карьеры в пользу поддержания уюта в доме и воспитания детей. Они выступали резко против сложившегося мнения, что у женщин не должно быть стремления реализовывать себя вне «женского мира».

Третья волна

В 90-е годы 20-го века ключевой темой было осознание самой сущности мужчин и женщин. Они задавались вопросом, как формируются гендерные роли и каковы критерии этого подразделения. Стал вопрос, что понятия «мужское» и «женское» не более чем ярлыки, созданные социумом, и помимо привычных гендеров могут быть какие-то другие. Тогда же и зародилась квир-теория, которая занимается исследованием разнообразия гендерных идентичностей.

Феминизм третьей волны провозглашает свободу не только от предрассудков и угнетений настоящего, но и стремится избавиться от ограничений, наложенных феминистическими движениями ранее.

Женщина теперь представлялась не просто освобожденной от угнетения, а сильной, самодостаточной, обладающей талантом и лидерскими качествами, которая не только не хуже мужчины, но может даже превосходить его. В это же время реабилитируется макияж и яркая одежда, каблуки, считавшиеся ранее атрибутами сексуальной объективации и угнетения женщин мужчинами.

Заключение

Сейчас немногие задумываются о важности рассмотренного явления и на вопрос: что такое феминизм, могут ответить лишь парой утрированных клише, не понимая важности и ценности движения.

Только задумайтесь, если бы когда-то «женский вопрос» не был поднят, то сейчас женское население мира не обладало бы такими очевидными вещами как право на образование, трудоустройство, свободу выбора.

Человечество сделало огромный шаг навстречу цивилизованному будущем, но при этом многие проблемы только предстоит решить. Во многих странах мира вопрос с домашним насилием, насильственными браками, торговлей женщинами и половой дискриминацией все еще остается открытым.

Оцените статью
Психология похудения
Adblock detector